редакции Выбор
Как специалист по маркировке рекламы и отчетности в ОРД помогает бизнесу соблюдать закон?
В связи с новой реальностью для бизнеса, имеет место рассмотрение вопроса о привлечение квалифицированного специалиста по маркировке рекламы и ведению отчетности в ОРД для исполнения статьи 18.1 закона о рекламе № 38-ФЗ для исключения претензий и штрафов от ФАС и Роскомнадзора.
Задачи специалиста по маркировке рекламы и настройки отчетности в ОРД
Основная задача Специалиста по маркировке рекламы и отчетности в ОРД — это организация полноценного бизнес-процесса со своими регламентами и правилами, чтобы обеспечить, с учетом требований ФАС и Роскомнадзора, полноценное исполнение статьи 18.1 закона о рекламе № 38-ФЗ (закон о маркировке рекламы) при размещении рекламных материалов на интернет-площадках и минимизировать возможные претензии и штрафы от регулирующих органов
Особенно, это касается среднего и крупного бизнеса, когда под организацию процесса маркировки рекламы и отчетности в ОРД формируются проектные команды. В состав команды могут входить, помимо специалиста по маркировке, также маркетологи, специалисты по инфлюенс-маркетингу, закупщики рекламы у блогеров, smm-специалисты, дизайнеры, веб-мастера и прочие, кто может участвовать при размещении рекламных материалов в интернете.
Как показывает практика, организация данного процесса требует особого внимания и имеет много подводных камней
Естественно, для малого бизнеса либо для отдельного блогера процесс организации маркировки рекламы и отчетности в ОРД будет гораздо проще и не потребует создание полноценных команд, но это не избавляет от того, чтобы как факт был выстроен четкий и понятный бизнес-процесс для обеспечения выполнения законодательства насчет маркировки рекламы и минимизировать вероятность ошибок.
Итак, более подробно и по пунктам
1. Экспертиза рекламных материалов
Одной из ключевых обязанностей специалиста по маркировке рекламы является базовая экспертиза рекламных материалов на основании рекомендаций и методик ФАС и Роскомнадзора на предмет того, какие материалы являются рекламными и требующие маркировки, а что является справочной информацией о хозяйственной деятельности компании и не подлежит маркировке как рекламный материал
Более того, ФАС постоянно пополняет свои методички насчет того, что является рекламой, а что информацией. Специалист должен базово, но достаточно знаком с различными кейсами ФАС и Роскомнадзора насчет правоприменительной практикой возбуждения дел за нарушение исполнения закона о маркировке рекламы.
2. Работа с платформами ОРД
Специалист по отчетности в ОРД должен уверенно работать с различными системами операторов рекламных данных, среди которых:
- ОРД Озон
- ОРД ВК
- ОРД Сбербанк (ОРД Лаборатория разработки)
- ОРД Амбердата
- ОРД Билайн (Первый ОРД)
- ОРД Медиаскаут
- ОРД Яндекс
Каждая из этих платформ имеет свои особенности, и специалисту необходимо учитывать их специфику при работе с отчетностью.
Ключевые этапы работы с ОРД включают:
- Заполнение блоков «Контрагенты», «Договоры» и «Площадки». Эти блоки содержат информацию о рекламодателях, договорах на оказание рекламных услуг и площадках размещения рекламы. Все данные должны быть точно и своевременно занесены в систему.
- Загрузка креативов и получение erid (идентификаторов рекламы). Для каждой рекламной кампании необходимо загрузить рекламные материалы и получить уникальный идентификатор рекламы (erid) в разрезе изначального договора, который затем отправляется в ЕРИР. Важно также отметить, что даже самореклама компании требует маркировки и получения идентификатора рекламы
- Формирование актов. В блоке «Акты» происходит разаллокация затрат по изначальным договорам. Специалист должен точно распределить все данные по изначальным договорам (если их будет несколько, например при кобрендинге), чтобы избежать ошибок в отчетности.
- Формирование ежемесячной отчетности в блоке Статистика. Каждый месяц специалист по ОРД обязан формировать отчетность, разаллоцированную (распределенную) по креативам и площадкам, и отправлять эти данные в ЕРИР. Особое внимание следует уделить ведению вечной отчетности, если реклама по условиям договора участников рекламной цепочки не подлежала удалению
В связи с тем, что месяц за месяцем по каждому проекту объем отслеживаемых подотчетных данных будет расти как снежный ком (особенно при наличии вечной отчетности), то специалисту нужно обладать соответствующими навыками с умением обрабатывать большой объем информации, систематизации учета, усидчивостью, выносливостью и способностью отстраивать организацию данного процесса
3. Проверка корректности нанесения атрибутов маркировки на рекламно-информационные материалы
Специалист по отчетности в ОРД также должен следить за правильностью нанесение атрибутов маркировки на рекламные материалы. Эти атрибуты устанавливаются в соответствии с требованиями ФАС и Роскомнадзора и должны быть корректно отображены на всех размещаемых рекламных единицах. Неверное нанесение атрибутов маркировки может привести к штрафам и другим мерам со стороны регулирующих органов, даже если вся отчетность в ОРД была выполнена идеально, точно и в срок.
4. Отслеживание данных в ЕРИР
Специалист по ОРД и организации процесса по маркировке рекламы должен отслеживать все данные, которые отправляются в ЕРИР. Это означает постоянную проверку корректности и полноты информации, которая фактически поступила в ЕРИР.
5. Работа с техподдержкой ОРД
В процессе настройки отчетности в ОРД могут возникать технические трудности либо неоднозначности в каждом конкретном кейсе, связанные с организацией процесса отчетности и передачей данных в ЕРИР. Поэтому специалист должен быть готов к оперативному решению таких вопросов и уметь выстраивать эффективные коммуникации с теподдержкой ОРД для решения данных вопросов. В связи с тем, что требования ЕРИР к передаче данных периодически корректируются, то специалист всегда должен следить за всеми нововведениями на платформах ОРД на которых организован его процесс передачи отчетности в ЕРИР
6. Взаимодействие с ФАС и Роскомнадзором
Специалист по ОРД и организации процесса по маркировке рекламы потенциально должен быть готов к взаимодействию с органами исполнительной власти, такими как ФАС и Роскомнадзор, когда это касается сложных и нестандартных случаев, когда требуется уточнение трактовок закона или разъяснение по поводу спорных и неоднозначных кейсов при размещении публикуемых материалов в интернете.
Стоит иметь ввиду, если поступят претензии от Роскомнадзора и ФАС насчет нарушения законодательства по статье 18.1 закона о рекламе 38-ФЗ, то специалист по маркировке рекламы и отчетности в ОРД должен будет наряду с юристами потенциально участвовать в процессе подготовки аргументации и обоснования позиции бизнеса для регулирующих органов.
Тем более возбуждение дел ФАС и Роскомнадзором всегда можно будет оспорить в суде и как показала правоприменительная практика на данный момент суд может встать на сторону бизнеса, отменяя либо минимизируя решения регулирующих органов, признавая нарушения малозначительными без соответствующих штрафов по статье 14.3 КОАП
Заключение
Введение нового закона о маркировке рекламы существенно изменило рынок интернет-рекламы в России. В новой реальности специалист (менеджер) по ОРД и организации процесса по маркировке рекламы стал неотъемлемой частью продвижения брендов, товаров, услуг и мероприятий в интернете. Его задачи включают как технические аспекты настройки отчетности в ОРД, так и понимание того, чем реклама отличается от информации.
Поэтому специалист должен не только аккуратно и своевременно отправлять данные в ЕРИР в соответствии с законодательством, но и разбираться в тонкостях классификации рекламных материалов, уметь работать с различными ОРД-платформами, в том числе с возможными автоматическими сервисами учета и отправки информации из ОРД в ЕРИР. В том числе, эффективно взаимодействовать и выстраивать коммуникации со всеми участниками данного бизнес-процесса как внутри команды, так и вовне (техподдержка ОРД, Роскомнадзор, ФАС)
***
В моем Телеграм вы всегда сможете найти необходимую экспертизу по маркировке рекламы и оформлению отчетности в ОРД, а также получить ответы по вашим кейсам
Рекомендации по моим публикациям насчет маркировки рекламы:
- Настройка отчетности в ОРД Озон для блогеров
- Маркировка рекламы в ОРД Сбер для digital-агентства (посредника)
- Маркировке рекламы для digital-агентства на ОРД Амбердата (ОРД-А)
- Отчеты в ОРД Медиаскаут для владельца интернет-площадки
- Маркировка рекламы для блогеров в ОРД Вконтакте
- Отчеты в ОРД Яндекс для владельцев интернет-площадок