редакции
Настройка отчетности в ОРД Озон для блогеров при маркировке рекламы
Это вызвано тем, что прошло уже достаточно времени. В различных ОРД, а именно ОРД Озон, ОРД ВК, ОРД Медиаскаут, ОРД от SberAds, Первый ОРД, ОРД-А, появились серьезные изменения, которые существенно повлияли на механизм выстраивания отчетности для различных рекламных цепочек. Например, из блока Акты был выделен блок Статистика, что существенно облегчило и упростило оформление, так называемой, вечной отчетности в ОРД и изменило процесс оформления актов в ОРД.
Давайте вместе разберемся, как построить свои отношения с ОРД Озон владельцам интернет-площадок, так как организация маркировки рекламы в ОРД при больших объемах трудоемкий процесс с вероятностью ошибок из-за человеческого фактора либо из-за недостаточности компетенции по данному вопросу. А также рассмотрим как происходит маркировка саморекламы в новом интерфейсе платформы ОРД Озон. Тем более, что маркированная реклама — это новая реальность с сентября 2022 года для всего интернет-сообщества от малых пабликов и блогеров до крупного бизнеса.
Исходные правила для оформления отчетности в ОРД
- Каждый участник рекламной цепочки должен отчитываться в своем ОРД только за себя по своему доходному договору, если иное не закреплено в договоре между контрагентами.
- Каждый участник рекламной цепочки несет ответственность за исполнение положений Закона о маркировке рекламы, даже если они технически делегированы по договору Контрагенту.
- По закону только изначальный Рекламодатель может делегировать ответственность за исполнение статьи 18.1 закона о рекламе № 38-ФЗ при оформлении данных в ОРД своему Контрагенту.
- По соглашению Сторон регистрация креативов и получение токенов в ОРД может быть закреплена за одним участником рекламной цепочки. В этом случае он обязан оформлять в ОРД дополнительно разаллокацию по креативам с выделением сумм и показов по каждому креативу.
Важно понимать, что в договоре между контрагентами всегда необходимо закреплять, кто из контрагентов будет выполнять конкретные работы по отчетности в ОРД для всей связки Заказчик-Подрядчик. Иначе штрафы могут коснуться каждого контрагента по текущему договору, а не только того у кого был Доходный договор. Поэтому наличие договора между контрагентами, где четко прописано, кто и какие работы выполняет в ОРД, всегда лучше, чем работа просто по счету, счет-договору либо счету-оферте, где не в полной мере обозначены обязанности сторон по исполнению закона о маркировке рекламы.
В каких рекламных цепочках может участвовать владелец интернет-площадки (блогер)?
Практически во всех, причем заказчиком для блогера может быть непосредственно Рекламодатель (РД) либо Посредник (ПСР) в лице рекламного агентства, биржи либо рекламной платформы. В принципе, все рекламные цепочки можно описать единой схемой, где РД переводит финансовые средства за размещение рекламно-информационных материалов (РИМ) в интернете на счет ПСР. Далее Посредник переводит средства непосредственно рекламораспространителю (РР) — владельцу интернет-площадки (сайта, соцсети, тг-кнала, ютуб-канала и т.д).
Если РД переводит деньги за размещение РИМ непосредственно РР, то ПСР в рекламной цепочке не присутствует: Для того, чтобы избежать дублирования данных в ЕРИР, при оформлении отчетности в ОРД для каждой рекламной связки внутри рекламной цепочки надо принимать следующее: Базовая схема, которая может быть интегрирована в любые кейсы с участием РР, где по договору рекламораспространитель должен заполнять отчетность в ОРД за связку Заказчик-РР (см. раздел Исходные правила для оформления отчетности в ОРД) Рекламораспространитель в обязательном порядке, когда к нему приходит Заказчик, должен узнать, является ли тот исходным Рекламодателем или Посредником при организации процесса оформлении рекламы в ОРД со своей стороны. На основании полученной информации для базовой схемы может присутствовать один из четырех сценариев, который потребуется оформить в ОРД. Остановимся на каждом подробнее. Изначально предположим, что между Рекламодателем и РР есть договор 100-10 от 20 октября на размещение рекламных материалов в ноябре 2023 года и дополнительным работам по договору (креатив и иные виды услуг). По окончании размещения РР (блогер) выставит для Рекламодателя бухгалтерский (бумажный акт) от 03 декабря 2023 года на общую сумму работ по договору. Этапы отчетности для Первого сценария: РР заполнит информацию о себе, поставит галочку Рекламораспространитель и прикрепит интернет-площадки, которые ему принадлежат. Далее оформит данные по Рекламодателю: Важно: прикрепление креативов в блоке Креативы всегда производится к Изначальному договору (договор между Рекламодателем и его первым контрагентом). В нашем случае, при короткой рекламной цепочке, Изначальный договор и договор РД-РР это одно и то же, поэтому в блоке Креативы указан наш договор № 100-10 от 20 октября 2023 года (он автоматически появится в меню поля при выборе) Напомним, что за атрибутами маркировки (Реклама и Название рекламодателя) следит ФАС, а Роскомнадзор отслеживает наличие атрибута erid (токен) на РИМ и контролирует отчетность в ОРД. Базовый вариант маркировки рекламного материала: Как маркировать рекламу, а именно каким образом наносить атрибуты маркировки на различные форматы РИМ можно посмотреть в моей публикации. Сначала для удобства следует оформить блок Статистика, в котором РР занесет данные по показам для каждого креатива и для каждой площадки. Так как у нас креатив был один, то в блоке Статистика будет присутствовать две строчки — каждая для своей площадки. Итак, в блоке Статистика нажмем Добавить и поэтапно добавим каждую площадку. Напомним, площадки размещения РИМ мы добавили в самом начале практической части и прикрепили их к РР (рекламораспространителю). Добавляем первую площадку — Ozone. Указываем количество показов, которые можно взять из систем аналитики платформы размещения (например из ленты ВК либо системы аналитики ВК) либо с помощью Яндекс Метрики со своего сайта, указывая количество посещений страницы, где был размещен рекламный материал. Этого будет достаточно. Указываем точный срок размещения, если бы у нас было размещение с 10.11.23 по 30.11.23, то указать надо именно его. Так как у нас общая сумма, которая была выделена на размещение 90 000 рублей, а площадки две, то мы смело указываем сумму для текущей площадки в размере 45 000 рублей либо можно распределить эту сумму пропорционально количествам показов на каждой площадке. Стоимость единицы оказания услуг — 45 000 / 100 показов = 450 рублей либо укажите 45 000 рублей, так как мы платим блогеру за услугу — размещение, поэтому она и будет единицей оказания услуг . Всего услуга стоила 90 000 рублей, а так как площадки у нас две, то делим на 2. Оба варианта вычисления Стоимости оказания услуг приемлемы. Добавляем вторую площадку — dhprime. Здесь все аналогично описанному выше: В итоге у нас получилось две строчки в блоке Статистика — каждая строчка для отдельной площадки размещения. Если бы у нас было два креатива и одна площадка, то также в блоке Статистика у нас было бы две строчки — каждая строчка для отдельного креатива, но на одной площадке. Если бы у нас было два креатива на двух площадках, то в блоке Статистика присутствовало бы четыре строчки. Это и есть разаллокация (детализация), которую требует Роскомнадзор при построении отчетности в ОРД. Следующим шагом рассмотрим как заполнить блок Акты и оформить разаллокацию по Изначальному договору. В блоке Акты блогер должен в верхней части занести атрибуты своего доходного бухгалтерского акта (номер, дату и сумму). Как указано в водной части, блогер выполнял не только услуги по размещению РИМ на своих площадках, но также изготавливал креативы и выполнял иные услуги по договору. Следовательно, в верхнем блоке (бухгалтерском блоке) должна быть указана вся сумма по договору по всем работам, а именно 110 000 рублей. В нижнем блоке (блок разаллокации по Изначальному договору) блогер сначала выберет Изначальный договор (как указано выше, в нашем случае Изначальный договор и договор РД-РР это одно и тоже) укажет сумму 90 000 рублей, так как именно она была потрачена непосредственно на размещение рекламных материалов. Затем укажет НДС либо нет, а далее нажмет Сохранить. В итоге, в интерфейсе появится карандашик в столбце Количество креативов, при нажатии на который, откроется блок Статистика, где можно выбрать наш креатив, который был размещен на двух площадках: В итоге, Рекламораспространитель оформил все необходимое со своей стороны для исполнения закона о маркировке рекламы для связки РД-РР по первому сценарию. По данному сценарию для блогера существенно снижается объем работ, так как РР не загружает креативы у себя в ОРД и сответственно не получает токены. Стороны договорились, что токены будет получать РД в своем ОРД. Есть правило — кто загружает креативы и получает токены, тот по ним и отчитывается в своем ОРД, причем делегировать это никому нельзя. Поэтому блогер повторит своими действиями Первый сценарий, кроме занесения данных в блок Креативы и блок Статистика. Единственное, что от него потребует РД, так это предоставить статистику по реальным показам на его площадках по каждому креативу, исходя из данных платформ либо по данным Яндекс Метрики. В блоке Акты блогер заполнит верхнюю часть на основании своего бухгалтерского бумажного акта либо чека из Мой Налог, если РР физлицо в статусе самозанятого и стороны работают без договора. А также произведет разаллокацию по Изначальному договору БЕЗ добавления данных по креативам, т.е. в стобике Количество креативов должен фигурировать 0 и на карандашик нажимать не требуется. В данном случае блогер отчасти повторит Первый сценарий, но теперь в ОРД его договор с заказчиком Посредник-РР и понятие Изначальный договор это уже две разные сущности. Изначальным договором теперь будет считаться договор между РД и Посредником, так как именно Посредник (рекламное агентство, биржа, рекламная платформа Яндекс Директ либо рекламна яплатформа ВК реклама) теперь будет являться Контрагентом № 1 для Рекламодателя, а не РР, в отличие от короткой цепочки РД-РР по первому и второму сценарию. Этапы отчетности для Третьего сценария: Также блогер должен занести в ОРД данные об исходном Рекламодателе. Пусть это будет Рекламодатель Карась. Все данные по исходному рекламодателю и атрибуты Изначального договора между Рекламодателем Карась — Агентством Кобра он должен получить от рекламного агентства. Причем факт предоставления данной информации должен быть закреплен в договоре между Агентством Кобра — РР, иначе РР нужно отказаться от сотрудничества с рекламным агентством, так как РР не сможет в данном случае выполнить со своей стороны отчетность в своем ОРД, что приведет к штрафам со стороны Роскомнадзора. Итак, для третьего сценария используется следующая рекламная цепочка: Рекламодатель Карась — Агентство Кобра — РР (рекламораспространитель-блогер). Также РР должен в ОРД зарегистрировать договор между Рекламодателем Карась — Агентством Кобра: Сначала для удобства следует оформить блок Статистика, где блогер (РР) занесет данные по показам для каждого креатива и для каждой площадки. Так как у нас креатив был один, то в блоке Статистика будет присутствовать две строчки — каждая для своей площадки. Итак, в блоке Статистика нажмем Добавить и поэтапно добавим каждую площадку. Напомним, площадки размещения РИМ мы добавили в самом начале практической части и прикрепили их к РР (рекламораспространитель). Для площадки Ozone: Для площадки dhprime: Распределение сумм аналогично, как было описано в Первом сценарии. Теперь блогеру (РР) требуется оформить блок Акты для Третьего сценария. Нажимаем Сохранить. Появляется карандашик в столбце Количество креативов. Нажимаем карандашик и попадаем в блок Статистика, где выбираем наши креативы с площадками: В итоге, вся отчетность в ОРД, которую должен был сделать РР (блогер) для связки Посредник (агентство) заполнена. По данному сценарию для блогера существенно снижается объем работ, так как РР не загружает креативы и не получает токены в своем ОРД. Стороны договорились, что токены по каким-либо причинам будет получать РД в своем ОРД. Поэтому блогер повторит своими действиями Третий сценарий, но кроме занесения данных в блок Креативы и блок Статистика. Единственное, что от него потребует РД, так это предоставить статистику по реальным показам на его площадках по каждому креативу, исходя из данных платформ либо по данным Яндекс Метрики. В блоке Акты блогер заполнит верхнюю часть на основании своего бухгалтерского бумажного акта либо чека из Мой Налог, если РР физлицо в статусе самозанятого, и стороны работают без договора. А также произведет разаллокацию по Изначальному договору (Рекламодатель Карась — Агентство Кобра) без добавления данных по креативам. Мы рассмотрели четыре сценария в которых обозначили, что должен делать РР (рекламораспространитель) при исполнении закона о маркировке рекламы и оформлении отчетности в ОРД Однако есть еще один нестандартный сценарий, а именно сценарий, связанный с оформлением саморекламы для Рекламораспространителей. Самореклама — это условно абстрактный термин, который не описан в законе о рекламе. Так называют РИМ различного формата, который размещается владельцами интернет-площадок на своих интернет-ресурсах и содержит информацию о своих товарах, услугах и мероприятиях. По сути, самореклама — это так называемые «отдельные случаи», о которых ФАС упоминает в своих методичках и ответах на многочисленные запросы от пользователей интернета. С точки зрения офомления отчетности в ОРД, самореклама подразумевает договор РР с самим собой, где будут указаны нулевые суммы размещения и движение финансовых средств не происходит. В новом интерфейсе Озон ОРД самореклама оформляется без занесения договора в ОРД особым образом только через блок Креативы и Статистика. Далее, после размещения требуется оформить отчетность о саморекламе в блоке Статистика и больше нигде, что очень удобно. Ранее приходилось также создавать акт с нулевыми суммами и нулевой разаллокацией в блоке Акты: Надеюсь, что подготовленные пошаговые инструкции для заполнения отчетов в ОРД будут полезны для вас при исполнении закона о маркировке рекламы. *** Мой YouTube и Телеграм-канал с подробными инструкциями по оформлению отчетности в ОРД и исполнения закона о маркировки рекламы Рекомендации по моим публикациям насчет маркировки рекламы:
Обязанности рекламораспространителя

Первый сценарий













Второй сценарий


Третий сценарий










Четвертый сценарий


Пятый сценарий

