Главное Авторские колонки Вакансии Образование
341 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как следить за рентабельностью и при этом мотивировать команду (2 часть)

Привет, на связи Александр, операционный менеджер InstaDev. Наша команда занимается полным комплексом услуг по мобильной разработке уже более 10 лет. Во второй части цикла статей про процессы в агентстве, поговорим про рентабельность и мотивацию для проектной команды.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Наше продолжение будет все также полезно для СЕО и ТОП-менеджеров продакшенов, агентств, руководителей направлений и операционных менеджеров.

Следим за проектом и рентабельностью

В InstaDev мы выстроили простую систему из 3 связанных файлов, которые помогают оперативно следить за рентабельностью проектов.

Посчитать рентабельность проектов в общих чертах не сложно.

Вкратце, нам понадобятся:

  1. внутренние ставки исполнителей на проектах;
  2. затраты времени на проекте у конкретных исполнителей (единица измерения может быть разной в зависимости от масштаба проекта, мы чаще всего ориентируемся на часы);
  3. объем проекта/его этапа, который формируется при оценке проекта и который удалось согласовать с клиентом.

Подсчет внутренних ставок подробно разбирали в первой части.

Сейчас же покажем наш шаблон «Расчет оверхеда и стоимости часа», который мы используем в работе.

Как пользоваться этим шаблоном:

  1. заполнить данные производство, то есть сотрудники производственного отдела (столбцы A-G, K-N);
  2. заполнить административные данные (сотрудники, которых нельзя отнести в производственный отдел);
  3. скорректировать изменяемые данные на вкладке «Общий».


Общие данные компании (лист «Общий»)

Итог: на листе «Данные производства» мы получим три вида ставок (внешнюю, внутреннюю и чистую) и дополнительно сводную таблицу по месячным затратам на каждый отдел/направление в разрезе людей (лист «ФОТ Анализ производство»).


Список исполнителей и их ставки (лист «данные производство»)

Внешняя — ориентир для «продажи» исполнителей в проектах, т.к. в нее уже заложена целевая рентабельность. В шаблоне она на уровне 20%, но может быть любой под конкретные нужды.

Внутренняя пригодится для подсчета рентабельности, а чистая — для маржинальности.

Важный момент: проектные менеджеры тоже в этом списке, но с коэффициентом 0 в столбце «Работает». Обычно проектный менеджер не продается напрямую в проекте и учитывается в оверхеде (строка «ФОТ непроизв (из отдела) + налог» на листе «Общий»), но если будет возможность «продать» проектного менеджера напрямую в проекте, то для этого пригодится ставка такого человека. Поэтому он и присутствует на листе «Данные производство» с расчетом ставок.

Далее мы используем шаблон «Контроль отгрузок». У этого документа 2 функции: контроль за статусом проектов/оплат и формирование первой части базы по проектам и исполнителям.

Лист «Отгрузки» достаточно простой: нужно лишь вносить и своевременно обновлять информацию по отгрузкам (часть работ, которая закрывается актом) на проектах. Здесь же и прописываются объемы работ по отгрузкам в денежном выражении. Актуальность данных на этой вкладке мы проверяем еженедельно на звонках с проектными менеджерами.


Отгрузки и проекты компании

Также в этот файл тянется на отдельный лист список исполнителей из файла «Расчет оверхеда» (1-ый шаблон) с только внешними ставками, чтобы они служили ориентиром для проектных менеджеров.

Необходимая информация для анализа вносится на листе «Исполнители»:

  1. проект/часть проекта (отгрузка);
  2. исполнители, которые участвовали в работах;
  3. выделенный объем на исполнителей из общего бюджета отгрузки (в случае нескольких исполнителей проектный менеджер сам разделяет объем отгрузки на исполнителей в зависимости от планируемого объема работ на этого исполнителя в отгрузке);
  4. фактически потраченные часы на отгрузку у исполнителя, которые обновляются на еженедельной основе (мы берем эти данные из Tempo плагина для Jira);
  5. дополнительно: остаток планируемого объема у исполнителя (ориентир для проектных менеджеров). Если есть постоянный расход на проектах, например, комиссия/премия за продажу, то ее изначально нужно убрать из расчетного объема в формулах по подсчету рентабельности и т.п. Допустим 2% мы отдаем менеджеру по продажам, тогда для расчета везде стоит 0.98*планируемый объем.


Исполнители на проектах и отгрузках

Сама база начинает формироваться на листе «База», куда перетягиваются столбцы A-G с листа исполнители, и по названию отгрузки сюда же переносится вся информация с листа «Отгрузки» уже без дополнительных цветовых выделений.


База по отгрузкам

И последний файл «Анализ отгрузок».

Основным является лист «База отгрузок» куда импортятся данные с листа «База» из документа «Контроль отгрузок» (2-й шаблон) и дополнительно к ним справа добавлены расчеты реальных и чистых затрат, рентабельности, маржи и маржинальности, статус работает ли исполнитель в компании и принадлежность к цеху (направлению работы).

Также сюда тянутся все рейты и ставки из 1-го шаблона на отдельный лист «Рейты» (они все также нужны для расчетов рентабельности, маржинальности и т.п.).


Подсчет рентабельности и маржинальности через сводную таблицу

На основе собранных данных можно строить множество сводных таблиц в зависимости от идей, которые придут в голову. Но основные — это подсчет рентабельности, маржинальности, подсчет премий и эффективности исполнителей и т.д. В качестве примера они также присутствуют в файле на отдельных вкладках.

По желанию базу можно расширять под какие-либо идеи. Мы лишь показываем рабочий минимум, который можно использовать.

В итоге мы имеем 3 шаблона, которые связаны следующим образом:


Также эти шаблоны должны иметь разный уровень доступов: «Расчет оверхеда и ставок» и «Анализ отгрузок» для руководства, а «Контроль отгрузок» является основным рабочим файлом для проектных менеджеров.

Также можно выделить параметры, которые сильнее всего влияют на рентабельность:

  1. Оценка проекта (в том числе правильная оценка объема работы)
  2. Стоимость проектной команды
  3. Низкая эффективность исполнителей
  4. Правильно выстроенная коммуникация с заказчиком, позволяющая заниматься допродажами

С помощью такой системы становится проще следить за «здоровьем» проектов, появляется возможность среагировать на незаметные, на первый взгляд, негативные сценарии.

Например, проект начал движение в сторону минуса, тогда можно попробовать немного изменить проектную команду или заняться допродажами или вообще выяснить, что кто-то на регулярной основе показывает плохие результаты, искусственно завышает оценки по объему работ и т.д.

Имея такие показатели, можно говорить с командой о каких-либо мотивациях или кадровых изменениях. Все в ваших руках и уже не просто личные догадки, а конкретные факты и показатели.

Мотивация

Для проджект менеджеров у нас разработана система мотивации, основанная на результатах проектов. Выглядит все достаточно просто.

Премиальный фонд формируется на отгрузках, которые превысили базовую рентабельность, например, 20% (устанавливается компанией на свое усмотрение). Часть премиального фонда выплачивается проджект менеджеру, который вел эту часть работ. Насколько большой должна быть эта часть — вопрос открытый, поэтому лучше всего отталкиваться от ситуации в компании. Но, наш взгляд, 10-20% выглядит вполне адекватно.

Каждый квартал мы проводим итоговые встречи с проджект менеджерами, где вместе смотрим на результаты проектов и объявляем премии. Особенно интересно разбирать примеры, где немного не хватило до нужного результата.

Все это побуждает проджект менеджеров не терять фокус с рентабельности проектов и постоянно думать как улучшить ситуацию на том или ином проекте. Дополнительно также помогают еженедельные встречи по контролю отгрузок, где смотрим рентабельность в реальном времени.

Также можно выделить процент из премиального фонда для исполнителей на проекте, если будет такое желание. Все на ваше усмотрение относительно ситуации в компании и любви к своим сотрудникам.

Самый сложный момент в организации — постоянство.

Приучить команду следовать процессу и не забывать что-то вносить может быть не совсем просто, у нас этим занимается операционный менеджер, поэтому все проходит немного проще.

Что в итоге

  1. Показанная нами система и шаблоны помогут в полуавтоматическом режиме рассчитывать показатели проектов и контролировать их.
  2. Чем чаще вы будете проводить анализ, тем лучше, но еженедельной основы вполне достаточно.
  3. У вас появляются данные, чтобы не только следить за проектами, но и вести предметный диалог с командой.

Уже можно будет на конкретных примерах и показателях обсуждать выплату премий, повышения или уход из команды (верим, что последний вариант будет редким).

Надеемся, эта статья поможет разобраться в том, как выстроить собственную систему контроля проектов, но при возможности всегда можно найти вдохновение и сделать свой аналог, который подойдет конкретно вашей ситуации.

Был ли у вас опыт выстраивания мотивационных программ для своих проектных команд? В чем были сильные сложности?

Первая часть по теме организации процессов:

«Процессы в агентстве разработки: оверхед это только начало»

Больше полезного о мобильной разработке, менеджменте и мотивации в нашем ТГ- канале InstaDev mobile.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.