Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
226 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

6 принципов обучения. Как найти баланс усилий и результата

Рассматриваем шесть ключевых аспектов, часто упускаемых из виду в процессе обучения и самообучения. Узнайте, как ценность, цель, развитие, расширение, взаимосвязи и переосмысление могут преобразить ваш подход к обучению, сделав его более эффективным и осмысленным.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

При подходе к обучению «в лоб» часто оказывается, что вместо настоящего усвоения знаний мы прибегаем к зубрежке или просто передаем информацию без ее глубокого осмысления. Результат подобного подхода, как правило, весьма скромный. Но какие еще ошибки встречаются в процессе обучения и как их избежать?

Бывает ли обучение «само собой»?

Можно ли считать, что обучение происходит само по себе? Многие верят, что у человека есть врожденные способности к самосознательному обучению благодаря эволюции. Но достаточно ли этих «подарков» от природы для настоящего усвоения знаний? Заучивание и копирование — это всего лишь часть процесса, а не его суть. Как отмечал Ян Амос Коменский, основоположник педагогики, важно не только знать, но и уметь применять знания на практике. Но добиться этого оказывается сложнее, чем кажется.

Исследования, на которые ссылается автор, раскрывают механизмы, влияющие на обучение, а также причины, по которым этот процесс может стать утомительным и неэффективным. К примеру, старший научный сотрудник одного из центров в своей книге «Как научить учиться?» выделяет шесть аспектов, которые часто игнорируются при решении образовательных задач. Учащиеся могут заучивать информацию, не осознавая, что это не равно настоящему обучению.

Обучение — это временной и активный процесс, требующий усилий и основанный на биологических механизмах познания и запоминания. Чтобы сделать обучение более результативным, необходимо глубже понять эти механизмы и разработать стратегии, которые помогут максимально эффективно использовать время и ресурсы.

Шесть ключевых фокусов в обучении по Бозеру

Обучение — это не просто передача информации, а сложный и многогранный процесс, требующий глубокого понимания его механизмов. В современном мире, где знания устаревают с невероятной скоростью, эффективность обучения становится критически важной. Как сделать так, чтобы обучающиеся не просто заучивали материал, а действительно усваивали его, превращая в навыки и умения? Ответы на эти вопросы предлагает Ульрих Бозер, выделяя шесть ключевых фокусов в обучении.

  1. Ценность. Человеческая природа стремится к поиску смысла, и это стремление — основа нашего обучения. Когда мы открываем новое и оригинальное знание, в мозге выделяется дофамин, который служит как катализатор развития, так и потенциальным проклятием, если не направить эту энергию правильно. Чтобы эффективно вовлечь обучающихся, важно не просто заявить, что что-то «важно», а создать условия, при которых они сами смогут осознать ценность материала. Это достигается через актуализацию, позволяющую связать новое знание с уже имеющимся опытом. Например, на старте тренинга по деловым переговорам полезно предложить участникам вспомнить ситуации из своей жизни, где они применяли навыки переговоров, и показать, как новые знания могут улучшить их успех. Вопросы, побуждающие размышлять о личной значимости изучаемого, могут стать мощным инструментом для глубокого вовлечения.
  2. Цель. Систематизация процесса обучения — ключ к его эффективности. Информация должна представляться в структурированном виде, разбитая на небольшие фрагменты, чтобы знания могли быть усвоены и перенесены из кратковременной памяти в долговременную. Это требует исключения ненужной информации и последовательного изложения материала в удобоваримых объемах. Современные компании все чаще переходят на интервальное обучение, которое позволяет лучше адаптировать информацию к особенностям работы памяти и мышления. Важно не только передавать знания, но и развивать способность мыслить, что требует разнообразия методов и активного вовлечения обучающихся.
  3. Развитие. Практика — основа совершенствования любого навыка. Уменьшение времени, отведенного на тренировки, приводит к тому, что навыки не закрепляются и теряются. Важно внедрять разнообразные упражнения и игры, постепенно увеличивая их сложность и уровень концептуализации. Качественная обратная связь на ранних этапах обучения является критически важной. Персонализированная поддержка от наставников помогает обучающимся осознать свои ошибки и оптимизировать свои стратегии мышления. Ошибки, вместо того чтобы восприниматься как неудачи, должны рассматриваться как возможности для анализа и развития. В этом контексте стратегия «мышления роста» помогает преодолеть временные трудности и продолжать движение вперед.
  4. Расширение. Процесс обучения не должен ограничиваться базовыми навыками; он должен постоянно расширять сферу применения знаний, увеличивая сложность и неопределенность. Эффективная импровизация, например, возможна только на основе глубокого понимания основ. Использование новых инструментов для решения реальных задач помогает «заземлить» теоретические знания и применять их на практике. Критические вопросы, такие как «почему?», способствуют глубокой рефлексии и переосмыслению изученного. Обучение других — еще один способ выявить собственные пробелы и укрепить понимание материала.
  5. Взаимосвязи. Сформировав представление об изучаемом предмете, обучающийся начинает решать сложные задачи, используя контекст и выявляя скрытые закономерности. Этот этап является критическим для развития мастерства, когда осознанное использование знаний становится автоматическим. Умение интегрировать информацию из различных источников и применять ее в новых ситуациях — важный аспект глубокой экспертизы.
  6. Переосмысление. Для уже сформировавшихся профессионалов постоянная рефлексия и анализ своей деятельности становятся жизненно важными. Остановка в развитии приводит не только к застою, но и к накоплению «технического долга», что может привести к ошибкам и самоуверенности. Непрерывное саморазвитие — это не только цель, но и необходимость, позволяющая поддерживать актуальность навыков и знаний в быстро меняющемся мире.

Эти шесть фокусов, предложенные Бозером, представляют собой мощный инструментарий для оптимизации образовательных процессов, способствуя более глубокому и осознанному обучению.

Эти фокусы — это не просто теоретические концепции, а практические подходы, которые помогают создать среду, способствующую глубокому и осмысленному обучению в бизнесе. От понимания ценности изучаемого материала до постоянной рефлексии — каждый из этих аспектов играет важную роль в формировании эффективного образовательного процесса. И это может значительно повысить качество корпоративного обучения и вовлеченность участников.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.