Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
728 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как писать статьи «в лёгкости»? Идите от примеров

Такой подход поможет писать понятные и интересные статьи. Причём делать это легко — вам не придётся часами мучиться с текстом. В статье покажу пошаговый алгоритм, как идти от примеров на практике.


Егор Некрасов, автор статьи

Привет, меня зовут Егор Некрасов. Я редактор в веб-продакшне Wemakefab и площадке для дизайнеров Dprofile.

Периодически слышу от коллег-нередакторов, что они хотят прокачивать личный бренд и писать экспертные статьи, но им тяжело даётся такой формат. Они не понимают, с чего начать, как структурировать текст и о чём вообще писать. Написание статей вызывает боль и фрустрацию. Поэтому чаще всего они просто забивают на публикации, либо тратят на них очень много времени.

Есть один подход, который поможет написать хорошую статью. Он называется «идти от примеров». Чтобы написать статью, нужно пройти 9 понятных шагов. Подробнее о них — дальше.

Все шаги я поясняю на примере того, как писал предыдущую статью:


Суть статьи:

  1. Часто авторы свой текст разбавляют мемами, фотостоками и векторными картинками.
  2. Это не эффективно, потому что они не помогают понять суть текста.
  3. Иллюстрация должна дополнять, раскрывать или доказывать мысль автора.
  4. Иллюстрациями могут быть: фото, видео, скриншоты, аудио, схемы, инфографика и сам текст.
  5. Чтобы подобрать хорошую иллюстрацию, сначала разберитесь в задаче своего текста.

Проблемы обычного подхода к написанию статей


Обычный подход к написанию статей — когда автор сначала пытается придумать текст статьи, а потом смотрит, куда в этом тексте можно вставить какие-нибудь картинки. Если автор неопытный, у такого подхода может быть две проблемы:

1. Вымученный текст. Автор не знает, как подступиться к статье и что конкретно нужно написать. Он начинает мучиться с текстом: немного про это напишет, потом про то чуть-чуть, потом вернётся в начало и там что-то добавит. В конце у него получится плохо структурированный поток мыслей, который сложно читать.

2. Слабые иллюстрации. После того как автор закончит с текстом, он пойдёт в гугл искать картинки по своей теме, чтобы вставить их в статью. Так он «разбавит» текст, чтобы было нескучно. Но такие иллюстрации не помогают понять суть текста и не говорят ничего нового по теме статьи. По сути, эти картинки бесполезны.

В итоге: автор тратит много сил и времени, чтобы написать одну статью. При этом она получится скучной и сложно читаемой. И это ещё в лучшем случае. Есть вероятность, что автор просто забьёт на статью и не будет её дописывать.


А если идти от примеров, то всё будет по-другому

Шаг 1: определите тему, кто основной читатель и чем статья будет полезна


Перед тем, как начать писать статью, задайте себе на несколько вопросов:

  1. На какую тему я хочу написать статью? Чем конкретнее сформулируете тему, тем легче будет понять, что конкретно должно быть в статье.
  2. Кто будет основным читателем? Ответ на этот вопрос поможет понять, насколько сильно нужно углублять в тему, можно ли использовать профессиональные термины и на какие моменты стоит обращать отдельное внимание.
  3. Чем статья будет полезна для читателя? Это поможет написать статью так, чтобы её было интересно читать целевой аудитории.

Эти три вопроса — это фундамент, на котором должна строиться статья. Если на них не ответить, скорее всего, получится неудачная статья. Например, напишите статью про монолитную и микросервисную архитектуру сложным техническим языком, а целевой читатель — это нетехнари в IT: менеджеры, маркетологи и владельцы бизнеса. Они ничего не поймут — статья им будет неинтересна.

Вот, как я отвечал себе на вопросы по статье «Забудьте про мемы и фотостоки. 9 форматов иллюстраций, которые лучше донесут суть текст»:


Шаг 2: соберите примеры по теме статьи


Подумайте о том, какие примеры помогут читателю лучше понять тему вашей статьи. Соберите эти примеры в гугл док. Расставьте их в том порядке, в котором хотите о них рассказать.

Ещё в статью можно добавить антипримеров. Это примеры, которые показывают, как не надо делать. Если читателю показать и как надо, и как не надо, это поможет ему лучше разобраться в теме.

Свою статью я как раз решил начать с антипримеров — как не надо иллюстрировать статьи. Получилось три типа неудачных иллюстраций.

Потом я собрал примеры хороших иллюстраций. Тут получилось девять примеров. Каждый из них — один инструмент иллюстрирования.

Получившиеся примеры — это основа статьи. Сначала я расскажу, как не надо иллюстрировать, а потом на девяти конкретных примерах покажу, как надо.

Егор Некрасов, автор статьи


Тут примеры вставил в таблицу, чтобы они все на скриншот поместились. Так-то их надо просто друг за другом вертикально вставить

Тут тоже примеры в таблице, чтобы они поместились на скриншоте

Шаг 3: определитесь, какие в статье будут разделы и дайте им подзаголовки


Раздел статьи — это текст и картинки от одного подзаголовка до другого. Делить статью на разделы нужно, чтобы её было легче читать. Так у текста появится структура. По подзаголовкам читатель будет видеть, какие мысли вы вложили в статью, и понимать, в каком разделе искать нужную информацию.

Чтобы придумать подзаголовок, просто напишите, о чём будет этот раздел. Можно начать так: напишите «Этот раздел про...» и допишите, о чём он. Потом сотрите первую часть. У вас получится информативный подзаголовок.

У меня получилось так:

— Для антипримеров определил один раздел. Потому что в моей статье фокус должен быть на том, как надо иллюстрировать, а не на том, как не надо. В подзаголовке поясняю, что этот раздел ответит на вопрос «почему мемы, фотостоки и векторные картинки — плохие иллюстрации?».

— Для каждого примера сделал свой отдельный раздел. Чтобы каждый инструмент иллюстрирования можно было разобрать подробнее. В подзаголовках говорю, про какой инструмент иллюстрирования пойдёт речь.

Егор Некрасов, автор статьи



Шаг 4: опишите каждый пример


Объясните читателю:

  1. что за пример вы ему показываете;
  2. как он связан с темой статьи;
  3. почему это хороший пример, если он хороший;
  4. почему это плохой пример, если он плохой.

Под каждым примером сначала я написал, что показывается на скриншоте. Потом в антипримерах поясняю, почему это плохой тип иллюстрации. А в положительных примерах — как инструмент из примера помогает продемонстрировать смысл из текста.

Егор Некрасов, автор статьи


Шаг 5: напишите подводки в начале каждого раздела


Подводка — это текст между подзаголовком и примером. В ней пишут ключевую мысль раздела и дают к ней пояснение, если нужно. Подводка нужна, чтобы ввести читателя в контекст и подготовить его к примеру.

Как написать подводку: подумайте о том, какие могут быть вопросы у целевого читателя по теме раздела. Ответ напишите в подводке.

Подзаголовок раздела с антипримерами — сам по себе вопрос. Поэтому в подводке сразу даю ответ.

В подводках разделов с хорошими примерами сначала пишу, в каких случаях подходит каждый инструмент иллюстрирования. После даю советы, как их применять. А потом пример демонстрирует, как это выглядит на практике.

Егор Некрасов, автор статьи


Шаг 6: дополните статью, если нужно


Когда вы распишите все разделы, возможно, вы поймёте, что что-то можно добавить: дополнительные примеры, разделы и так далее. Если эти дополнения помогут статье стать более понятной и полезной для читателя — добавляйте. Если нет, то не нужно — лишняя информация может запутать читателя.

В раздел с антипримерами добавил ещё одну часть. В ней рассказываю, что мемы всё-таки могут быть хорошими иллюстрациями, но над ними надо поработать.

Также я понял, что хорошо бы пояснить читателю, что имею в виду под «иллюстрацией» и «иллюстрированием». Так появился новый раздел статьи «Что значит „иллюстрировать“ с точки зрения редактора»

Егор Некрасов, автор статьи


Шаг 7: напишите вступление и заключение


Возможно, вам покажется странным, что вступление нужно писать после основной части статьи. Но в этом есть логика. Вступление — это подводка к основной части. Поэтому написать его проще, когда основная часть уже готова.

Что можно написать во вступлении:

  1. пояснить в чём проблематика вашей темы, почему это важно;
  2. предысторию статьи, почему вы решили её написать;
  3. о чём будет статья, что ждёт читателя.

Что можно написать в заключении:

  1. выводы или результаты;
  2. резюме основных идей и тезисов статьи;
  3. практические рекомендации, как применять новые знания;
  4. призыв к действию;

Во вступлении кратко рассказал, кто я такой и как появилась эта статья. Сделал такое вступление, потому что мне было важно упомянуть себя и где я работаю.

В заключении даю напутствующий совет, как применять новые знания об инструментах иллюстрирования. Такое заключение логично завершает статью.

Егор Некрасов, автор статьи


Шаг 8: придумайте название и лид-абзац


Лид-абзац — это первый абзац статьи. Он же обычно «подтягивается» в превью, вместе с названием и обложкой.

По названию и лид-абзацу читатель принимает решение: читать статью или нет. Поэтому название и лид должны вызывать интерес к статье и рассказывать, о чём она будет. Лучше придумать несколько вариантов, чтобы потом выбрать из них лучший.

Для своей статьи сделал всего два варианта названия и лида, потому что второй меня полностью устроил.

В названии хотел обязательно упомянуть мемы и фотостоки, потому что:

— Для людей это понятные сущности. То есть людям не нужно пояснять, что я имею в виду. А если бы было «9 форматов иллюстрирования, которые...», не все бы поняли, о каких форматах я говорю.

— Получается небольшая провокация. Потому что многие авторы любят вставлять в текст картинки с фотостоков и мемы. А тут им кто-то говорит, что так не надо делать.

Только сейчас заметил, что лид-абзацы у меня почти идентичные получились. Писал по такому принципу: сначала обозначил в каком случае эта статья будет полезна, потом кратко перечислил, что будет внутри.

Егор Некрасов, автор статьи


Шаг 9: придумайте обложку


Идеальная обложка должна:

  1. привлекать внимание читателя;
  2. раскрывать тему статьи;
  3. быть связана с названием: демонстрировать смысл названия или дополнять его.

Сложно придумать обложку, которая подойдёт ко всем пунктам. Но это и не обязательно. Если обложка подойдёт по двум пунктам или одному, она всё равно может выполнять свою задачу.

Обложки тоже придумал две. Работают они по разным принципам. Первая демонстрирует смысл названия, что мемы и фотостоки — это плохо, а живые фотографии, схемы и рисованные иллюстрации — хорошо. Вторая обложка дополняет смысл заголовка, она будто даёт комментарий на то, что написано в названии.

Первая обложка помогает понять суть статьи. Вторая нет, но она забавная и ироничная. Поэтому выбрал её.

Егор Некрасов, автор статьи


Ко всем ли статьям подойдёт подход «идти от примеров»


Нет, не ко всем.

К каким подойдёт:

  1. Обучающие статьи. Когда нужно научить чем-то новому, что-то объяснить или развенчать мифы.
  2. Истории. Здесь как примеры будут выступать основные чекпоинты истории.
  3. Инструкции, гайды. Здесь пример — это каждый шаг в процессе. Эта статья тоже гайд. Её я тоже написал, отталкиваясь от примеров.
  4. Обзор. Показывайте разные части того, что обозреваете. Или демонстрируйте продукт в разных ситуациях использования.

К каким не подойдёт:

  1. Новости. Тут нужно идти от события. Например: что случилось → кто виноват → какие последствия.
  2. Интервью. Вопрос → ответ.
  3. Рецензии. Идём от впечатлений: понравилось вот это → потому что.. , не понравилось вот это → потому что...

В таких типах статей примеры не задают структуру, но всё равно, по возможности, их лучше добавлять. Потому что они позволяют «оживить» сухой текст и сделать любую статью понятнее.

Чек-лист подхода


  1. Определите тему, кто основной читатель и чем статья будет полезна.
  2. Соберите примеры по теме статьи.
  3. Определитесь, какие в статье будут разделы и дайте им подзаголовки.
  4. Опишите каждый пример.
  5. Напишите подводки в начале каждого раздела.
  6. Дополните статью, если нужно.
  7. Напишите вступление и заключение.
  8. Придумайте название и лид-абзац.
  9. Придумайте обложку.

Подписывайтесь на мой тг-канал, если вам интересна работа с контентом, в том числе для личного блога. Канал новый, постов пока мало. Планирую писать не просто какие-то советы по редактуре, а истории из личного опыта.


0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.