Как часто вы задумываетесь о сильных и слабых сторонах своего бизнеса? Знаете ли вы, какие возможности и угрозы таятся на рынке? SWOT-анализ — эффективный инструмент для понимания вашего бизнеса и его среды. Его ценят за простоту и универсальность, но критикуют за субъективность и очевидность. Мы часто используем SWOT-анализ при разработке стратегий развития бизнеса и подготовили подробное обсуждение этого инструмента.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Если любопытно, загляните в наш Телеграм-канал — там мы разбираем ключевые факторы успеха известных людей и лучшие стратегии в разных темах (продажи, маркетинг, менеджемент, HR..).
Врезка: SWOT-анализ — это стратегический инструмент для оценки своих сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. С его помощью изучают внутренние ресурсы и возможности организации, а также внешнюю среду, в которой она функционирует.
1. Кому и для чего нужен SWOT-анализ
SWOT-анализ — это стратегический инструмент для оценки своих сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. С его помощью изучают внутренние ресурсы и возможности организации, а также внешнюю среду, в которой она функционирует.
1. Для бизнеса. Независимо от размера организации, этот анализ помогает оценить текущие дела компании и спланировать будущий рост. В процессе вскрываются факторы успеха или провала проекта и разрабатываются стратегии повышения конкурентоспособности.
2. Для стартапов. Перед запуском принципиально важно оценить рыночную нишу, конкурентов и ресурсы. Это поможет определить, насколько хорошо подготовлен стартап к решению задач и выявить уникальные преимущества, привлекающие инвестиции и клиентов.
3. Для некоммерческих организаций. SWOT-анализ помогает определить очередность шагов по повышению эффективности, выявить новые возможности фандрайзинга, партнерств и улучшить услуги.
4. Для личного использования. Не только компании могут извлекать выгоду из SWOT-анализа. Отдельные лица и специалисты могут его использовать для профессионального роста или личного развития, путем анализа своих навыков, возможностей обучения, угроз и областей для развития.
Преимущества использования SWOT-анализа:
Улучшение понимания бизнеса. На первоначальных этапах нужно основательно покопаться во внутрянке бизнеса и изучить внешнюю среду. Мы часто наблюдаем, как при проведении SWOT-анализа предприниматели ловят инсайты о своем же бизнесе. Когда ты тонешь в операционке, сложно отвлечься и посмотреть на всю картину целиком. Посмотреть на бизнес с высоты птичьего полета и подсветить слепые зоны — ключ к уникальной конкурентной стратегии и уникальному предложению на рынке!
Объективная оценка бизнеса. SWOT-анализ помогает структурно оценить и сравнить разные аспекты бизнеса, особенно если в нем участвуют представители разных отделов и подразделений.
Определение стратегического позиционирования. SWOT помогает определить конкурентные преимущества компании, а также то, где ей нужно улучшить свои позиции или изменить стратегию.
Найти новые возможности. Анализ открывает новые возможности для компании и позволяет взглянуть на нее под другим углом. Это помогает разработать новые идеи для продуктов или услуг, расшириться на новые рынки или оптимизировать текущие операции для улучшения эффективности.
Устранение рисков. Предупрежден — значит вооружен. Понимание угроз позволяет предпринимать шаги, чтобы уменьшить их влияние и управлять ими.
Разработка и реализация стратегии развития. Анализ закладывает фундамент стратегической инициативы, направленной на использование сильных сторон и возможностей и минимизацию воздействия слабостей и угроз. SWOT-анализ — это обязательная аналитика во всех наших проектах по разработке стратегии. Как мы используем этот инструмент расскажем дальше.
Тимбилдинг. SWOT-анализ часто проводится в формате мозгового штурма, что повышает вовлеченность команды и создает платформу для обсуждения и разработки коллективных решений и стратегий.
Несмотря на столько преимуществ метода, его часто недооценивают и считают пережитком прошлого. На это есть 2 причины:
Непонимание, что делать с результатами SWOT-анализа.
Слабое владение методикой данного анализа.
Сегодня SWOT-анализ не сдает позиции и остается основным классическим инструментом бизнес-анализа, а все остальные методы совершенствуют его или подчинены SWOT-анализу. В рамках разработки стратегии SWOT-анализ является вторым по списку после формирования видения и миссии компании.