Как создать и поддерживать доверие в бизнесе?
Обстоятельства, возникающие в ходе совместной работы, также непредсказуемы. Тем не менее, есть несколько универсальных рекомендаций, которые помогут «подстелить соломку» и завоевать доверие клиентов и партнеров. О них рассказал Олег Свистовцев — инвестконсультант Зоны Yeda и гендиректор ООО «ТПК Эшелон».
Договаривайтесь на берегу
Это правило в основном относится к совместному бизнесу. Нередко случается, что учредители, в прошлом друзья, ссорятся, судятся и скандалят. На старте бизнес-проекта кажется, что все будет хорошо, и трения не серьезны. Есть ожидания, что начнется развитие, появятся деньги, и все само собой утрясется.
Но этого не происходит, скорее наоборот — ситуация ухудшается: с приходом больших денег разногласия только обостряются. Мелкие недомолвки перерастают в серьезные конфликты. А дальше — суды, ненависть друг к другу и, самое главное, потеря хорошего друга, партнера, а порой и доли в бизнесе.
Очень важно еще на старте распределить обязанности, функции и зоны ответственности. Пусть один партнер не вмешивается в функционал второго. Это не гарантирует в полном объеме исключение риска потенциальных конфликтов, но точно поможет более трезво понимать, кто и на что способен, за что несет ответственность и кого благодарить за успех или ругать за просчет.
Будьте готовы к неприятностям
Бизнес — это всегда риск. Маятник успех-неудача легко раскачивается то в одну, то в другую сторону. Осознание того, что события могут развернуться не так, как планировалось, поможет не сорваться на партнерах, сотрудниках и близких людях, а сконцентрироваться на поисках решения проблем.
Как говорил Уинстон Черчилль: «Предупрежден — значит вооружен». Слепая вера в то, что неприятности случаются с другими, но только не со мной, часто оборачивается разочарованием, депрессией. Иногда человек, рисовавший себе развитие бизнеса в ярких красках, после первых неудач отступается от своей идеи и вовсе уходит из этой сферы.
Завоевать доверие окружающих можно только упорством и неуклонным движением к цели. Спокойствие, рассудительность, дипломатичность на этом пути продемонстрируют ваши лучшие стороны и станут надежным фундаментом дальнейшего развития бизнеса.
Не играйте в игры с государством
Казалось бы, соблюдение этого правила напрямую никак не связано со способами создать и поддержать доверие в бизнесе. Но это иллюзия! Понимая и признавая, что не будет никаких налоговых оптимизаций, поиска легких путей и избегания выполнения полного спектра обязательств перед государством в долгосрочной перспективе позволяет создать более стабильные бизнес-отношения.
В нашей стране есть прекрасный тому пример. Более 600 банков в России, у которых были отозваны лицензии, наверняка имели множество великолепных высокооплачиваемых юристов и бизнес-консультантов, но и они оказались бессильными. Если вы декларируете соблюдение законодательства, а еще лучше — выполняете данное обязательство, это воспринимается контрагентами и потенциальными партнерами весьма обнадеживающе.
Задействуйте тимбилдинг
Как бы банально это не звучало, надо создавать команду. Причем в широком понимании, то есть не только внутри своей компании. Все, кто входит в сферу ваших бизнес-интересов, — ваша команда. Эти люди помогают вам зарабатывать деньги.
Недаром Джону Форбсу Нэшу дали нобелевскую премию за теорию игр. Бизнес — это конфликт априори: продавец хочет заработать побольше, в то время как покупатель — потратить поменьше. Выстраивайте взаимовыгодные отношения и не относитесь к другой стороне как к врагу. Или хотя бы попробуйте действовать в данном направлении.
Ищите компромисс
Это правило полностью согласуется с древнекитайским принципом Сунь-Цзы «Победа без боя». Но трактовать его можно расширенно: не нужно всякий раз доминировать, что-то доказывать, явно побеждать.
Сглаживайте углы, демонстрируйте дружелюбие, помогайте друг другу. Эскалация приводит к накоплению негативного потенциала. Не создавая точек напряженности: всегда легче в итоге победить, нежели наоборот.
Не лгите
Разумеется, всегда есть люфт правдоподобности в переговорах, планах и проектах. Однако нельзя откровенно врать. Никому. Ни контрагентам, ни партнерам. Лучше промолчать или сослаться на недосказанность. Но не врать! Явная ложь делает вас слабее во всех смыслах. Вспомните известное выражение Козьмы Пруткова: «Единожды солгав, кто тебе поверит». Очередная банальность, но очень верная.
К этому правилу относится и принцип накопления позитивного восприятия. Если вы всегда были понятны и честны на протяжении многих лет, вряд ли вам вдруг не станут доверять без веских причин.
Итак, не существует универсальных способов сохранить доверие, но есть возможности. Как себя вести, каждый выбирает, исходя из собственных мыслей, но универсальный принцип один, банальный, как все вечное: будьте человеком в любой ситуации.