Всегда есть две вероятности: первая — вы успешны, и на вас паразитируют пираты, перекупы и другие недобросовестные люди; вторая — вы придумали название, которое уже зарегистрировал другой предприниматель, и под этим названием вы ведёте бизнес.
Во втором случае, в ваших действиях нет злого умысла, однако это нарушение чужого авторского права, за которое автор в праве обратиться в суд и взыскать с вас штраф, размер компенсации зависит от тяжести нарушения. Вы будете обязаны возместить ущерб, сменить название и заново строить бренд, а это дополнительные издержки.
Чтобы на ваших трудах не наживались, и чтобы вы сами не совершили нарушение, рекомендуем прикрывать тылы в Роспатенте. Кроме защиты товарный знак открывает бизнесу возможности для роста.
Какие возможности дает зарегистрированный знак Просто перечислим.
Продавать на маркетплейсах (и в торговых центрах). Если ваше название нарушает чужое авторское право, автор имеет право подать в суд на вас и на торговую площадку. Чтобы обезопасить себя, маркетплейсы могут запросить у вас свидетельство о регистрации товарного знака, дабы убедиться, что вы играете по-честному.Продавать франшизу. Если вы предполагаете такой формат развития бизнеса, то без регистрации не обойтись. В «час икс» вы можете подставить себя и франчайзи. А это уже издержки практически несовместимые с сохранением бизнеса.Наказывать пиратов. Обязательно будут люди, которые будут производить контрафакт, перепродавать результаты вашего труда и наживаться на этом. Это незаконно. Не зря говорится «Исключительное право на использование»: значит использовать товарный знак в коммерческих целях можете только вы. Остальные — пираты, и вы в праве судиться с пиратами и получать компенсацию за нарушение ваших прав.Привлечь дополнительные инвестиции. Чем больше вы зарегистрировали и используете товарных знаков, тем больше у вас нематериальных активов, а значит у вас уставной капитал уже больше 10 000 ₽. Допустим, вы решите продать бизнес, не будете же вы отдавать товарные знаки бесплатно, особенно, если они известны среди покупателей.Роспатент регулярно обновляет статистику действующих охранных документов на объекты промышленной собственности. За 1 ноября 2023 ведомство отчиталось , что в России зарегистрировано 858 682 товарных знака. В 2021 году тот же Роспатент заявил, что количество заявок на регистрацию товарного знака составило более 100 000 , их количество продолжает расти. Такой рост в более чем 8 раз, говорит, что во-первых, защита авторского права в России работает хорошо, во-вторых, высок риск непредумышленно нарушить авторское право. Поэтому от регистрации вы ничего не теряете, а только выигрываете.
Какие виды знаков бывают Существует несколько видов. Перечислим те, которые релевантны при регистрации названия:
Словесный товарный знак (СТЗ). В это значение подпадает слово, словосочетание и даже целое предложение. То есть вы можете регистрировать название, также слоган и даже их комбинацию. СТЗ — это необходимый минимум для защиты своего авторского права.
Изобразительный. Продолжая тему защиты названия, его можно зарегистрировать как изображение. Название — это не только слово также это эмблема, которую могут подделать. Чтобы этого избежать, вы фиксируете в Роспатенте как выглядит логотип именно вашего бренда: это такой-то цвет, такая эмблема и такое написание. Другие, кто попытаются повторить — пираты.
Комбинированный. Это сочетание словесного и изобразительного знака с каким-либо изображением.
Что такое МКТУ Международная классификация товаров и услуг — она создана, чтобы ограничить действие товарного знака в пределах категорий, в которых вы указали при регистрации. Другими словами, если вы производитель конфет с названием «Ангара», это не значит, что другие не могут пользоваться этим словом. Например, есть одноименная бутилированная вода, никак не связанная с конфетами. Всё законно, эти компании представлены в разных классах МКТУ, а значит они не конкуренты и у них не конфликта интересов.
Существует 45 классов: товары 1–34, услуги 35–45. С назначением каждого класса можно ознакомиться на сайте mktu.info .
Важное замечание. Регистрируя товарный знак, вы должны в заявке указать классы, в которых вы можете оказаться при расширении ассортимента. Допустим, вы производите для спортсменов батончики с высоким содержанием белка — 30 класс. В будущем вы можете производить белковые смеси для спортивного питания — 5 класс. Если вы не укажите нужные классы на момент регистрации, потом расширить действие знака на другие не получится.
Не пытайтесь самостоятельно разобраться в МКТУ. Ведите дело с патентным поверенным. Этот человек отвечает за регистрацию товарных знаков, и он подскажет в выборе нужных классов, исходя из вашего перечня товаров и планов на будущее.
Сколько денег и времени требует регистрация Перечислим госпошлины, без услуг патентного поверенного. Всего 4 пошлины: за регистрацию заявки, экспертизу сотрудника Роспатента, регистрацию товарного знака и свидетельство.
Регистрация заявки на регистрацию товарного знака — 3500 ₽ + 1000 ₽за класс МКТУ
Проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам — 11500 ₽ + 2500 ₽ за каждый класс МКТУ
Регистрация товарного знака и выдача свидетельства в форме электронного документа — 16000 ₽ + 1000 ₽ за каждый класс МКТУ
Эти и другие цены можно проверить на сайте Роспатента .
По времени регистрация занимает 6–8 месяцев, бывают случаи, когда регистрация занимает до одного года, сюда входит время на ответ Роспатенту, если тот дал предварительный отказ в регистрации (это уже другая тема, но поправимая).
Можно провести ускоренную регистрацию (2–3 месяца), тогда цена составит 94 400 ₽.
В сервисе Brand Hub после разработки названия мы помогаем своим клиентам в регистрации названия. Стоимость услуг патентного поверенного составит 50 000 ₽ на всё делопроизводство. Мы с партнерами разработали и зарегистрировали более 100 товарных знаков в различных категориях. Предварительно проверяем название, не зарегистрировал ли его кто-нибудь другой, помогаем с подбором классов МКТУ, пишем заявку в Роспатент и ведем проект.
Если вам нужно разработать название или зарегистрировать, напишите нам в Телеграм-канал Бизнес-портфель .
Запомнить Зарегистрированный товарный знак дает вам исключительное право на использование. Нарушители вашего авторского права будут обязаны компенсировать вам ущерб. Так как вы автор — суд на вашей стороне. Маркетплейс может отказать продавцу в сотрудничестве, если тот не зарегистрировал название. МКТУ — международная классификация товаров и услуг. Классы нужно определять на перспективу, какие товары у вас могут появиться в будущем. Этот вопрос рекомендуем обсуждать с патентным поверенным. Регистрация товарного знака занимает 6–8 месяцев, в некоторых случаях до года. Стоимость услуг Роспатента можно проверить на сайте ведомства .