Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
214 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

История об Excel

Цикл статей:Гравицапа для бизнеса; Время чтения:~10 минут; Автор: Фабрин Максим; Должность: Руководитель отдела разработки, внедрения и развития ПО «Лавка Технологий»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Предисловие:
Описанные события могут быть приукрашены, но отличаются технической точностью и достоверностью.
Все совпадения с реальными людьми или компаниями случайны.

Сегодня хочу рассказать о такой страшной штуке, как Excel, о том, как мы его мучали в Covid-эпоху, и как сэкономили Клиенту около 3 000 000 рублей.

ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ
Однажды, темной-темной ночью...в далеком-далеком Китае...на грязном-грязном рынке...кто-то съел мышь...
И понеслось )))


Бред или нет, но 2020 год стал для офисных сотрудников откровенно шоковым.
Менеджеры магазинов выли, что упал трафик.
Клиенты выли, что нет продаж.
E-Com захлебнулся от наплыва заказов. Короче всем хватало, чем заняться...

У нашего Клиента, как и у его конкурентов, самая жесть творилась на уровне супервайзеров, торговых представителей и мерчандайзеров.
Каждый день требовались какие-то новые подписанные справки, а какие — никто точно не знал.

Регионы РФ то вводили один тип документов, то меняли его на другой, то отменяли, то возвращали. Иногда смена формы документа была по 2 раза в месяц!


Представьте, что у вас всего лишь 100 сотрудников. Каждому ежедневно нужна справка о том, что он измерил температуру, и что его супервайзер допустил сотрудника к работе. Ну мелочь же.

А если поставить задачу так?
Каждый день вам нужно создавать 100 индивидуальных документов, менять в них дату, ставить печать и подписывать. А потом рассылать их в соответствии с привязкой сотрудника на нужную почту.

Не прислали документ — нет допуска в магазин.
Сотрудника не пустили — нарушен Договор. Нарушен Договор — «попали на бабки» со стороны Заказчика Услуги.
И «попали на бабки» со стороны Исполнителя, Ведь отсутствие допуска — это ваши личные проблемы, товарищ Работодатель.


ХУЖЕ НЕ БЫВАЕТ
Представили? А у нашего Клиента таких сотрудников было не 100, а порядка 2000 и в разных регионах РФ. Документ на вход в магазин,

Документ на проезд по городу,
Документ на возможность работы с товаром,
документ, документ, документ....

Математика — штука интересная:
2 документа в день * 2000 сотрудников * 30 секунд на документ =
2000 минут 2000 минут / 60 минут в часе = 34 рабочих часа в день = 5 рабочих ставок

Понимаете весь бред ситуации? Клиенту требуется 5 операторов в день для того, чтоб сотрудники получили возможность работать.
А вся работа операторов при этом состоит в «замазывании» даты допуска.


Даже если раскинуть задачу на супервайзеров — легче не станет, ведь на каждом бланке нужны печати, а значит растет временное плечо.

Естественно, что нашему Клиенту такой расклад не понравился. На решение вопроса была всего лишь неделя, иначе нужно останавливать бизнес из-за громадных финансовых и репутационных рисков.

Клиент искал быстрое и дешевое решение,
А мы умеем такие находить!

ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ
Первая мысль Клиента — автоматизация!
Ну что сложного скриптик запилить?
Его же даже 7-летний сын троюродной тети сделает за 5 минут.
Тяп-Ляп и в продакшн!


Пока мы работали над своим решением,
Клиент параллельно искал в других местах.
Обратился в ООО «Дорого-Богато»: ценник космический с кучей нулей, результаты будут через месяц, потому что много заказов.
Как итог Клиенту светит расход: +1 штраф от сети с неоплатой услуг, +1 оплата ЗП отдыхающим сотрудникам, +1 разработка ПО. Грусть.


Далее Клиент обратился в ООО «Без ТЗ — результат...плохой»: ценник адекватный с меньшим количеством нулей, но пока ТЗ составят, пока демку выкатят, пройдет уже месяц-два.
Как итог — обойдется в 2 раза дороже, чем в ООО «Дорого-Богато»...


Наиболее очевидным и адекватным решением Клиенту тогда казалось посадить 5-6 временных операторов и попасть лишь на 300-400к/мес в виде ФОТ.
Да, не очень приятно, но хотя бы нет штрафов и простоя сотрудников.
Бизнес работает, но с меньшим выхлопом.

НЕ БУДЬ КАК САХАР — БУДЬ КАК ЧАЙ! НЕ РАСТВОРЯЙСЯ — РАСТВОРЯЙ!
Пока наш Клиент готовился к расходам близким к 500 000 р/мес и искал внешнее решение, мы оперативно штурмовали задачу.

Естественно в области автоматизации процессов, мы же не кадровое агентство.

Оптимальную идею по кейсу предложил Вася Уточкин.
Логика рассуждения у него была простая и гениальная по своей сути. Что есть у любого офисного менеджера в 95% компаний?
Тот самый Excel, в котором хранится список всех ФИО и нужных для пропуска данных.


Что есть в excel? Visual Basic for Applications (VBA) и возможность генерировать документы даже в PDF. Если простым языком, то это многим известные и сильно недооцененные макросы.
Макросы — это такие мини-программы внутри excel, которые позволяют автоматизировать простые операции. Почему-то многие менеджеры игнорируют тот факт, что макрос можно записать даже не зная VBA и языков программирования.
Просто тыкаешь запись, делаешь то, что обычно и вуаля — готов макрос, а ты зовешься #яжпрограммист!

Выслушали мы Васю с интересом. Это ж надо, какой фантазер у нас в команде затесался.
Ты еще DOOM на Excel запусти. Но раз можешь — делай, чего теряться то. Он улыбается, сажает желтую уточку на стол.
Недельный спринт по VBA начался.


ХАКАТОН на минималках Day 1
Первое, что было сделано — это получены шаблоны допусков от Клиента.
Изучили, разбили на схожие группы документов.
Сделали автозаполняемую форму внутри страницы Excel.

Day 2
Вспомнили, что нужно было вставлять печати и подписи в документ. Позвонили юристам Клиента — нам подтвердили, что печать должна быть обязательно.
«Должна — значит будет!», — сказали мы, и вставили в документ картинку.

А в документах указали, что компания может предоставить бумажный экземпляр с оригинальной печатью. И мы не врали, все документы действительно отправлялись Клиентом по первому требованию в бумажном виде.

Day 3
Проверяем и отлаживаем excel-файлик.
VBA штампует документы как лютый демон. 1 секунда и в папке лежит PDF с печатью, который подписан ФИО сотрудника.
За 30 минут спокойно делаем дневную норму.
MVP (Minimum Viable Product) на базе Excel готов.
Удивительно, что такой набор операций делает обычная офисная программа.

Day 4
Презентуем решение Клиенту — восторг!
Стоимость разработки — копейки,
стоимость поддержки — почти нулевая.

Файл можно запустить на любой машине любого сотрудника без интернета вообще!
Предлагаем оперативно поднять чат-бот для сотрудников, в котором каждый из них сможет скачать свои документы или вкинуть исходники для генерации PDF.
Идея встречена с пониманием и одобрена.
Бюджет на бот выделен.

Day 5-6
Что в целом умеют Чат-Боты можно прочитать, например, здесь:
https://lavkatech.ru/chatbot.html
Конкретно этот выполнял простые задачи:
- определить пользователя;
- скинуть по запросу пачку его дневных документов на телефон;
- ну и пару функций по мелочи, типа:
А) «обратная связь с Баго-Ведом»
Б) «Загрузить документ»
В) «Позвонить Кузе»


Как итог:
1) Вася Уточкин 30 минут в день пил кофе и смотрел мультики
2) Его макрос в это время штамповал документы для Клиента
3) Документы уходили на почты, становились доступны в Чат-Боте для полевых сотрудников
4) Все были счастливы весь Covid
5) Клиенту это обошлось в 3 копейки

Как потом выяснилось, у компании-конкурента нашего Заказчика для этих целей был целый штат сотрудников.
По нашим прикидкам они потратили около 3 000 000 рублей в рамках ФОТ на то, что у нас делал VBA практически бесплатно.
«Исторически сложилось» у них так, видишь ли ;)


А Васе Уточкину мы премию выписали за необычное и невероятно дешевое решение для заказчика!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.