Данное произведение народного творчества, именуемое мемом, как можно было подумать, является быстрым и простым способом просвещения широкой общественности о различиях между UI и UX. При подробном изучении мема методом пристального рассматривания слева вы можете увидеть красивую стеклянную бутылку — «UI» и, возможно, подумать, что UI — это история о красоте и эстетике. Менее привлекательная, но более простая в использовании пластиковая бутылка «UX» (справа) подразумевает использование себя в перевёрнутом виде, что облегчает пользователю выливание кетчупа. Прошу заметить, что при пользовании пластиковым вариантом упаковки вам не придётся судорожно тарабанить всеми конечностями по дну тары, как это пришлось бы делать в случае с кетчупом в стекле. Обычный человек, наверное, может подумать, что UX это уже о реальной функциональности продукта.
Очевидная проблема этого мема состоит в том, что он сводит все исследования к простой картинке! UX и UI очень сложны и многогранны: с гораздо большим количеством нюансов, чем предполагает этот образ!
А если мы ещё и углубимся в историю кетчупа Heinz и дизайн его упаковок то увидим, как мем UX vs. UI будет уничтожен в пух и прах.
Краткая история дизайна упаковки Heinz Стеклянная бутылка была создана намного раньше, чем пластиковая. По мере того, как компания Heinz росла и развивалась на протяжении многих лет, как ни странно, изменился и дизайн упаковки, и сам кетчуп.
В 1890 году увидела мир первая и культовая бутылка кетчупа Heinz. Самым инновационным в привлекательным в стеклянной таре было то, что сквозь стекло можно было, не поверите, смотреть на продукт внутри!
В течение следующего столетия бутылка кетчупа прошла через несколько этапов инноваций. В 1970 году Heinz создал бутылку кетчупа на 32 унции (~907 грамм), которая содержала намного больше райского нектара, чем её предшественники.Та самая бутылка на 32 унции прямиком из 1970-х.
Первая тара от Heinz, на которую можно было давить для пущего эффекта появилась в 1983 году, когда компания создала забавный зелёный кетчуп для детей.Первая «EZ Squeeze» тара для кетчупа от Heinz, созданная в 1983 году.
Именно популярность этой простой в использовании упаковки побудила мистера Heinz’а создать перевёрнутую, пластиковую, легко сдавливаемую бутылку кетчупа. На полках магазинов её не было аж до 2001 года, больше века с момента появления первой стеклянной бутылки!
Факторы дизайна продукта за пределами UX и UI И дизайн бутылки 1890 года, и дизайн бутылки 2001 года являются знаковыми и важными частями истории кетчупа Heinz. Обе являются отличным примером хорошего дизайна продукта для своего времени. Однако, многие решения, принимаемые Heinz’ом в отношении дизайна упаковки не имеют ничего общего ни с UI, ни с UX.
Например, в 2012 году Heinz создал экологичную версию своей упаковки. Она была не только проще, но и дешевле в производстве и более того, привлекала экологически сознательных потребителей.Экологичная бутылка кетчупа Heinz из 2012 года.
Даже сама концепция бутылки с функцией сдавливания сводится не только к улучшению работы пользователя! Сделав так, чтобы можно было легко выдавливать кетчуп из бутылки, потребители могут гораздо быстрее израсходовать всю упаковку и совсем вскоре им придётся пойти в магазин, чтобы купить больше кетчупа Heinz!
Можно ли «починить» этот мем? На этом изображении вы видите две упаковки с продуктом. Продукт — это кетчуп, а не сама бутылка. Обе бутылки — это пользовательский интерфейс или же UI. С учётом этого и внесения некоторых правок в исходную картинку мы получаем вот такое изображение:Обе бутылки кетчупа подписаны как «UI». А девочка, выдавливающая этот самый кетчуп — «UX»
Этот апдейт мема указывает на то, что обе тары это всего лишь UI, содержащий контент под названием «кетчуп». А пользователь, использующий этот самый UI и есть искомым UX’ом. Но, как бы ни хотелось, в улучшенной версии мема не учитываются нюансы ни пользовательского интерфейса, ни пользовательского опыта.
Как мем с кетчупом не углубляется в сложности любой области исследования, так и многие люди вообще не знают, что такое UX или UI. Такие мемы могут служить хорошим инструментом ознакомления широкой общественности с понятиями UX и UI.
Оригинал разбора