редакции Выбор
Как составить правильное техзадание для копирайтера и оценить качество готового текста
Проблема создания качественного контента не теряет актуальности. Плохие тексты могут потопить сайт лучшей компании в мире. Но бывают ли хорошие тексты на коммерческих сайтах? Да, если владелец сайта понимает цели контента.
Итак, хороший текст на сайте зкрывает три потребности:
- он полезен для читателя,
- помогает продвижению сайта в поиске,
- продает.
Добиться этого непросто. Чтобы копирайтер написал текст, который будет отвечать пожеланиям владельца сайта, SEO-специалиста и при этом еще окажется интересен читателю, необходимо тщательно подойти к составлению технического задания.
В статье поделюсь семилетним опытом работы в сервисе автоматизированного управления интернет-рекламой Rookee, расскажу что нужно учесть при составлении ТЗ и как правильно его оформить.
Примечание: данный ниже чек-лист также можно использовать для оценки контента, который уже есть на сайте.
Как составить ТЗ на тексты
Хорошо составленное ТЗ включает в себя несколько важных блоков. Приведем примеры.
- Блок «Рекомендации по подготовке текстов»
Содержит требования и пожелания к тексту и состоит из нескольких пунктов.
Пример ТЗ на текст
В строке «Тип» владелец сайта или специалист по продвижению определяет, нужно ли писать новый текст или можно обойтись оптимизацией текущего. Чтобы это понять, нужно провести анализ конкурентов из топ-10. Прежде всего, необходимо посмотреть выдачу в Яндексе и Google по продвигаемым запросам и оценить тексты на сайтах конкурентов: структуру, ключевики, объем.
Можно также использовать данный ниже алгоритм для определения, нужен новый текст или достаточно изменить уже имеющийся:
В строках «Текстов» и «Слов» в рекомендациях к тексту указывается общее число и объем текстов. И здесь снова важен конкурентный анализ. Необходимо просмотреть заголовки текстов на сайтах конкурентов, оцените содержание, обратить внимание на длину.
Один из самых простых и доступных способов посчитать число слов на страницах конкурентов — скопировать текст в текстовый редактор (например, Word) и посмотреть объем в строке состояния.
Также можно воспользоваться специальными расширениями для браузеров. Например, Words and Characters Count для Firefox и Chrome.
После того, как общие рекомендации прописаны, пришло время перейти к детализации, а именно описать требования к текстам для каждой страницы сайта.
- Блок «Требования к каждому отдельному тексту»
Рекомендации к каждому тексту удобнее прописывать в таблице, пример которой представлен ниже.
- В столбце «Объем» прописывается необходимое количество слов для текста. Как правильно рассчитать объем обсуждалось выше.
- Столбец «Ключевые фразы» содержит ключевики, которые необходимо добавить в текст. Здесь опять нужно ориентироваться на тексты конкурентов из топ-10.
- «LSI-фразы» включает дополнительные слова и словосочетания, которые желательно использовать при написании текста. Здесь будут уместны синонимы ваших ключевиков и другие слова и фразы, относящиеся к тематике.
- В столбце «Структура» описывается желаемая структура текста, рекомендации по названию блоков.
- В столбце «Продукты» по желанию владельца сайта или SEO-специалиста можно указать страницы, которые нужно описать или использовать как источник информации.
- В столбце «Конкуренты» указываются конкуренты из топ-10 в той поисковой системе, в которой вы планируете продвигать свой сайт.
Примечание: уже готовый шаблон ТЗ на тексты можно скачать здесь или найти в книге Ingate «Топовый контент. Шпаргалка по созданию текстов для продвижения сайта».
Как оценить качество текста
Оценить качество контента неспециалисту бывает сложно. Предлагаем простой чек-лист, который поможет определить уровень исполнения работ копирайтером.
- Качество текста
Если цель сайта — увеличение продаж, значит текст на нем должен быть продающим: вызывать желание лучше познакомиться с продуктом, побуждать к покупке, акцентировать внимание на уникальных торговых предложениях (УТП).
- Процент «воды»
Чем меньше в тексте лишних слов, тем лучше для читателя. Не бойтесь жертвовать объемом. Какие-то вещи проще понять с помощью графиков, таблиц, изображений или видео. Исходите из интересов своей аудитории и тематики.
- Уникальность
Уникальность — еще один важный критерий качества текста. Для большинства тематик хорошим показателем считается 80-90 %. Проверить уникальность можно с помощью специальных сервисов. Например, Text.ru, Content-watch.ru и т. д.
Составление грамотного ТЗ для копирайтера требует немалых усилий и времени. Но чем тщательнее вы пропишите все детали и требования, тем лучше понимание задач будет у копирайтера, и тем выше результат вы получите на выходе.