Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
1 342 4 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Социологическое исследование для стартапа: достоинства и достоинства

Рассказ о личном опыте в проведении бесплатного социального опроса, результаты которого нам очень пригодились. Советы и рекомендации по проведению социального исследования.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Пожалуй, стоит сразу оговориться: я не социолог, мои знания по этому предмету ограничиваются курсом в университете, и дальнейшим изучением этой науки я заниматься не собираюсь. Однако именно тот самый курс в университете и обязал провести полноценное социологическое исследование, которое я решил осуществить по теме своего стартапа. Вдаваться в детали науки не планирую, просто личный опыт, который был коммерчески использован и пригодился.

Сам стартап – мобильное приложение, использующее дополненную реальность и геолокацию, направленное на стимуляцию потребления продуктов партнеров. Если вкратце, то приложение по стилистике похоже на Pokemon GO: только люди собирают не покемонов, а бонусы заведений общепита, боулингов, кинотеатров, бутиков и так далее, которые при активации дают скидку на конкретные продукты. Мало что понятно из краткого содержания, тогда ознакомьтесь с циклом статей – часть №1, часть №2, часть №3. В них полностью раскрыта суть идеи, показаны все продуманные фичи и подробно рассказано об использовании социологического исследования. А вот насчет нюансов его проведения поговорим сейчас.

Если вас пугает словосочетание «социологическое исследование», то расслабьтесь – это, по факту, опрос. Стоит сразу сказать, что на весь опрос (в том числе и на сбор голосов) я не потратил ни копейки.

Зачем проводить соц. исследование?

Чтобы узнать мнение потенциальных пользователей о вашем продукте до его запуска, ваш кэп. В нашем случае мы собирали базу заинтересованных в сотрудничестве партнеров, убеждать которых помогали голоса опрошенных потенциальных пользователей. Хоть наша аудитория и колебалась примерно от 16 до 35 лет, проводить опрос мы решили только среди студентов белорусских вузов (тут уже преподаватель указал нам на правила и попросил соответствовать). Ладно, студентов, конечно, меньше чем жителей РБ от 16 до 35, но все-таки общую картину понять можно. Тем более, что приложение создавалось для тех, кто любит экономить (а какой студент не любит экономить?) и ищет новые пути экономии, но в то же время является активным потребителем вторичных благ (т.е. посещает общепиты, кальян-бары и т.д.).

Как проводить соц. исследование?

Если вы думаете, что вам хватит опросика через вк, то вы крупно заблуждаетесь – не хватит. Да, там будет проще собрать голоса, но постить один и тот же опрос придется ручками, т.е. полученная информация не будет суммироваться. Либо придется кидать ссылку на один опрос, допустим, у себя на стене, но часть потенциальных респондентов сольется по дороге. Ну а вообще, такой опрос мало что покажет, вопросы должны идти последовательно и их должно быть хотя бы 10-15 для полноты картины. Отличный сервис для таких опросов – Гугл формы (docs.google.com/forms/). Разобраться в нем несложно, основная сложность в формулировке правильных вопросов.

Как правильно составлять вопросы

Основная ошибка – это запихивать несколько вопросов в один. Не жадничайте, пусть лучше у вас получится 20 вопросов, чем 15, но несколько из них будут неудачными. Допустим, мы спрашивали наших респондентов, любят ли они посещать кинотеатры. Следующим вопросом был «А как часто вы посещаете кинотеатры?». И соответствующие ответы: «я уже отвечал, я их не люблю», «не менее раза в неделю», «несколько раз в месяц» и «реже раза в месяц».

b_5883e6289e749.jpg

Вторая ошибка – большое количество открытых вопросов. Это когда респондент должен сам что-то писать в поле для ответа. В идеале их вообще не должно быть, тогда высока вероятность, что почти 100% отвечающих дойдут до конца. Если я не ошибаюсь, то Гугл формы не учитывают голос, если респондент не дошел до конца и не отправил форму.

b_5883e6325d86e.jpg

Третья ошибка – нарушение последовательности. Без комментариев, в опросе должна быть логика.

b_5883e63be5f07.jpg

Четвертая ошибка – неудачно составленный опрос, не позволяющий сделать никаких выводов о необходимости продукта. На трех скринах выше показаны наши ключевые вопросы, которые позволяли сделать вывод о заинтересованности приложением. Именно эти данные мы использовали в презентации продукта партнерам.

Собираем ответы бесплатно

Так, анкета составлена, пора собирать голоса. Как я уже говорил, мы решили опрашивать студентов, но только из РБ, поэтому путь в паблики белорусских университетов нам был заказан. А какие паблики ассоциируются с вузами в первую очередь? Правильно, подслушано. Мы собрали около 25 пабликов с одними только студентами и еще около 5 просто белорусских, где тусуется молодежь. Опубликовано постов было около 11-12, но нам повезло – публикации были в самых крупных и живых страницах. Также у нас была довольно узкая выборка – студенты РБ, где население всей страны меньше 10 миллионов. Если ваша ЦА – жители СНГ, то собрать пабликов и групп можно несколько сотен. А это если еще не спамить ссылкой на опрос в комментариях или открытых группах. В любом случае, свои 535 голосов мы собрали бесплатно, и они помогли нам прояснить картину.

Важная часть – сопроводительный текст. Кидать одну голую ссылку – глупо, делать так не надо. Мы, допустим, вкратце описывали суть приложения и дружелюбно просили проголосовать обитателей паблика, так как они наша ЦА и от их мнения зависит наша дальнейшая деятельность. Интересный момент: сопроводительный текст я заканчивал фразой «если по правилам вашего паблика нужна деанонимная публикация, то претензий к этому не имею» и действительно, почти все паблики публиковали посты неанонимно, хотя это не очень вписывается в идеологию подслушано. Это также можно использовать, но об этом в достоинствах.

Достоинства соц. исследования

  • Как уже было сказано – можно проверить гипотезу стартапа совершенно бесплатно и нетрудоёмко.
  • Функционал форм Гугла позволяет собирать базу email-адресов респондентов, это может вам пригодится.
  • Во вступительном или прощальном текстах можно подробнее рассказать о продукте, дать ссылку на свой сайт или сразу на маркет. Главное делайте это ненавязчиво, не пытайтесь под видом опроса что-то втюхивать (особенно если вопросы будут прям кричать – «купи меня, скачай»).
  • В сопроводительном тексте можно также указать какую-нибудь информацию, например, о том, что вы собираете команду и вам не хватает того-то и того. Я этого не писал, но из-за неанонимной публикации ко мне в личку постучали несколько человек, которые заинтересовались в идее и выразили желание участвовать.
  • Вы сможете получить адекватную критику. Не забывайте поглядывать на комментарии в пабликах, где вас публикуют.

Наш итог

Один потраченный вечер, 11-12 бесплатных публикаций, 535 ответов за 3 дня, 5-6 конструктивных комментариев, 3 заинтересованных в стартапе человека, 1 дополнительный слайд в презентацию для партнеров и серьезный аргумент в пользу жизнеспособности продукта.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Vladimir Kondenko
Я далеко не эксперт в стартапах, но много прочитал на эту тему и сам шишек набил на следующем - нельзя спрашивать "Если бы было такое-то приложение, стали бы вы им пользоваться?". Людям ничего не стоит ответить "да", и это не говорит о реальной потребности в таком приложении. Роб Фитцпатрик в своей книге "The Mom Test" пишет, что с клиента надо брать обязательство, выраженное деньгами или временем. Если он согласится вложить свой ресурс в ваш продукт, значит, продукт ему действительно нужен.
Ответить
Шишкин Даниил
Полезная информация, спасибо большое, учту!
Ответить
Alesya Sarycheva
Мне тоже нравится ваша идея. Буду ждать, когда у нас в Минске появится такой сервис :)
Ответить
Голосовые рассылки
Сервис голосовых рассылок, триггерных звонков
Rinat Shamsiev
Прочитайте про customer development, там уже есть готовые инструменты и советВ
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.