И на ВБ, и на Озоне товары из Китая показываются в общей выдаче. Для них также доступны рекламные кампании, участие в акциях и распродажах. Встречаются товары разного качества: есть откровенно плохие, есть карточки с рейтингом от 4,5 и выше.
Среди продавцов из Китая иногда попадаются мошенники. Они заведомо выставляют низкие цены, что создает проблемы для других продавцов. Карточки китайцев из-за низкой цены забирают на себя часть трафика, начинают первыми показываться в выдаче и создают иллюзию низких цен.
Маркетплейсы проверяют продавцов из Китая так же, как и из России: сверяют ИНН, существует ли реально такая компания, на этом все. Документы на товар смотрят только в определенных категориях: БАДы, детское питание. В остальном же ручная проверка осуществляется только после жалоб от правообладателей или покупателей.
Чтобы вам не поступали жалобы от покупателей, позаботьтесь об этом заранее на этапе закупки. Для этого заказывайте товар в белую: так у вас будет на руках сертификат/декларация и полный комплект документов. И если с российскими продавцами этот механизм работает, то с китайскими — не очень. Например, если покупатель приобрел некачественный товар, он может обратиться в Роспотребнадзор, прокуратуру, суд. Но будет ли кто-то обращаться в полицию в Китае? Едва ли.
Кто больше всего пострадал от китайских продавцов Конкуренция в неравных условиях не может хорошо сказываться на отрасли. Но некоторым продавцам приходится особо тяжело. Вот кого конкуренция затронула в первую очередь:
Селлеров, которые закупают товар на оптовых российских рынках или у китайских перекупов. Конкурировать по цене с китайцами могут только крупные российские компании, закупающие товар напрямую у оптовиков или фабрик большими партиями и с хорошей скидкой.
Небольшие компании, закупающие партии у перекупов, уже получают товар с бОльшей себестоимостью. Добавить сюда оплату перевозки из Китая в Россию, пошлин, НДС, доставку по России, и стоимость выйдет космической. Китайские же продавцы могут напрямую отправлять товар покупателю, не платя за логистику и растаможку.Слева — сапоги за 250 рублей у посредника с Alibaba, справа — за 600 рублей с ТЯК. Если выйти на производителя напрямую, можно найти сапоги за еще мЕньшую стоимость
Решение: закупать в Китае напрямую и оптимизировать логистику. Вот как это можно сделать:
закупать товары напрямую у фабрики или у оптовой компании; считать разные варианты доставки. Можете это сделать с помощью нашего калькулятора доставки ; возить однородные грузы ,обратиться в ChinaToday : поможем выйти на производителя, договоримся с поставщиком о выгодных условиях, подберем выгодный маршрут.Продавцов, продающих товар под китайским брендом . Представьте: девушка два года покупает крем для лица одной китайской марки. Крем ей нравится и полностью ее устраивает. И тут на маркетплейсе появляется такой же крем, только от производителя и по цене значительно ниже. Может и не сразу, но с ростом популярности карточки товара, числом отзывов, девушка, скорее всего, будет покупать крем у производителя, так как это дешевле, а товар одинаковый.
Решение: регистрируйте собственную торговую марку. С помощью бренда вы можете продавать не только сам товар, но и концепцию, ценности вашей компании. У людей повышается доверие к торговой марке, товар лучше запоминается и больше вероятности, что в следующий раз покупатель приобретет продукцию уже знакомого бренда.Какой бренд купят с большей вероятностью: с незапоминающимися иероглифами или с понятным названием, которое периодически мелькает в рекламе у блогеров?
Как отстроиться от китайских конкурентов Помимо перечисленных выше способов, есть еще несколько лайфхаков, как конкурировать с продавцами из Китая ↓
Делайте качественное описание, фотографии, инфографику , если не делали этого ранее.
Храните исходники фотографий, текстов , если вы создаете контент не самостоятельно, а с помощью подрядчиков. Некоторые недобросовестные продавцы из Китая воруют описание и фото из карточек товара. На китайских маркетплейсах это распространенная практика: перекуп нашел конкурента с таким же товаром, но уже готовой карточкой товара → скопировал фото и описание себе → успешно продает на маркетплейсе. Если вашу карточку товара скопирует китайский продавец, потребуется доказать, что вы первые сделали фотографии и написали текст.
На вашу карточку товара, фотографии и текст в ней распространяется авторское право. Если другой продавец скопирует и использует из вашей карточки данные, сможете подать жалобу и обратиться в суд. Обычно исходников бывает достаточно для подтверждения авторского права, но при желании можете пройти депонирование: это регистрация объектов авторского права. Это убережет ваши карточки товара на 100%.
В договоре на размещение товаров из-за рубежа на платформе Ozon также дополнительно прописано, что карточки товара не должны нарушать права других продавцов, в том числе, авторское право и право на результаты интеллектуальной деятельности. В случае, если будут использованы чужие изображения, продавец должен предоставить согласие третьих лиц на их размещение. В противном случае карточка товара может быть заблокирована.
Просматривайте отзывы к товару конкурентов . Иногда покупателям нравится практически все, кроме одной детали, изменив которую можно значительно улучшить товар. Если ваш конкурент пропустит отзывы мимо ушей, а вы прислушайтесь и сделайте похожую, но улучшенную модель, сможете конкурировать за счет лучшего товара.Пример отзыва о товаре. Если бы селлер изменил форму, возможно, продал бы больше подсвечников
Чтобы отстроиться от конкурентов нужно:
найти такой же товар на популярных китайских площадках 1688, Alibaba, Taobao. Искать можно по фотографии; выйти на производителя; договориться об OEM производстве. Это когда китайская фабрика делает товар по своему шаблону, внеся в него незначительные изменения. Например, удлиняет шнур, меняет цвет пластика у изделия или заменяет ручки в чемодане. OEM производство может быть довольно успешным. Например, недавно мы писали о клиенте, который на протяжении двух лет успешно заказывает в Китае наборы кистей для макияжа из козьей шерсти и перепродает их на маркетплейсе. Еще одна клиентка заказывает куртки из Китая отличного качества по цене 1070 рублей за единицу с учетом всех расходов, связанных с логистикой.Кисточки из козьей шерсти
Придумайте уникальный товар, аналогов которому нет на рынке. Для этого вам понадобится найти фабрику, под ODM производство: это контрактное производство уникального продукта с нуля. Проект и идею продукта предоставляет покупатель. ODM производство выгодно, если вы производите товар в больших объемах. В противном случае фабрике откажется изготавливать вещь или себестоимость получится слишком большой.
Совет. При запуске ODM производства обязательно заключите с фабрикой NNN: соглашение о неразглашении конфиденциальной информации. Оно гарантирует, что фабрика не будет использовать полученные в ходе производства данные в своих целях. Например, не начнет производить разработанный вами товар для других компаний.Чтобы фабрика поняла, что нужно производить, можно составить подробное техническое задание или прислать образец готового товара в Китай. Так недавно поступил наш клиент: прислал в Китай образец кошачьего коврика и заказал партию с уникальным дизайном , аналогов которому нет на рынке.Пример силиконового кошачьего коврика под миски
Работайте над сервисом. Развивайте техподдержку, послепродажное обслуживание, уменьшайте время доставки. Например, на Ozon основной недостаток китайских продавцов — сроки доставки, так как многие товары, особенно техника, идет из-за рубежа. Если клиент сможет получить товар в течение одного—двух дней, он будет готов переплатить за быструю доставку.
То же касается и гарантии. Покупатель охотнее приобретет товар, который в случае чего он сможет обменять сразу или в течение гарантийного срока. Чтобы обменять или вернуть сломанный товар из Китая, придется приложить немало времени и сил, не все покупатели готовы на это идти ради небольшой экономии.Например, поставщик продает смесители не только с пятилетней гарантией, но и со страховкой от затопления соседей
Используйте дополнительные каналы продаж. Общий оборот на маркетплейсах растет, увеличивается география присутствия пунктов выдачи. Но это не единственный канал продаж. Многие покупают товары в офлайн-магазинах, а зумеры предпочитают искать товар через соцсети.
Резюме Чек-лист, как конкурировать с китайскими продавцами на маркетплейсах:
закупайте товар напрямую у китайских производителей; продавайте под своим брендом; зарегистрируйте свой торговый знак; запустите OEM или ODM производство, чтобы выделиться на фоне конкурентов; храните исходники фотографий и текстов к карточкам товара; улучшайте сервис: гарантию, техподдержку, послепродажное обслуживание; используйте дополнительные каналы продаж: соцсети, собственный онлайн или офлайн-магазин. Узнать подробнее →