редакции
О лице бренда, или как создать соответствующее бренду лицо, и каких результатов оно поможет достичь
Сейчас сложно себе представить МТС без Дмитрия Нагиева или конфетки M&M’s без Красного и Желтого. Они настолько срослись образами, что увидев в жизни героя бренда, сразу же вспоминаешь бренд, который он представляет. Это сильная ассоциация у потребителя, которая может не только исправить недостатки маркетинга бренда, но и усугубить их.
Лицо бренда — представитель бренда, который объединяет свой имидж и рекламируемый бренд. Так, например, произошло с брендом магазинов электроники М-Видео и Александром Пушным: актер использует свой образ яркого и активного ведущего, чтобы транслировать с экрана настроение бренда: такого же неунывающего и энергичного, как и сам актер.
В статье на примере кейса мебельного центра Чкаловского мы подробно расскажем о том, как подобрать бренду его лицо, какие нюансы надо учесть при разработке образа и о том, каких результатов может достичь правильный герой бренда.
Шаг первый. Проведите исследования
Стратегическая задача лица бренда — устранить противоречие между позиционированием бренда и его текущим восприятием. Чтобы понять, существует ли это противоречие и в чем оно заключается, нужно четко знать, какие ценности, смыслы, образы и настроения транслирует бренд, и как на это реагирует его целевая аудитория.
Для наглядности покажем на примере.
Есть в провинциальном городе Пермь мебельный центр Чкаловский. Шесть двух- одно- этажных павильонов, отделы от федеральных и местных производителей. Мебель простая, но надежная, хорошего качества и невысоких цен. Аудитория по большей части состоит из работающих женщин, 25+, «голубых и серых воротничков», семейных, с детьми, с дачным участком и небольшой квартирой. В свое время лицом бренда стала героиня набиравшего популярность сериала на ТНТ «Реальные пацаны» мама Коляна, за авторством Марины Федункив. Надо признать, что это решение было удачным для своего времени. Простая провинциальная женщина средних лет со скромными доходами и бытовой смекалкой, героиня Марины как никто другой подошла для позиционирования МЦ. Она привнесла в бренд и его продвижение юмор и простоту, освежила билборды и обратила внимание на себя и на МЦ.
У использования такого гротескного образа было несколько преимуществ:
- Сериал набирал всё большую популярность среди молодёжи, героиня, а вместе с ней и использовавший её образ МЦ, становился всё более узнаваемым.
- Яркость и несерьезность образа позволяла создавать интересный, иногда провокационный контент.
- За счет своего возраста, героиня «попадает» в аудиторию людей более старшего возраста.
Вполне естественно, что этот образ неоднозначен, и имеет и недостатки:
- героиня сериала женщина очень простая, грубоватая, сильно и не в лучшую отличается от «идеальных» и ухоженных героинь современного кино;
- гротескный образ недалёкой провинциалки непривлекателен для ЦА — люди не хотят ассоциировать себя с такой героиней;
- МЦ Чкаловский не конкурирует с современными благоустроенными и внешне красивыми торговыми центрами. Марина только усугубляет это нежелательное восприятие.
В таком виде лицо бренда просуществовало в течении 5 лет, и выполнило свою основную цель — сохранило узнаваемость бренда Чкаловского.
По развитии торговых центров стало очевидно, что Марина перестала справляться со своей ролью: теперь её простецкий образ накладывался на славу рынка под крышей и всё меньше покупателей стремились посетить МЦ Чкаловский. Это стало понятно по изучению отзывов и обратной связи в интернете, на сайтах агрегаторах типа ДваГис, в картах, в социальных сетях. Таким образом мы выявили проблему — бренд позиционирует себя как магазин рационального мебельного решения: хорошая, но без излишеств, мебель по доступной цене, а аудитория видит его как рынок под крышей с кустарными изделиями. Еще и мама Коляна, женщина чрезмерно простого вида и поведения, усугубляет это противоречие. Итак, на первом этапе необходимо выявить противоречие бренда и восприятия, если оно есть. Для этого:
Вот пришли к выводу: противоречие имеет место быть, следующий шаг — определить требования к лицу и условия, которые сделают это лицо решением проблемы. Если противоречия нет — что возможно, но очень редко, переходите к шагу 3. В случае Чкаловского мы определили, что: Определите, какими качествами должно обладать и не обладать лицо бренда, учтите следующие факторы:
Итак, вы знаете, какие смыслы и идеи несет в себе лицо бренда. Вы уверены, с какой аудиторией оно должно взаимодействовать, теперь среди всего яркого спектра звёзд и звёздочек надо выбрать ту, имидж которой больше всего соответствует бренду. Прежде чем искать нового героя для бренда Чкаловского мы разобрали актрису Марину Федункив и её образы на составляющие. И пришли к удивившему нас выводу: не надо менять актрису! Несомненно, у Марины Федункив в образе мамы Коляна были многочисленные недостатки, но у самой Марины преимущества были гораздо весомее. Преимущество первое, аудитория. Ухоженная женщина за 40, её образ и социальный статус охватывает разные поколения: а. старшее поколение — за счет возраста; б. молодых людей — за счет участия в молодежных фильмах, сериалах, шоу. Преимущество второе, интересный образ. За счёт участия в комедийных шоу и фильмах актриса снискала себе славу юмористической медийной личности. Её неоднозначный имидж позволяет экспериментировать с собой, что расширяет диапазон эмоций, смыслов, которые может нести в себе бренд Чкаловского. Преимущество третье, причастность. Актриса родом из того же города, где расположен МЦ Чкаловский. Это достаточно известный факт, который может «польстить» жителям города. Очень приятное чувство, иметь в земляках известную на всю страну личность. Преимущество четвёртое, популярность. Марина Федункив в своей карьере не остановилась на роли в провинциальном, хоть и известном сериале. Она пошла дальше, и теперь уже вся страна так или иначе слышала о ней, видела шоу с её участием, смотрела фильмы. И это здорово, популярность лица бренда обязательно отразится на самом бренде. Чтобы выбрать звезду, необходимо: Вы провели исследование, знаете, какая звезда вам подходит и даже получили ее предварительное согласие. Далее предстоит самая творческая часть работы — создание образа. И даже здесь не обойтись без опросов, анкетирования потребителей. Покажем на примере. Позиционирование Чкаловского заключалось в следующих тезисах: На основе этого списка составили описания, к которым потребитель должен был выбрать наиболее подходящее из представленных фото. Чтобы получить объективный ответ на вопрос «какой образ несёт в себе рациональность», несколько раз в разных вопросах мы спрашивали: Какая картинка больше всего ассоциируется с практичностью? Кто из девушек скорее всего примет рациональное и надежное решение?
В ходе опросов вы определили, примерно каким должен быть образ звезды. Теперь можно приступить непосредственно к созданию. Универсального рецепта креативности не существует. Но есть несколько фактов, которые помогут придумать интересные, необычные решения.
Из предложенных нами вариантов Заказчик выбрал Марину Casual. Марина — современная женщина, у неё есть работа, семья, дом. У неё есть свои успехи и проблемы, всё свободное время она посвящает семье и своим маленьким радостям. Марина работает сама, поэтому она знает цену деньгам и успеху, и она умеет принимать рациональные решения. Она — прекрасная хозяйка, и хочет, что в доме было не только уютно и комфортно, но и отражало натуру и личность своих владельцев. Основная идея этого образа: «Хорошая покупка — когда покупаешь качественную вещь по адекватной цене. Когда покупка приносит удовольствие и делает дом счастливее». Это простой и надёжный образ, он точно будет понятен всем и каждому и не вызовет сильных эмоций. Это решение — осторожное, не содержащее в себе риска недопонимания. Но при этом, конечно, оно не такое эффектное и яркое.
Работа над образом не заканчивается его «собиранием». Концепция обоснована, выбрана, далее следует более детальная работа над образом перед фото- и видео-съёмками. Надо подобрать макияж, одежду, определить позы, выражения лица, жесты, возможно присущие только этому герою обороты речи и манеру говорения — всё это должно соответствовать образу, который был до этого создан. Марина снималась в видео роликах для показа на ТВ и в сети, и в фотосессии для всех рекламных материалов. Сравните новую Марину и её старый образ мамы Коляна. Естественно, нужно и очень хочется знать, как аудитория реагирует на новое лицо бренда, нравится ли оно, соответствует ли бренду. Не стесняйтесь, спрашивайте напрямик у потребителей в социальных сетях и на сайте, проводите опросы и замеряйте динамику покупок. Все эти ресурсы вместе подскажут вам максимально объективный результат. В результате опроса в социальных сетях Чкаловского мы выяснили, что 75% опрошенных нравится новый образ Марины Федункив. Это хороший результат, ведь что, как не гармония с целевой аудиторией может быть важнее для маркетолога?

Шаг 2. Определите требования и условия
Шаг 3. Выбрать и достать звезду
Шаг 4. Создать варианты образа




Шаг 5. Воплотить идеи


Шаг 6. Собрать результаты

Как получить максимум
