Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Главное Свежее   Проекты
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
1 302 14 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Идущим на "смерть" посвящается — памятка начинающему стартаперу

В этой статье я напишу, чем закончилась эпопея с проектом, о котором я писал в предыдущих двух статьях. А так же поделюсь выводами, которые для себя сделал.

Предыдущая (вторая) часть закончилась на том, что я решил взять деньги в долг у знакомого.

Ссылки на предыдущие части:

Деньги получилось взять, но они закончились еще быстрее, чем предыдущие, и не дали нужного выхлопа. Это был как раз тот случай, когда я брал у человека, который к бизнесу не имеет никакого отношения и сам периодически сливает по 100-200 тысяч на свои идеи в надежде стать великим бизнесменом. Может себе позволить. Но если к утерянным деньгам на свои проекты он относится адекватно, то к "слитым" деньгам на чужие проекты — нет. Это как раз был тот случай, когда деньги брать не нужно, даже когда дают. Нет, ничего страшного не происходило, но вечные звонки: "Как дела, что нового, что делаешь?" реально выводят из себя, когда это уже десятый раз в день. Не хочу даже вспоминать, я рад, что отдал долг и получил хороший опыт.

В конечном итоге, будучи морально и материально истощенным, я закрыл проект и пошел опять работать. Потом еще несколько раз я пытался “оживить мертвеца”, но из-за возникшего внутреннего отвращения к проекту и потери веры попытки заканчивались ничем. Я думаю, если бы я растянул процесс на дольше — то есть на год, полтора, были бы другие результаты. Ведь по 1-2 продажам продолжало поступать, даже когда я уже не занимался проектом (он еще какое-то время просто висел на домене). Возможно, покрутив модель и увеличив клиентскую базу работодателей, проект бы мог работать, получая деньги с них. Сегодня много рыночных компаний переводит первую линию сотрудников на дом, например: Тинькофф, AmoCRM. Рынок еще только формируется. Возможно, я бы мог тянуть проект, устроившись на работу. Однако, это уже в прошлом.

Вот несколько выводов, которые я для для себя сделал и которыми могу поделиться:

1. Уходить с работы стоит тогда, когда проект уже генерирует какую то выручку

Эти деньги можно вкладывать обратно, а в перспективе 1-2 месяцев, рост выручки должен позволить брать какую-то минимальную сумму для поддержания штанов. Иначе деньги закончатся. Делать параллельно и свой проект и работу.

2. Не делать проект в одиночку

Ресурсы можно найти, проблемы — решить, идея вообще ничего не стоит, но если ты сидишь весь день один и занимаешься текучкой, то вряд ли у тебя что-то получится. Хотя бы двое. Хорошо, если человек с идентичным мышлением. Тогда успех будет еще ближе.

3. Не брать денег в долг, когда не понятно, как и когда отдавать

Это важно. Когда вы знаете, как будете отдавать — то есть какой ROI на каждый вложенный рубль, вы точно определите, сколько вам нужно и на каких условиях. Иначе долговая яма. Если инвесторы будут адекватные — без процентов, если нет — влепят вам по полной программе. Это того не стоит, вы потом потеряете кучу времени просто, чтобы отдать долги. Брать стоит тогда, когда у тебя уже рабочая модель, и ты берешь для того, чтобы охватить большую долю рынка в сжатые сроки.

4. Не брать денег у кого попало, даже если дают

Разные люди относятся к деньгам по-разному. Но нет ничего хуже чем инвестор, который вам названивает по 24 раза в сутки, не принимая никакого участия в проекте. Это будет отвлекать вас от работы и действовать негативно на ваш настрой. Смотрите на то, как человек относится к деньгам и есть ли у него связи, которые будут полезны проекту.

5. Формула: “цена - расходы = прибыль” и есть главный показатель успешности

Или неуспешности проекта на рынке. Где-то в других странах другие условия. У нас — только кеш кау, только хардкор.

6. Фактор времени

Не ждать быстрых денег, закладывать больше времени. Полгода-год, особенно когда ресурсы очень ограничены. Многие ломаются именно из-за того, что нет быстрых результатов.

7. Стоимость клиента и LTV (customer life time value)

Учитывать стоимость клиента и сколько этот клиент принесет вам денег в целом, за время сотрудничества. Когда стоимость клиента большая, то клиент должен совершать покупку несколько раз, чтобы окупить расходы на начальное привлечение. Первая покупка может идти в ноль, но вторая и последующие должны уже идти в прибыль. Стоимость клиента влияет на вашу маржу. Если вы собрались продвигать как все, то много денег не заработаете. Нужно искать каналы привлечения, где стоимость клиента будет минимальной. Иначе в перспективе вас выдавят те, у кого больше ресурсов. Они просто перебьют вас по рекламе.

Строить бизнес, где клиент покупает один раз, вообще не целесообразно. Покупать должны постоянно, чем чаще — тем лучше.

8. Делать подробный анализ целевой аудитории

Это, в первую очередь, снижает стоимость клиента, потому что на целевых ресурсах, как правило, размещаться дешевле, чем на общих. Но нужно четко понимать, кто клиент.

9. Работать системно

Выделяйте определенное количество времени на проект в день или в неделю и системно следуйте плану. Постоянство гораздо эффективнее разовых вспышек. Иначе вы просто выгорите.

10. Быть готовым, что может не получиться

Гипотеза может не сработать, и это нормально. Нужно ставить точки и двигаться дальше. Когда ты уже перепробовал все и не идет — остановись. Поговорите с кем-то, кто видит ситуацию извне и имеет нужный опыт. Если вы во время не остановитесь, то только усугубите свое положение.

11. Думать на шаг вперед и работать с приоритетами

Выбирать самые приоритетные вещи и делать их в первую очередь. Делать все сразу не получится и будет не эффективно.

Задавать себе вопрос, какие будут действия после следующего шага? Что делать, когда получится, и что, если нет?

Заключение

Стоило ли это того? Конечно стоило, ведь я получил огромный опыт, который в последствии помог мне найти более высокооплачиваемую работу. Также я стал лучше ориентироваться в проектах, понимать как они устроены. Теперь, когда мне кто-то рассказывает про очередную мега идею, я четко понимаю, "куда ветер дует" :D И вообще, любой опыт, при котором вы соприкасаетесь с реальным рынком, полезен. Понимание процессов становится более адекватным а это значит, что в следующий раз ты действуешь более эффективно.

Ссылки на предыдущие части:

Друзья, напишите свое мнение в комментариях, на счет данных выводов! Буду признателен! С наступающим вас!
+10
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Подбираем рекоммендации...
Комментарии
Первые Новые Популярные
Αнна Τитова
А как Вы относитесь к тому, что бы брать деньги на проект у друзей?
Ответить
E-Commerce and Venture projects
Продажа товаров от производителей оптом и в розницу
Мирзоев Фахреддин
как к концу дружбы
Ответить
Αнна Τитова
а что значит "создавайте сообщества" ?
Ответить
E-Commerce and Venture projects
Продажа товаров от производителей оптом и в розницу
Мирзоев Фахреддин
это значит, что нужно стремиться создавать "объединение-тусовку людей по интересам." вокруг Вашего проекта, например. такие формирования более устойчивы чем просто компании и конечно - более прибыльны. Причем из этой тусовки Вы сможете извлекать не только деньги, это реально интересно, как живой организм.
Ответить
Αнна Τитова
а бизнес в чем? это же более длительный процесс ...
Ответить
E-Commerce and Venture projects
Продажа товаров от производителей оптом и в розницу
Мирзоев Фахреддин
более длительный процесс....
Ответить
Эбиа
Современные косметические средства для ухода за кожей рук, лица, тела и волос го
Павел Таскаев
Интересная статья и полезный опыт, спасибо. С наступающим!
Ответить
E-Commerce and Venture projects
Продажа товаров от производителей оптом и в розницу
Мирзоев Фахреддин
спасибо, с наступающим!
Ответить
Икс Маска
С Новым 2017 годом! Пусть 2017 год будет богат на радостные события и долгожданные встречи, на приятные неожиданности и ожидаемые приятности! А главное, чтобы всё задуманное стало реальным в Новом 2017 году!
Полезный опыт – согласен с каждым словом в Вашей статье!
Ответить
E-Commerce and Venture projects
Продажа товаров от производителей оптом и в розницу
Pratt.top
Подборка из интернета. Уже общедоступен, в планах много нового функционала
Dmitry Romanovich
Ок вы упали на дно впадины под названием работа. Но есть в планах еще поход?
Ответить
E-Commerce and Venture projects
Продажа товаров от производителей оптом и в розницу
Мирзоев Фахреддин
конечно, только вперед! после этого я запустил еще один проект и тоже его закрыл, но уже по другим причинам. будет статья об этом. на счет походов, сейчас зреет несколько новых идей, одну из них я здесь опубликую через пост. следите за обновлениями.
Ответить
Tech.Com
MMO
Diana Koroleva
"я получил огромный опыт"

"..Опыт это то, что ты получаешь, когда не получаешь желаемого"(с) :)
Выводы вы сделали правильные. Удачи вам в новом году,
Самый важный вывод у вас затерялся в тексте где-то в серединке, когда вы говорили о факторе времени - очень важно не "перегореть" от нескольких неудачных начинаний (а число их может быть весьма внушительно). К сожалению, никакие маркетинговые науки не могут точно предсказывать, какой проект на 146% выстрелит - поэтому только перебор с увеличивающейся долей успешности для каждого следующего проекта.
Ответить
E-Commerce and Venture projects
Продажа товаров от производителей оптом и в розницу
Мирзоев Фахреддин
опыт получаешь всегда ) зависит от проекта, вполне можно и нужно анализировать рынок, смотреть, считать. у венчурных проектов сложнее, но не уверен, что целесообразно ими вообще у нас заниматься. если только из удовольствия.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать