Чем чревато отсутствие SEO на этапе разработки сайта? Созданные без привлечения SEO-специалистов сайты не отвечают ряду требований поисковых систем. Страницы плохо ранжируются, поэтому их сложнее и дороже продвигать. При этом доработки зачастую обходятся не дешевле самой разработки, ведь переделывать приходится основные элементы сайта: структуру, контент, юзабилити.
Вплетенная в разработку SEO-оптимизация позволяет избежать распространенных ошибок. Еще на первых этапах закладывается фундамент для будущего продвижения. Работая в тандеме с разработчиками, SEO-специалисты собирают семантическое ядро и составляют рекомендации по:
основным блокам и элементам сайта; перелинковке страниц; CMS; структуре и наполнению; коммерческим факторам; региональности. SEO-продвижение на этапе разработки не гарантирует выход в топ-10 в первый же месяц, но помогает обойти конкурентов, которые создали сайты без учета требований поисковиков. Первые результаты при этом появятся довольно скоро — нужно лишь дождаться индексации всех корректировок. Например, Яндекс и Google отдают предпочтение проектам с продуманной структурой и выстроенной иерархией страниц. И это лишь один из моментов,
без которых занять высокие позиции в выдаче будет невозможно.
Какие задачи решают SEO-специалисты в процессе разработки сайта? Обсуждение концепта дизайна сайта, сбор семантики Разработку можно сравнить со строительством — в первую очередь нужны «чертежи» для понимания желаемого результата. На начальных этапах SEO-оптимизаторы продумывают прототип и оформляют информационную структуру сайта.
В это же время на основе анализа ниши и конкурентов собирают семантическое ядро для дальнейшего продвижения. Релевантные ключи объединяют в кластеры, выстраивая дерево запросов, по которому пользователи будут находить сайт. Такая база будущей структуры помогает эффективнее выстроить навигацию, выделив наиболее важные страницы для индексации.
Комплексный подход «разработка+продвижение» позволяет выполнить эти работы за 1 месяц, тогда как по отдельности они требуют в 2 раза больше времени.
Разработка структуры, дизайн страниц и верстка Структура сайта должна быть не только логичной и удобной, но и соответствовать реальному спросу пользователей. Менять ее при продвижении уже готовых сайтов приходится довольно часто, что приводит к существенному увеличению затрат на SEO. Чтобы избежать этого, оптимизаторы в ходе разработки изучают спрос, конкурентов и семантику для составления правильной структуры.
После создания макетов и верстки страниц SEO-специалисты проверяют:
наличие навигационных элементов, например, хлебные крошки; перелинковку страниц; мета-теги; доступность и актуальность контента; разметку текста с заголовками и подзаголовками; адаптивность на мобильных устройствах; остальные элементы из макета. В комплексе эти работы занимают не более месяца, по отдельности — минимум 2 месяца.
Внутренняя оптимизация и работа с контентом Для лучшего ранжирования в поисковых системах SEO-специалисты на этапе разработке проверят корректность файла robots.txt, Sitemap.xml,
301 редирект, 404 и прочие ошибки. Чтобы сайт не вызывал у пользователей раздражение — оптимизируют скорость загрузки страниц. Для настройки целей и отслеживания результатов подключат Яндекс.Метрику и Google Analytics. Задача при этом — правильно обозначить целевые действия аудитории на сайте.
Одновременно с этим идет работа с контентом — при запуске сайт должен
быть наполнен и готов к притоку посетителей. А благодаря заранее выстроенной структуре и сформированной семантике составление контент-плана и ТЗ для копирайтеров не займет много времени. По итогу оптимизаторы сохранят силы для общего улучшения сайта, избежав этапа решения проблем на старте продвижения.
Какие результаты дает комплексный подход? Все работы в случае комплексного подхода, от брифинга до запуска проекта, займут не 5-6 месяцев,
а всего 3. Не так давно мы проверили это на практике при продвижении интернет-магазина детской одежды AveKids. Основная часть продаж заказчика шла через Instagram (деятельность запрещена в России). После блокировки соцсети число заказов резко упало.
Сайт при этом был, но никак не продвигался и создавался на конструкторе Ecwid, каталог которого подтягивался скриптом, из-за чего роботы поисковых систем не видели контента, и все страницы имели одинаковый вид:
Решением стала разработка нового сайта на платформе 1С-Битрикс с использованием готового комплекса компонентов Аспро:Маркет. На этапе создания подключили SEO и провели следующие работы:
техническая оптимизация; сбор семантики; проработка структуры; контентная оптимизация; подключение дополнительных каналов. Сайт запустили в сентябре, и уже спустя месяц получили такие показатели:
Рост конверсии:
Позиции после индексации страниц:
По итогу одних лишь работ по SEO стоимость лида снизилась с 299 р. до 132 р.
Ведение Яндекс Директа позволило увеличить число конверсий в ноябре до 113:
Таким образом, стоимость лида удалось сократить с 1532,85 р. до 271,3 р.
Эффект после оптимизации магазина на Wildberries также был достигнут достаточно быстро:
По итогу мы смогли вывести основные конверсионные запросы на высокие позиции в короткий срок, оперативно подключить контекстную рекламу, улучшить позиции на маркетплейсе Wildberries.
Комплексное продвижение и оптимизация сайта на этапе разработки привели к снижению средней стоимости лида. При этом, несмотря на блокировку Instagram (запрещен в РФ), в аналогичный период среднемесячные продажи выросли на 50%.
Вывод из всего этого простой — без привлечения SEO-специалистов на этапе разработки продвижение будет дольше и дороже. Но если думать на 2 шага вперед, можно сделать полностью готовый сайт, который понравится пользователям и поисковым роботам, будет иметь высокую конверсию и оправдывать вложения.