Примеры задач, которые удалось решить:
Исправили показатели Core Web Vitals и оптимизировали скорость загрузки страниц; Сделали пагинацию для списка статей в блоге и настроили хлебные крошки на сайте; Скорректировали sitemap.xml и robots.txt, сгенерировали карту сайта, общую для 3-х CMS; Перевезли статьи на WordPress; Перевезли внутренние страницы для теста гипотез на Тильду и автоматизировали процесс их создания; Перенесли исполнение части JS-скриптов в отдельные потоки; Настроили обе CMS, попутно решив несколько задач по seo на сжатие изображений, внедрение JSON- и Open Graph-разметки. Но появились новые трудности:
У маркетологов возникала задача по массовой проверке форм на лендингах, а в текущей реализации, инструментов для этого не было; Не было контроля версий страниц на Тильде — не получалось отслеживать изменения; Нужно было сохранить возможность создавать/редактировать страницы через Тильду, но забирать их на наш сервер при необходимости для доработок; Нужен был человеческий поиск. Например, маркетологу требовалось заменить какое-либо слово на всех лендингах Тильды, но найти его вхождения через админку было невозможно, пришлось бы методично открывать каждую страницу. Полноценный поиск по документам и адресам в импровизированной админке гарантировал «Логеме» плюс в карму. Эти задачи — вопрос удобства и расширения функциональности. На Тильде, при всех ее плюсах для нашего решения, как-либо доработать личный кабинет невозможно. Значит, нужно было придумать, как упростить настройку показа страниц и создать реестр всех документов на сайте, а еще.... Из этого реестра мы хотели получать уведомление для своего сервера о том, что страница требует изменений.
Как решали задачу Мы уже писали , что начинаем работу с проектами, используя наработки продуктового подхода. Команда «Логемы» предлагает решения, которые максимально соответствуют потребностям клиента и основаны на анализе задач и болях заказчика. Исходя из аналитики, мы выделили ключевые аспекты проекта и определили стратегию, которая обеспечивает оптимальное сочетание эффективности и функциональности. Работа над проектом стартовала в январе 2022 года. В команде было три разработчика «Логемы» и один менеджер со стороны клиента. Весь процесс внедрения изменений завершился через год: на первом этапе решались первоочередные вопросы, на втором — все то, о чем пойдет речь ниже. Сейчас расскажем, как это было.
Решили проксировать Тильду
Сначала мы предложили проксирование. Казалось бы, контент-менеджеры и маркетологи заказчика теперь могли спокойно решать, какой из 400 лендингов на Тильде требует внимания — гипотеза выстрелила, трафик можно приводить не только через контекст или таргет, но и с органики. Нужна доработка страницы? Проксируем страницу на сервер с помощью nginx → посетитель даже не замечает перехода между нашей версией страницы и Тильдой, но...
У проксирования есть серьезные ограничения. Например, если случились проблемы на стороне Тильды, недоступными будут сразу все страницы сайта. Еще — каждый раз менеджеру нужно было обращаться к DevOps, а само проксирование грозило перестать работать при достижении лимита страниц.
Что мы точно знали — в официальной документации Тильды говорится о возможности использовать API для размещения контента на своем сервере. Иными словами, можно отредактировать страницу в Тильде, затем отправить ее на публикацию. В этом случае на сервер уйдет webhook (функция, которая позволяет серверам обмениваться автоматическими уведомлениями при наступлении определенных событий, такой webhook позволяет целиком скачать исходник страницы и хостить ее у себя.
Подключили фреймворк
Имея такую возможность, мы решили посмотреть, что будет, если вместо проксирования мы будем скачивать нужные страницы с Тильды, показывая их с сервера. Ключевая идея была в том, чтобы связав Тильду с современным фронтенд-фреймворком, обеспечить заказчику больше гибкости в возможностях SEO-оптимизации и настройки страниц. Следите за руками: взяли PHP, Nuxt.js, Laravel и настроили все так, чтобы у контент-менеджера была возможность создавать/редактировать страницы через ЛК Тильды. При сохранении эти страницы передавались на наш сервер и выводились через него же.
По сути, получился настоящий слоеный бутерброд, в котором некоторые страницы могут мигрировать из одной системы в другую, переходить между платформами, а весь контент показывается под единым клиентским доменом и даже url остается прежним. Все это без ограничений, лимитов, и с одобрения SEO-специалистов.
Написали админку Чтобы все это было удобно админить, за основу взяли решение на Laravel. Ничего уникального: Laravel Breeze + кастомные компоненты. Например, авторизация и регистрация, тарификация, персоналии авторов статей.
В решении из коробки не было поиска: весь контент был реализован в виде бесконечного списка. Нужные поля мы добавили и теперь у контент-менеджера появилась возможность искать любой материал по текстовому отрывку (заодно и видеть, где еще используется тот или иной текст), а также осуществлять поиск документа по части известного url.
Управление лендингами стало намного более удобным. Раньше контент-менеджер был вынужден искать информацию в админке ЛК Тильды вручную, на это уходило много времени. Особенно, если требовалось внести какие-то изменения в текст, который был «разбросан» по разным страницам.
Результаты работы Сейчас измеряемых метрик, которые касаются скорости работы в админке, у нас для вас нет. Контент-менеджеры и маркетологи как работали раньше, так и продолжают работать. Но теперь возможности маркетологов стали еще шире — можно делать много хорошего, тестировать гипотезы и не платить за разработку сложного и спорного лендинга сразу много денег. Если счастье SEO-специалиста можно измерить, то остановимся на том, что оптимизатор в этом кейсе был очень рад, потому что стало можно:
размещать невероятное количество лендингов и Тильде ничего за это не будет; размещать полезные материалы и кастомизировать любые страницы; внедрять любые не шаблонные решения там, где они нужны; бороться за органику и вести трафик на лендинги клиентов; наращивать положительный клиентский опыт; бороться за показатели скорости страниц; забыть про ограничения! Большинство страниц спокойно собираются и тестируются без разработчиков, а значит, низкий прайс на работу с сайтом остается, а заказчик платит только за те страницы, которым нужна магия. Тильда используется под некоторые посадочные, для А/Б тестов и экспериментов и полностью себя оправдывает.
При создании таких ресурсов самое важное — метрика Time to Market, а она никуда не делась. Соорудить лендинг можно очень быстро, если нужно протестить бизнес-гипотезу: например, маркетолог хочет пройти клиентский путь и выяснить, как оптимизировать воронку продаж, но так, чтобы не привлекать разработчика, дизайнера и еще десяток людей к процессу.
Итогом работы стал успешный кейс. Тильду починили → заказчик остался доволен → мы продолжаем сотрудничество. В целом, рассказать о том, как нужно решать задачи, похожие на те, что стояли перед командой разработчиков «Логемы», можно и без кейса. Но мы стараемся показать, как устроена разработка изнутри, чем наша компания отличается от других, что такое продуктовый подход. Пишите, если вам нужна экспертиза, консультация или ИТ-решение, которое позволит бизнесу расти.
Пара слов для тех, кто дочитал до конца Сегодня поисковые системы отдают приоритет не конкретному документу, а структурированной базе данных документов, если хотите — коллекциям. Строятся целые графы, хитрым способом распределяется вес страниц. Формулы расчета основаны на филигранном балансе между тем, как оптимизатор расширяет запросный индекс и суммарным спросом, на который поисковая система может ответить. Такая борьба за первые пять мест в выдаче порождает агрессивный поиск точек роста для любого сайта: что можно добавить, улучшить, чтобы сайт получил больше полезного трафика? Тильда здесь может выступать в качестве ограничения, а может — в качестве бонуса; все индивидуально. Поэтому:
Хотите MVP — делаете сайт на Тильде; Хотите конкурировать с сайтами, у которых большой траст, запросный индекс, проработанные коммерческие факторы — делаете сайт на более гибкой платформе, которая позволяет внедрять всякие-разные технические задания. Кто-то возразит, что у системы с закрытым исходным кодом полно минусов, но нам удалось эти минусы частично обойти. Поэтому, приведем пару аргументов для тех, у кого сайт на Тильде прямо сейчас:
Не каждому бизнесу нужны сложные, дорогие в обслуживании и ресурсозатратные связки ПО/сервисов. Какой-нибудь условный airtable + zapier + webflow + еще пару сервисов будут съедать бюджет очень быстро. Некоторые из них требуют постоянной подписки, имеют ограничения по объему данных — не слишком ли много проблем, чтобы быстро протестировать гипотезу? Переезд на Wordpress или другую CMS может прокатить, но когда бизнес-процессы подразумевают 50-100-200 полноценных одностраничников — контент-менеджер будет грустить не меньше, чем оптимизатор. Проблема в работе таких сайтов, если говорить простым языком, состоит в количестве действий, которые надо совершить для внесения изменений на все 100500 страниц. Если задача стоит в том, чтобы поменять header, то надо будет пройтись вручную по каждой странице. А еще, обычно, сверху нависает команда оптимизаторов и менеджеров с ворохом технических заданий. Возникают вопросы: как все это внедрять, оправданы ли будут попытки дорабатывать эту систему?
Мы работаем с максимальной отдачей, не важно, приходит к нам запрос на доработку 1С, Тильды или космического шаттла. Трудных задач не боимся, стремясь помочь бизнесу и создать кейс, о котором рассказать не стыдно.
Приятным бонусом считаю, что после работы с этим клиентом стало ясно — нет еще такой штуки, которую придумает оптимизатор, а мы ее не решим.Павел Машанов, технический директор компании «Логема»
Вот почему команде «Логемы» пришлось проанализировать ограничения и возможности конструктора, сравнив их с тем, что мы обычно внедряем.
P.S. Да, нам пришлось в это погрузиться, чтобы быть полезными клиенту. Если ваш подрядчик или команда разработки сообщают, что их дело «внедрять», а не «разбираться», тогда приходите к нам. В «Логеме» все по-красоте, мы помогаем с любыми решениями.