Не знаем, как у вас в офисе, а у нашей команды в LZ.Media полжизни крутится вокруг доставки. Курьеры приезжают к нам на 12-й этаж (а иногда и приходят, если сломан лифт) как в дом родной: то документы от удаленщиков отдадут, то порадуют пятничной пиццей, то новые кашпо для растений оставят. И нет, это мы не про овощей-сотрудников: у нас трудятся только цветочки, а красивый зеленый уголок действительно есть в каждом кабинете. Но речь не об этом.
В общем, с доставкой мы, что называется, общаемся на ты, как и с SEO. Поэтому нам было вдвойне приятно, когда к нам обратилась команда Dostavista — один из лидеров в сфере экспресс-доставки по городу и аналог Uber для курьеров . Сервису уже более 10 лет: он присутствует в 35 городах России, круглосуточно доставляя свыше 2 000 000 посылок в месяц. Это доставки для мелкого и среднего бизнеса, документы, заказы из ресторанов и так далее. Среди клиентов бренда — «ВкусВилл», «Авито», «Мосигра», Skyeng и так далее.
Dostavista пришла к нам в феврале 2023-ого года с не самой очевидной задачей. Команду интересовало внимание конкретной целевой аудитории: наша цель заключалась в том, чтобы привести целевой трафик в раздел для курьеров . До этого компания не работала с SEO-оптимизацией и была сосредоточена на продвижении мобильного приложения для курьеров. Однако трафик на сайте всё равно постепенно рос. Так что мы с радостью занялись масштабированием этих первых успехов.
А конкуренты кто: анализ выдачи На встрече с ребятами из Dostavista нас попросили сделать основную ставку на самые крупные регионы — Москву и Петербург. Думаем, этот выбор вам понятен: в городах федерального значения нехватка курьеров ощущается сильнее из-за количества заказов. К тому же Dostavista всегда активно развивалась в Питере и Москве и уже была там узнаваемым брендом. Результаты нужно было показать осенью, чтобы успеть к новогоднему доставочному буму в декабре и избежать цейтнота. Наша стартовая точка — 2 700 посетителей в разделе для курьеров или, как мы еще его называем, в курьерском сегменте (курьерские страницы).
Работу мы начали с изучения поисковой выдачи и анализа конкурентов. Само собой, в топе запросов (и год назад, и сейчас) находятся крупнейшие площадки онлайн-рекрутинга и агрегаторы: hh.ru, zarplata.ru и так далее. Однако пара местечек под сайты компаний всегда оставалась, и именно за эти позиции мы решили бороться.
Что касается отечественного поисковика, то нам еще было интересно «потолкаться» в выдаче с сервисами самого же «Яндекса»: курьеры в проектах «Лавка» и «Еда» тоже нужны. Никакие палки в колеса нам в итоге не ставили, и чужие конспирологические теории о подкручивании результатов не подтвердились: мы спокойно конкурируем с сервисами «Яндекса» в выдаче и даже опережаем их по отдельным запросам.
«Вот зарплата, но это ветка»: обновление курьерской страницы
Проанализировав выдачу, мы приступили к первым активным действиям. Сначала решили пошаманить над шаблоном курьерской страницы . На старте проекта страница уже была достаточно информативной: ее можно посмотреть в веб-архиве . Ребята еще до нас расписали преимущества сервиса и условия, а также добавили отзывы:
Мы сделали ТЗ на обновление устаревшего дизайна, чтобы шаблон стал еще более привлекателен и при этом мы могли бы реализовывать свои SEO-задачи без вреда сайту. Главным же изменением было то, что мы добавили на страницу два важных элемента:
Блок «Вопросы-ответы» . У людей всегда есть вопросы о сотрудничестве, особенно в сфере сервиса и обслуживания. Много вопросов. К тому же в FAQ можно добавлять ключи и LSI-слова и вставлять ссылки, да и общее доверие к сайту повышается. И у пользователей, и у поисковиков. В общем, мы таким способом смогли увеличить текстовую релевантность страницы, не превращая ее в простыню:
Калькулятор доходов. На момент сотрудничества на странице уже был блок с примерным уровнем курьерского заработка:
Мы решили пойти дальше, чтобы пользователи понимали: их ждут не два стакана зерна в месяц как в ещё одном меме, но уже с попугаем. Калькулятор в итоге увеличил конверсию и оказался, согласно данным «Метрики», самым кликабельным блоком в новом шаблоне. Он действительно приносит удобство: посетитель страницы сразу может представить уровень будущего заработка при различных графиках.
Результатом нашей работы стала обновленная страница. Изучить ее в деталях можно по ссылке , а пока вот вам еще пара скринов:
Ты с какого района: сбор семантики и разработка структуры Следующим важным этапом стало составление семантического ядра для официальной и культурной столиц. Этот шаг всегда помогает нам с последующей разработкой структуры сайта или конкретных его разделов. Вообще для большинства проектов, у которых уже есть какие-то результаты по трафику, именно расширение структуры становится золотой жилой, приводящей к росту посещаемости. Это как с выращиванием сада: чем больше саженцев будет на вашем участке в N гектаров, тем ощутимее потом окажется урожай. Эх, не зря мы заказываем горшки для цветов в офис, не зря...
Итак, надеемся, вы уже поняли: чем больше точек входа на сайт, тем выше у него посещаемость . Так что у нас были ощутимые надежды на сбор семантики. К счастью, они оправдались, и мы, как заправский детективный дуэт «братья Колобки» (хочется сказать Шерлок и Ватсон, но будем смотреть правде в глаза), вышли на важный след:
В Москве оказалось множество геозависимых запросов, привязанных к конкретным районам города или даже к станциям метро. Это логично: профессию курьера воспринимают как подработку, а люди стремятся найти второй доход около дома. Да и вообще трудиться недалеко от себя — выгодно, с точки зрения издержек на дорогу. Итак, мы принялись создавать страницы и получили вот такую районную структуру раздела:
Мы обнаружили совершенно бомбическую группу запросов «работа курьером для школьников» . По условиям Dostavista, регистрироваться в сервисе можно уже с 14 лет, так что курьеры-старшеклассники вполне попадали под нашу целевую аудиторию. Наша команда создала отдельную страницу, и уже к лету 2023-ого она стала приносить 1 000 дополнительных посетителей ежемесячно. К слову, чуть меньше, чем через год, страница начала приносить уже более 5 000 человек в месяц. Ну и кто после этого скажет, что современная молодежь инфантильная или безответственная? :)
Итак, уже к середине лета 2023-ого года мы увеличили стартовое значение в 2 700 посетителей до 4 000 человек. Это был приятный промежуточный результат, но нам хотелось его масштабировать. При этом мы учитывали в трафике только неотказных пользователей , то есть тех, кто был на сайте дольше 15 секунд (для «Яндекс») или посетил две и более страниц (для Google). На наш взгляд, значения без отказов более показательны, так как исключают людей, для которых контент оказался нерелевантным.
Я текст пишу — чего же боле: контент-маркетинг для блога на сайте и «Дзена» К моменту сотрудничества на сайте Dostavista уже имелся блог, где были статьи для курьеров . Для продвижения под ЦА упускать такую возможность нельзя, и мы занялись подбором запросов, текстовым дополнением и базовой оптимизацией этих материалов. Отдельное внимание мы уделили тем статьям, где по запросам Google показывал featured snippet. Старания не прошли даром:
Мы также добавили на каждую блоговую страницу блок с калькулятором , о котором уже говорили раньше. То есть пользователи, кликнув по быстрому ответу из выдачи, могли сразу же посчитать свой потенциальный заработок:
После старых тем мы перешли к новым статьям, анализируя запросы, выдачу и конкурентов. В сотрудничестве с командой Dostavista наши авторы написали статьи про график, оптимальный возраст для профессии и так далее. В процессе успели взять интервью у курьеров Dostavista, провести онлайн-опрос, изучить внутренние правила компании и еще много чего.
В итоге блог всего за полгода вырос с нуля до 800 посетителей из Москвы в месяц . К маю 2024-ого показатель увеличился до 1 200 человек:
Думаете, мы ограничились SEO-блогом? Как бы не так. Изучая выдачу в «Яндексе», мы не могли не заметить, что по всем информационным запросам хотя бы одна из позиций поисковика принадлежала «Дзену». Проверьте это прямо сейчас сами. Записи из «Дзена» будут в топе выдачи даже когда:
а) Запрос странный;
б) Статья на «Дзене» не релевантна запросу;
в) Запрос выдуманный.
В общем, сервис уже не принадлежит «Яндексу», но алгоритмы всё еще закладывают одну строчку выдачи под него . Разумеется, мы не собирались пользоваться этими слабыми местами «вчерную», то есть создавать статьи на «Дзене» под безумные или провокационные запросы в духе «почему от курьера плохо пахнет». Но почему бы не попробовать сделать на площадке информативный блог, адаптированный под ЦА?
Так мы и решили создать канал Work Quest . А чтобы не ограничивать себя в контент-плане и охватить больше читателей, тематику блога выбрали шире, чем профессия курьера. Канал о подработке позволил нам привлечь внимание даже тех пользователей, которые не задумывались ранее о доставке как об источнике доходов . К примеру, студенты ищут, чем занять себя после сессии, молодые влюбленные хотят заработать на подарки друг другу, школьники думают, как накопить денег на смартфон и так далее.
Само собой, о курьерских статьях мы всё равно не забывали: рассказали об истории профессии, о выборе велосипедов и электровелосипедов для доставки, о налогах и так далее. В итоге по трафику выстрелил именно курьерский сегмент нашего «Дзен»-блога. Вот статистика с декабря 2023-го по май 2024-го:
В тексты всех материалов мы также вставляли ссылки на App Store или Google Play для загрузки курьерского приложения Dostavista. К сожалению, переходы в магазин плохо конвертировались в установки и мы приостановили эксперимент по наполнению канала уже в феврале 2024-ого. За три месяца мы успели выпустить 28 статей и, как видно выше, они всё еще приносят трафик в «Дзене» . Возможно, мы вернемся к этой площадке, поскольку в повышении узнаваемости бренда она в любом случае эффективна. Ну а пока что мы сосредоточились на других важных задачах.
От Волги до Енисея: работа с регионами Вместо прокачки «Дзена» мы переключились на новую задачу от Dostavista — расширение географии продвижения. К Москве и Петербургу добавились крупные города России: Казань, Ростов, Краснодар, Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Пермь, Новосибирск, Челябинск, Волгоград, Уфа, Сочи, Красноярск, Омск. Пока собирали популярные запросы по регионам, сделали несколько интересных наблюдений:
В Москве наибольшей популярностью пользуются пешие курьеры. Они мобильные и не боятся пробок. Именно поэтому, отчасти, люди стремятся найти подработку около дома. В регионах же больше востребованы курьеры на автомобилях , причем на собственных, так как многие сервисы считают нерентабельным покупку транспорта. Действительно, в городах, уступающих столице по масштабам, нет четкой локализации. В нашей родной Самаре, например, географическая привязка к дому отсутствует у каждого второго: живешь в одном районе, трудишься во втором, ребенка забираешь в третьем, а ко врачу ходишь в четвертом. И в любую из этих частей города при необходимости можешь захотеть вызвать курьера.Запросы типа «Курьер Москва» почти всегда предполагают транзакционный интент : человек хочет заказать услугу. Но за пределами столицы ситуация меняется: выдача по запросу «Курьер Самара», например, — это история про поиск дохода . Эх, опять регионы трудятся, пока Москва отдыхает... По итогам всех этих инсайтов мы создали разделы на сайте под разные регионы с простой структурой. У каждого города появилась общая страница с описанием, страница для поиска автокурьеров и страница для пеших курьеров. Да-да, в регионе всё-таки тоже любят проходить норму в 10 000 шагов, просто не так часто и активно: запросы про пеших курьеров были, в среднем, на 3-м месте по популярности.
Таким способом мы в 2024-м году подняли региональную посещаемость в 2 раза: с 3 500 посетителей до 7 000, хотя еще в мае 2023-ого она была лишь 2 000 человек в месяц.
Покой нам только снится: коротко об итогах Почти за полтора года мы проделали масштабную работу с сайтом, начиная от тех. аудита и заканчивая расширением структуры для регионального продвижения. Кроме наполнения блога и оптимизации курьерского раздела, например, мы также проводили ссылочный анализ. И сделали вывод, что сайт Dostavista уже конкурентоспособен в этом вопросе, а значит, доп. расходов на ссылки можно избежать.
Если взять общий курьерский сегмент, объединив столичный и региональный трафик, то мы смогли привести в раздел сайта 16 000 посетителей в месяц . И эта цифра продолжает расти, что не может не радовать:
Останавливаться на достигнутом мы не собираемся. Более того, теперь наша команда LZ.Media занимается продвижением клиентского сегмента сайта dostavista.ru. Там, разумеется, тоже много интересного. Как минимум, нам предстоит достигнуть сразу 4 KPI за полгода. Так что продолжение следует... Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить выхода второй части этого кейса.
Хотите так же? Пишите!