Главное Свежее Вакансии   Проекты
Комментируемое:
😼
Выбор
редакции
501 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Софт скиллы для ИТ-специалиста - рассказываем на пальцах и жизненных примерах

Почти все вакансии, помимо перечня необходимых технических навыков, включают упоминание софт скиллов. Пройдемся по основным качествам, которые стоит развивать, расскажем, зачем и как их можно тренировать “в домашних условиях”.

Сегодня ИТ-специалисты — вовсе не роботы! Стритарт, https://pikabu.ru/story/pochtovyie_robotyi_6087446

Умение решать бизнес-задачи


Прежде чем приступать к решению какой-то задачи, нужно задаться вопросом: а для чего вы это делаете? Как звучит задача бизнеса? Чаще всего назначенная на вас «таска» является частью какой-то большой задачи, которая решает некоторую проблему заказчика. Т.е. на самом деле вы решаете некую бизнес-задачу, пусть и занимаетесь небольшим участком этого решения.

Понимая суть бизнес-задачи и роль своей «таски» в общем решении, вы можете предлагать технически более эффективные решения. Так бизнес будет вам больше доверять. И больше ценить — в период экономической нестабильности это особенно важно.

Понимание высокоуровневой задачи помогает избежать переделок и недопониманий на стадии получения ТЗ. Это как контроль целостности передачи — если конкретный фрагмент задачи не укладывается в общее понимание проблемы бизнеса, это будет признаком того, что стоит уточнить детали.

Хороший пример обладателя ценного навыка решения бизнес-задач — специалист, который не просит более и более детальное ТЗ на свой кусочек задачи, а спрашивает, какую высокоуровневую проблему мы решаем. Он приходит не со случайным решением, а объясняет, почему предлагаемый им подход лучше доступных альтернатив.

Чтобы развить в себе способность видеть бизнес-задачу, применяйте подход «пяти почему». Почему так надо сделать? Почему вы считаете, что так будет удобнее? Почему в прошлый раз было неудобно? И так далее (конкретные формулировки зависят от деталей задачи).

Кстати, около года назад мы писали на эту тему статью на Хабр (https://habr.com/ru/company/maxilect/blog/459294/). Как верно подметил один из читателей в комментариях, сам по себе код не генерирует прибыль для бизнеса. Ее генерирует именно решение задач!

Коммуникативные навыки


Эти навыки помогают взаимодействовать с командой, легче справляться с возникающими трудностями. Но в данном случае хочется сделать акцент не на разрешении конфликтов, а на том, как коммуникации помогают расти в проекте и профессии в целом.

Большинство наших специалистов работают на сложных проектах с высоким порогом входа. Погружение в некоторые из них может занимать до полугода. А без коммуникативных навыков погружение растягивается еще больше. Сталкиваясь с какой-то проблемой, самостоятельный специалист, конечно, в первую очередь попытается найти решение своими силами. И на простых (типовых для рынка) задачах это оправдано — зачем зря отвлекать команду? Но на сложных проектах с большим количеством зависимостей, о которых нельзя знать, не погружаясь в тему, общение с командой позволяет за один день решить вопрос, который иначе висел бы 2 или 3 дня. Стоит научиться обращаться с вопросами к коллегам, а иногда и искать подход к людям.

Навыки коммуникации помогают обмену опытом вне конкретной задачи. Да и в целом полезно быть в курсе того, что происходит в команде, особенно в режиме удаленки, когда разговоры у кулера отсутствуют.

Важно уметь отстоять свою точку зрения, особенно на руководящих постах. Начинающие лиды в силу неуверенности или недостатка опыта часто соглашаются на сроки меньше необходимых. Это приводит к большому количеству компромиссов во время разработки. Продукт выйдет в продакшн раньше, но поддержка будет усложнена, а возможный рефакторинг в итоге съест больше времени и нервов, чем мог бы. Наверняка многие из вас видели, как команды распадаются из-за того, что лид не мог регулярно отстаивать сроки.

Коммуникативные навыки помогают идти вперед по карьерной лестнице. Думаю, каждый второй ИТ-специалист может вспомнить истории, когда не самого опытного и технически грамотного специалиста из команды повышают, потому что он умеет лучше договариваться и создает больше шума вокруг себя: выступает на конференциях, публикует статьи и т.п. У некоторых такая публичная деятельность потом перерастает и в выгодные офферы со стороны.

Коммуникации стоит прокачивать каждый день. Если у вас кто-то что-то спрашивает, дайте развернутый ответ. Просите помощи и сами помогайте другим советом. Больше общайтесь с другими людьми, и не только по работе.

Эмоциональный интеллект


Эмоциональный интеллект помогает понимать чувства и эмоции — как собственные, так и других людей.

Хотя работу технаря часто противопоставляют взаимодействию с людьми, на самом деле умение справляться с эмоциями здорово помогает. Во время спора вы можете почувствовать, что собеседник раздражается и закрывается от ваших аргументов. Анализируйте свое поведение и ход общения. Как собеседник пытался закончить разговор, какой невербаликой это сопровождал? Вам будет проще взаимодействовать с окружающими, если вы поймете, что и как происходит на эмоциональном уровне.

Понимание эмоций других людей помогает решать вполне конкретные задачи, завязанные на коллектив. Так, например, один из наших ведущих автотестеров искал подход к подопечному. Выяснив, какая «игра» тому нужна, он подавал необходимые знания именно в этой форме, в результате подопечный прокачался настолько, что из него получился весьма неплохой специалист.

Будучи на руководящем посту, важно следить за эмоциональным состоянием разработчиков. Один из наших тимлидов вспомнил, что в проекте предыдущей компании его коллега несколько дней ходил грустный. Оказалось, что, не попадая в сроки, команда пошла на ряд компромиссов. Получался уже не идеальный продукт, что сильно контрастировало с изначальными представлениями разработчика. Когда такие вещи удается заметить в самом начале, достаточно просто озвучить в разговоре простую истину: продукты не бывают идеальными, нужно находить середину между потребностями бизнеса и перфекционизмом программиста. С этим нам всем, к сожалению, приходится мириться.

Если коллеги на ваш взгляд ведут себя неправильно, подумайте, какие у них на это были причины? В 80-90% случаев, погрузившись в проблему, вы поймете источник неприятного для вас поведения. Научитесь не доводить ситуацию до этого предела, например вовремя поддержав коллегу: «Не беспокойся. Через три дня мы отправим это в прод!».

В целом не позволяйте себе быть токсичными. Не надо переходить на личности, обсуждая внутри команды подходы к решению задач. Вместо выставления напоказ своего опыта («Я 10 лет в этой сфере работаю, а ты вообще никто») лучше объясните, чем ваш подход эффективнее. Почему нужно использовать именно его?

От других токсичность тоже не всегда стоит терпеть. Однажды мы даже разорвали отношения с потенциальным заказчиком из-за того, что с его стороны с нами контактировал такой персонаж.

Развивайте в себе навыки активного слушания. Включите камеру, если общение происходит в виртуальном мире. Отодвиньтесь от клавиатуры во время рабочих созвонов на удаленке, чтобы у собеседника не создавалось впечатления, будто вы его игнорируете и просто что-то гуглите на фоне. Представьте, что вы сидите с собеседником лицом к лицу.

Еще один полезный навык из этой же категории — управление своими эмоциями.

Этот навык помогает в стрессовой ситуации продолжать эффективное общение, а не паниковать: «Все пропало!». В целом это позволяет поддержать «боевой» дух команды даже в сложные периоды.

Навыки переговоров


Навыки ведения переговоров нужны, чтобы убеждать собеседников в правильности своей точки зрения.

Вопреки стереотипам, навыки переговоров нужны не только менеджерам. С переговорами мы сталкиваемся каждый день. По сути все мы так или иначе что-то «продаем», например собственные идеи в рамках решения конкретной бизнес-задачи, свои предпочтения по архитектуре проекта и т.п. Просто кто-то склоняет других на свою сторону интуитивно, а кто-то осознанно, продумывая стратегию поведения. Стремитесь к тому, чтобы ваши действия были осознаны.

Думаю, многие специалисты с опытом могут вспомнить истории о том, как им удавалось убеждать окружающих в своей правоте. На одном из наших проектов ведущий автоматизатор тестирования убедил владельцев продукта в необходимости внедрения Robot Framework, который впоследствии оправдал ожидания. Конечно, сам фреймворк говорил за себя, но без переговорных навыков это вряд ли было бы отмечено.

Всегда готовьтесь к переговорам. Не обязательно два часа перед разговором штудировать матчасть. Но необходимо как минимум поставить себе цель — чего вы хотите добиться в конце разговора?

Если представить, что в рамках этой статьи мы ведем с вами переговоры, то моя цель — заставить каждого читателя задуматься о том, какие софт скиллы у него развиты достаточно, а какие стоит прокачать дополнительно.

Практикуйте переговоры в обычной жизни. Отличная тренировка — рынок, где можно выторговать себе скидку, даже если она вам не нужна. Но на мой взгляд, самая лучшая история — это разговоры с операторами кол-центров, которые названивают вам с предложениями новых услуг. Если у вас есть время, поговорите с ними. Прощупайте почву, почувствуйте, как быстро у них ломаются скрипты, если выйти за рамки сценария.

Грамотный тайм-менеджмент


Тайм-менеджмент в контексте софт скиллов — это не столько про GTD, сколько про умение приоритизировать задачи, управлять ими так, чтобы оставаться продуктивным в течение всего рабочего промежутка.

Недавно один наш фронтендер писал статью о том, как выглядит его рабочий день (https://spark.ru/startup/maxilect/blog/61791/odin-den-udalennogo-frontendera).

Это отличный пример того, как можно разбить рабочий период на разнотипные активности в зависимости от внутренних потребностей и возможностей. С утра автор разбирает задачи, параллельно занимаясь спортом, потом проводит созвоны, в середине дня кодит, а под вечер снова садится на велотренажер, поскольку из-за усталости в это время эффективно можно выполнять только небольшие задачи. Пример нашего специалиста показателен тем, что он помнит о балансе работы и личной жизни, а это очень важно на длинных дистанциях.

Подготовив таким образом время для решения задач, можно разгребать накопившийся список в соответствии с типом и приоритетом. Ниже — пара советов о том, как упростить этот процесс.

Максимально декомпозируйте большие задачи, вплоть до указания ближайшего необходимого действия (сходить, уточнить и т.п.). Нашему мозгу легче справляться с небольшими задачами, да и по итогам дня вы испытаете большее удовлетворение, если закроете 5 небольших задач по часу, нежели если справитесь только с одной.

А еще большие задачи легче отложить из-за прокрастинации.

Кстати, вот вам лайфхак: если хотите выполнить задачу, начните ей заниматься в течение хотя бы 2 минут. После этого вы, скорее всего, уже не отвлечетесь. Если же вы хотите выработать привычку к какому-то занятию, посвящайте ему хотя бы 20 минут в день.

Чтобы легче расставлять приоритеты, держите все задачи в одном месте. Если несколько задач у вас в Jira, еще немного — в YouTrack, а остальные — где-то между почтой и бумажным календарем, вам будет сложно расставить приоритеты. Соберите задачи в одном месте, там же и приоритизируйте. Не обязательно пользоваться для этого новомодными сервисами, иногда чтобы точно знать, чем заняться через два часа, достаточно и бумажной записки.

Планируйте не только на работе, но и для себя. На день, на неделю, на квартал. Подводите итоги, что из запланированного удалось реализовать.

Проактивность


Это качество тех, кто хочет что-то изменить, а не плыть по течению. Забудьте фразу: «Это не моя зона ответственности». Если вы видите, что чего-то не хватает для получения итогового результата, разберитесь с этим самостоятельно. Болейте и боритесь за достижение конечной цели.

Проактивность — это делать больше, чем от тебя ждут. Предложите решение так, как вы его видите, объясните, почему данная бизнес-задача требует именно такого решения.

Проактивность в работе увеличивает вероятность того, что вы будете заниматься именно тем, что вам нравится. Давая результат чуть больше, чем от вас ожидают, вы заработаете большее доверие. Ваши слова о том, что стоит применять одно, а не другое решение, будут восприниматься более весомо. И со временем во всех командах, с которыми работаете, вы сможете выстроить отношения и процессы так, что работа будет вам нравиться.

Автор статьи: Сергей Марина

P.S. Мы публикуем наши статьи на нескольких площадках Рунета. Подписывайтесь на наши страницы в VK, FB, Instagram или Telegram-канал, чтобы узнавать обо всех наших публикациях и других новостях компании Maxilect.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.