Как не надо делать: 3 ошибки при работе с ключевыми словами для продвижения сайта
Нельзя игнорировать конкуренцию
Предположим, что у нас есть офлайн-бизнес, «Uber по установке межкомнатных дверей», владельцы которого планируют перевернуть рынок в своем регионе. Логичный шаг для них — понять, насколько востребованным может быть проект. Для этого хорошо подходит сервис Yandex Wordstat. Если вбить там запрос «межкомнатные двери», то станет ясно, что это очень популярное направление — более 750 тысяч запросов.
Неопытный предприниматель может упустить из виду тот факт, что смотреть нужно не только на популярность конкретного запроса, но и на его конкурентность. Тот же «Яндекс» выдает ссылки на десятки миллионов веб-страниц по этому запросу. Это значит, что вывести свой сайт в топ-10 по этому запросу будет очень и очень трудно, и практически единственный шанс попасть в поле зрения пользователей поиска — купить контекстную рекламу. Но конкуренция здесь приводит к задиранию ставок и войне бюджетов, небольшой региональный бизнес-проект не обладает такими ресурсами.
Кроме того, важно понимать и что сам по себе общий запрос «межкомнатные двери» нерелевантен — не все, кто что-то искал по этой теме хотели совершить покупку, вполне вероятно эти слова вообще были использованы как часть более развернутого запроса. Если посмотреть, сколько раз искали конкретно эту фразу, то цифры сразу станут уже не такими огромными:
Всего чуть больше 42 тысяч показов в месяц. Но компании из нашего примера интересны только люди из домашнего региона, допустим это Владимирская область.
Тут тех, кто интересовался межкомнатными дверями гораздо меньше:
Вот так мы смогли очистить данные от шума и получить корректный результат, который говорит о реальном потенциале местного рынка. С учетом этого бизнес уже может планировать маркетинговую активность.
Сайт не должен конкурировать сам с собой
Часто бывает так, что конкретные важные для бизнеса ключевые слова используются на сайте не один раз. Если у нас интернет-магазин по продаже детской одежды, то словосочетания вроде «одежда для детей» и «детская одежда» будут встречаться на разных страницах. Если для SEO-продвижения сайта созданы специальные страницы, которые посвящены именно этим запросам, в них прописаны мета-теги Title, Keywords, Description, но помимо этого есть и просто страницы, где ключевые слова оказались «сами собой», или на сайте просто множество разных не оптимизированных страниц, то это может привести к проблемам.
В таких случаях может возникать явление каннибализации ключевых слов — под этим термином подразумевается негативное влияние от использования одних и тех же словосочетаний на разных страницах сайта. Если говорить конкретнее, то поисковые системы просто перестают понимать, какую конкретно страницу сайта лучше показать пользователю — ведь нужные ключевые слова есть на каждой из них.
На практике это может приводить к тому, что поисковая система в один день покажет пользователю одну страницу, в другой — другую, а в третий — вообще может показать сайт конкурентов. Конечная выдача будет зависеть в том числе и от поведенческих факторов. Сайт может по одному и тому же запросу оказываться то в ТОП-10, то вылетать на нижние страницы выдачи.
В итоге разные страницы сайта конкурируют между собой за попадание в топ, это приводит к потерянным лидам и неэффективному расходованию рекламного и SEO-бюджета — если компания тратила деньги на продвижение одной страницы, а условный «Яндекс» увидел ключевые слова на другой и показал посетителю ее, то деньги будут потрачены впустую.
Для того, чтобы избежать таких проблем, следует составлять проработанный план оптимизации сайта, а также использовать доступные SEO-механизмы вроде внутренней перелинковки и анкорных и безанкорных ссылок, которые позволят выделять нужные страницы сайта, даже если на других использованы схожие ключевые слова.
Люди должны быть приоритетнее роботов
Еще одна ошибка при работе с ключевыми словами — попытка использовать их для привлечения поисковых роботов. Например, в прошлом многие SEO-специалисты использовали для продвижения скрытые веб-страницы — люди могли попасть на них только из поисковых систем, набрав нужный запрос, а находясь на сайте увидеть их было нельзя, в навигации ссылок на них не было.
Некоторые используют этот метод и сегодня, однако поисковые системы уже несколько лет внедряют нововведения, которые заставляют владельцев сайтов оптимизировать свои ресурсы под нужды людей, а не предпочтения поисковых роботов. В результате методы продвижения, которые хорошо работали еще несколько лет назад, сегодня могут привести к серьезному падению позиций в выдаче.
Именно поэтому, после составления плана оптимизации, нужно подумать о том, как пользователи смогут попасть на продвигаемые разделы уже на самом сайте. Чтобы не испытывать проблем, полезно еще на этапе создания сайта подобрать перечень тематических запросов — это поможет создать структуру сайта.
Ссылки и материалы по теме: