редакции Выбор
Акты сверки взаимных расчетов с 21 июля 2022 года

Необходимость в составлении акта сверки взаимных расчётов.
Если сотрудничество между партнёрами носит долгосрочный характер, необходимо время от времени «сверять часы» — проверять состояние расчётов: кто кому и за что должен. Обычно это производится при окончании очередного этапа контракта, либо по состоянию на последний день квартала или года. Причиной для проведения сверки может стать обязательная инвентаризация имущества и обязательств, которую планово проводят в соответствии с учётной политикой организации.
В результате сверки могут выявиться расхождения связанные с отсутствием первичных документов у одного из контрагентов. Тогда запрашиваются недостающие документы и вносятся корректировки в налоговую отчётность. Запросить акт сверки может любая из сторон в любое время. Это необязательный документ, но отказ от его заполнения может свидетельствовать о проблемах у контрагента.
Данные бухгалтерского баланса в части оборотных средств и обязательств желательно подтверждать подписанными актами сверки взаимных расчётов на последний день года. В судах разных инстанций с помощью акта сверки можно подтвердить или опровергнуть наличие задолженности у другой стороны.
Проверить финансовое состояние своей организации и ее контрагентов.
Как происходит документооборот при передаче акта сверки.
Организация, выступающая в роли инициатора сверки, составляет акт в двух экземплярах, заверяет его печатями, а также подписями директора и главного бухгалтера, затем направляет оба экземпляра второй стороне. Контрагент при получении акта проверяет отражённые в документе операции и вносит в него собственные данные. Руководитель предприятия и бухгалтер подписывают акт и ставят на нём печать организации. Затем один экземпляр отправляют инициатору сверки, а другой оставляют в бухгалтерии.
Распечатанный акт передаётся контрагенту лично или по почте, а также через курьерскую службу. Так происходит документооборот при передаче акта в бумажном виде. Передача электронного акта сверки осуществляется в рамках неформализованного документооборота. Процесс происходит в следующем порядке: организация формирует документ (он может быть в формате doc, pdf, xlsx, jpg и др.), подписывает его электронной подписью и передаёт контрагенту через оператора ЭДО, по электронной почте или иным способом через интернет. Подключиться к сервису и провести сверку взаиморасчетов с контрагентами. Пунктом 2 ст. 93 НК РФ предусмотрена возможность представления документов в электронной форме, истребуемых ИФНС, в том числе по форматам, установленным ФНС России. В целях реализации этого положения налоговая служба приказом от 13.05.2022 № ЕД-7-26/405@ утвердила электронный формат акта сверки взаимных расчетов. Такой акт включает в себя: Приказ вступает в силу с 21 июля 2022. Другими словами, с этой даты контрагенты могут обмениваться актом сверки расчетов по установленной электронной форме и при необходимости направлять его в налоговый орган. В сообщении ФНС от 27.06.2022 ведомство отмечает, что акт сверки взаимных расчетов формируется на основании данных бухгалтерского учета для определения сальдо таких взаиморасчетов. Введение электронного акта сверки взаимных расчетов позволит: Бесплатно сдавать налоговую отчетность и отвечать на требования ИФНС через интернет.
Акты сверки расчетов с ФНС в электронном формате — с 21 июля 2022 года.