Agile-маркетинг в действии: как и зачем планироваться по спринтам и HADI-циклам
Что такое Agile-маркетинг, зачем digital-агентствам работать по циклам «Гипотеза-Действие-Данные-Выводы» и как должен быть устроен недельный спринт? Рассказывает основатель DataFuel.ru Никита Калашников в материале для ppc.world.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Каждый успешный бизнес в процессе роста сталкивается с необходимостью более оперативно реагировать на изменения рынка. Эффективно планировать задачи в быстро меняющихся обстоятельствах помогает Agile-маркетинг. Это подход к разработке маркетинговых кампаний, когда вы планируете процессы и работаете по коротким циклам (спринтам), а не по календарным периодам (например, по кварталам). То есть вы постоянно действуете по такому принципу: запланировали, реализовали, измерили, адаптировали, а потом всё сначала, но уже с другой задачей. Такой подход позволяет командам быстро принимать решения и адаптироваться к любым неожиданностям.
В 2001 году 17 ушлых программистов, называвших себя Agile Alliance, сформировали целый Agile-манифест. В нем собраны основные смыслы и философия методологии:
люди и их взаимодействие важнее, чем рабочая рутина и инструментарий;
продуктивная коммуникация с клиентом важнее формальностей договора и бюрократии;
уметь быстро адаптироваться под изменения важнее, чем слепо следовать долгосрочному плану;
работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
При чем тут маркетинг. В условиях дефицита онлайн-каналов и новых ограничивающих факторов маркетологам постоянно приходится искать новые решения. Сейчас в digital-среде на первое место выходит скорость реагирования на изменения и креативность маркетинговых решений. Именно тут на помощь приходит методология Agile, благодаря которой можно быстро адаптироваться к внешним и внутренним изменениям, оперативно тестировать гипотезы и выводить результат работы на первое место.
HADI-циклы и их роль в методологии
Аббревиатура HADI расшифровывается как Hypothesis-Action-Data-Insights, или Гипотеза-Действие-Данные-Выводы.
HADI-циклы — это последовательность из четырех действий, которые помогают быстро реализовать или протестировать гипотезу, идею или провести кабинетное исследование.
Модель HADI проста, но чрезвычайно требовательна к соблюдению двух несложных правил: нельзя менять последовательность действий и необходимо четко формулировать гипотезу, ожидания и результаты на каждом этапе.
Формулируем гипотезу. На этом этапе нужно собрать идеи по улучшению маркетинговых показателей. Гипотезу формулируем посредством размышлений: «Я думаю/я верю...». Что нужно сделать: сформулировать саму гипотезу; продумать, как вы будете ее проверять; решить, как вы будете оценивать результаты и что будете делать, если результат будет Х или Y. Подробный пример данного шага из нашей практики мы покажем чуть ниже.
Переходим к действиям. Запускаем тестирование и проверяем гипотезу по плану, который выстроили на первом этапе.
Анализируем данные. Оцениваем результативность, собираем статистику по важным для нас показателям.
Делаем выводы. Если собранные данные будут больше или равны Х, гипотезу можно считать успешной. Если меньше Х — неудачной. Также может оказаться, что гипотеза вполне рабочая, но какие-то факторы мешают получить необходимый результат. Такую гипотезу можно отложить до лучших времен.
В HADI-циклах важна регулярность и непрерывное тестирование новых гипотез — цикл за циклом, идея за идеей. Параллельно можно запускать сразу несколько подобных циклов, если они не будут мешать друг другу: если, например, результаты тестирования одной гипотезы не исказят результаты тестирования другой.
Такие короткие, но регулярные круги позволяют постоянно улучшать успешные кампании и своевременно оптимизировать просевшую результативность.
Канбан как источник дополнительных возможностей
Методология Канбан устроена по принципу конвейера, по которому задачи едут от одной доски к другой, от бэклога — к done. Выполните шаги 1-2-3-4-5, и будет результат. HADI-циклы — один из инструментов методологии Канбан, который удобно использовать для тестирования гипотез: придумай гипотезу, соверши действие, проведи анализ, получи результат.