Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
😼
Выбор
редакции
735 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Какие ИТ решения нужны рынку МФО в 2023 году

Генеральный директор МКК Creditter Игорь Смирнов – о том, к внедрению каких технологий сегодня готов микрофинансовый рынок.

Микрофинансовый рынок является одним из лидеров роста в финансовом секторе практически по всем мире. По данным аналитического отчета Microfinance Barometer, сектор микрофинансирования в значительной степени оправился от последствий пандемии COVID-19, МФО не только вернулись к прежнему уровню, но даже увеличили объемы кредитования.


Генеральный директор МКК Creditter Игорь Смирнов

Важнейшей составляющей этого роста стала технологизация отрасли. Займы берут и погашают онлайн, искусственный интеллект, нейронные сети применяются здесь едва ли не шире, чем в банках. В значительной мере технологизация была спровоцирована пандемией, когда резко возросла потребность в дистанционных услугах, а также общей динамикой цифровизации отечественных финансовых компаний. В своем исследовании, которое объединило данные о 318 банках из 39 стран мира, исследователи Deloitte отмечали, что российские кредитные учреждения находятся в авангарде цифровизации.

В пандемию на микрофинансовый рынок вышло много банковских клиентов, именно удобство оформления заемных средств стало для них одним из критериев выбора МФО. Так, опрос Национального рейтингового агентства показал, что только четверть заемщиков пришла в МФО из-за отказа в банковском кредите, остальные выбрали их как более удобный и быстрый инструмент для небольших ссуд.

Скоринг: центр притяжения инноваций

МФО серьезно ужесточают скоринг: компании стремятся снизить свои риски в кризисной ситуации. Использование инноваций в области управления бизнес-процессами и рисками позволяет МФО сокращать время на обработку заявок, оформление и обслуживание договоров займа.

У некоторых компаний требования к скорингу оказались жестче, чем того требует регулирование рынка. Сегодня, 24 апреля вступили в силу утвержденные ЦБ РФ обновленные базовые стандарты для МФО (при выдаче онлайн-займов личность заемщика будет проверяться не менее чем по трем из предложенных регулятором десяти способов). Однако многие компании уже применяют для идентификации заемщиков больше трех из предложенных ЦБ инструментов для предотвращения рисков мошенничества.

Вместе с тем, потребность в качественной оценке заемщиков будет расти: развитие в кредитовании всегда связано с более высоким уровнем рисков.

Дальше — больше

У разработчиков финтех-решений сейчас появилась хорошая возможность для успешного запуска совместного продукта с крупной компанией.

Вот ТОП-5 областей, в которых существенно вырастет уровень инноваций:

1. Онлайн-канал

Количество выдач и суммы онлайн-займов растут. По данным ЦБ, в III квартале 2022 г доля онлайн-займов от общего количества договоров, составила 78,7% (для сравнения в III квартале 2018 г. всего 42,3%). Доля Installment Loans выросла с 15,3% в общем объеме онлайн-выдач в III квартале 2018 г. до 48,2% за тот же период 2022 г. (рост на 215%).

Качество выдачи невозможно обеспечить без постоянного развития автоматизации скоринга: решение по заявке МФО принимают в течение нескольких минут.

Разработчики, которые захотят выйти на этот рынок, должны предлагать конкурентные решения. Существующие скоринговые программы МФО построены на технологии искусственного интеллекта, анализируют сотни источников данных и параметров для оценки заемщика. МФО дорабатывают существующие на рынке решения и разрабатывают свои с учетом своей специфики в оценке заемщика.

2. Сервис

В условиях кризиса для компаний на первый план выходит удержание клиентов, привлечение новых качественных клиентов. Все это потребует от МФО дополнительных усилий по созданию персонифицированных предложений в соответствии с платежным профилем и запросом клиентов. Такую аналитику компании уже проводят на основе анализа больших данных.

3. Чат-бот

Использование ботов на рынке микрофинансирования является одним из элементов автоматизации. Функции чат-ботов расширяются за счет применения в разных областях — в переговорах с потенциальным заемщиком, при обслуживании действующих клиентов, в колл-центрах.

4. Омниканальность

Омниканальность стала глобальным трендом на финансовом рынке, который подхватили МФО. Многие компании идут по пути развития бесшовного взаимодействия всех вариантов коммуникации с клиентом — через сайт, мобильные приложения, мессенджеры, чат-боты, соцсети и тд. Развитие всех каналов коммуникации компании необходимо, чтобы, в том числе охватить молодую аудиторию, которая является довольно перспективной для МФО. По данным НБКИ, по состоянию на август 2021 года доля заемщиков в возрасте 30 лет составляла почти 40% от их общего числа.

5. Мультисервисность

Компании наращивают решения, которые могут заинтересовать технологически подкованную часть заемщиков. Создают виртуальные финансовые продукты для оплаты услуг в интернете и покупок в магазинах.

Что дальше

Фактор удобства обслуживания, в том числе дистанционного, сейчас играет значимую роль при выборе финансового продукта. Именно поэтому МФО удается успешно конкурировать с банками. Однако клиенты становятся все более требовательными, а значит технологическая гонка на финансовом рынке находится в самом разгаре.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
SalesAI
Нейросеть для увеличения прибыли в компаниях СМБ
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.