Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
😼
Выбор
редакции
573 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Всемирная история торговли в стиле Сатирикона. От финикийцев к фризам

С античных еще времен повелось так, что самые крутые в мире торговцы действовали по простому принципу - если можно было что-то отнять силой - отнимали. Просто потому, что отнять, ничего не дав взамен - выгодно. Если силы были неравны и не в пользу торговцев - убегали.

А если силы были более-менее равны или прямое столкновение несло какие-то риски, то — вот тут-то и начиналась торговля.

Правда, вскоре оказалось, что, например, финикийцы покрыли себя определенной славой — при приближении их кораблей местные жители разбегались и ни грабить, ни обменивать было нечего. Прибыль была не нулевая, а отрицательная — морские экспедиции стоили денег, гребцы и купцы что-то ели и пили во время поездок, словом - сплошные убытки при полном отсутствии выгоды.

Масла в пламя подливали конкуренты: Гомер ненавидел финикийцев, и в его сказаниях финикийцы упоминались не иначе, как «обманщик коварный», «злой кознодей» или «алчный мошенник».


Финикийцы и в самом деле разбойничали — в основном — на море, где этим мореплавателям не было равных, но не гнушались и красть детей в тех гаванях, куда заходили, и Гомер описывает судьбу некоего Евмея, свинопаса Одиссея, которого похитили в гавани Итаки финикийцы.


А Геродот описывает сцену похищения принцессы Ио и ее подруг, которых заманили на свой корабль все те же финикийцы.

Особенно пиратство активизировалось после окончания Третьей Пунической войны, когда финикийцы лишились своего традиционного торгового партнёра — Карфагена.

Эта, в нашем представлении, не слишком приятная слава (которую в равной степени должны были бы разделить и греки, да и любые торговцы того времени вне зависимости от принадлежности к какому-то народу) не очень-то огорчала самих финикийцев (ведь и детей, и взрослых, крали все — и греки тоже, — работорговля была делом прибыльным), но такая репутация несколько мешала им в другом прибыльном деле - торговле.

И финикийцы менялись.

Тот же Геродот подробно описывает, как именно они вели свои торговые дела: причалив к берегу, они выкладывали на него свой товар и давали знать о своем прибытии едким дымом, сами же удалялись на корабль.


Местные, осмотрев товар, не забирая его, оставляли рядом с ним золото или свой товар и — тоже удалялись.

Если купцы находили, что сделка выгодная и предложение равноценное, они забирали чужой товар, оставляли свой и уплывали. Если цена казалась им неподходящей, то они забирали часть товара, оставляя эквивалент предложенному, и попытка договориться повторялась.

Эти попытки поисков доверия постепенно, пусть и очень медленно, подняли статус бывших «алчных мошенников» до такой степени, что жители земель, куда приплывали со своими товарами финикийцы, довольно лояльно отнеслись к постройке торговых факторий, которые, со временем, превратились в колонии. В которых, в свою очередь, места хватало всем — и местным жителям и даже тем же грекам.

Никакой политики - только бизнес. Первые в мире «короли торговли» были заточены на получение прибыли. И, как оказалось, стратегия доверия была правильной — выгода, которую они получали в торговле, сильно превосходила возможные дивиденды от грабежа. Не говоря уже о том, что это сильно снижало риски потери или порчи товара.

Торговля оказалась делом крайне выгодным, образовавшиеся государства тем более оценили её выгоды — торговля приносила довольно высокий доход, причем доход без рисков, которые всегда несут любые вторжения в земли соседних племен с целью грабежа.

В поддержку торговцам, а не грабителям, принимались законы, придумывались стандарты мер и весов, принимались меры (вполне суровые и жестокие) для обеспечения безопасности путешествующих.

После краха античного мира Европе долго пребывала в полном хаосе. Грабеж сильно опростившемуся населению казался делом очевидно выгодным — ты же просто отнимаешь, и ничего из своих припасов не отдаешь взамен.


Предприимчивые купцы снаряжали ватаги с хорошо вооруженными людьми (без которых и перемещаться тогда по Европе было невозможно — под каждым кустом тебя могла ждать засада из не менее хитрых и не менее подготовленных людей, которые точно так же понимали, что отнять, ничего не отдав взамен — выгодно) и двигались в соседние земли.

Главенствовал все тот же принцип — если местная банда окажется слабее, то мы все отнимем, если посильнее — убежим, если силы окажутся равны — будем торговать.

Неизвестно, как долго это все продолжалось бы, если бы не племя фризов, которое жило на краю Европы, в землях низких и болотистых, и земли эти казались настолько скудными, что даже во времена великого переселения народов не нашлось ни одного племени, которое позарилось бы на фризские низины.

Фризы — население территории современных Нидерландов и Германии. История первого упоминания уходит корнями к I веку до нашей эры

Жили фризы рассеянно — по сути, на небольших островках, которые возвышались над реками, озерами и болотами, и на этих островках даже небольшие деревни не помешались, зато помещались деревни совсем уже мелкие, в которых большую банду-то для грабежа было не собрать.


Князей у них не было — еще с родоплеменных времен эта рассеянная жизнь привела к тому, что все вопросы решались выборными людьми, а нет вождей — нет банд. Зато есть возможность договариваться даже в очень сложных случаях. Например, фризы — кажется, единственно племя, победившее римские легионы. И при этом — один из немногих германских народов, быстро впитавшие инженерные навыки римлян, благодаря которым они научились строить каналы и осушать морское дно, и на отвоеванных у моря землях выращивать пшеницу, ячмень и овощи.

Жители сохраняли жизнь, возводя рукотворные возвышения — терпены, где размещалась компактная группа жилищ, обычно состоявшая из нескольких строений.

Кроме того, фризов кормило море — рыбы не просто хватало, её было столько, что оставалось на обмен, благо сушить её фризы отлично научились. А еще фризы научились лучше всех в европе делать сукно, благо овец на их мелких островах хватало, сырье было всегда под рукой. Да и гончарами оказались прекрасными (их изделия археологи и сейчас находят даже на севере Финляндии, например).


А ещё фризы — это еще и знаменитая порода лошадей, которую вывели фризы.

А главное — именно в землях фризов три великих реки, Шельда, Маас и Рейн, углубляющиеся в земли германских племен, впадали в море. А лучше дорог, чем реки — не существовало.

То есть было что предложить миру, непонятно было разве что, как это сделать.

Купцы тех времен были вполне себе лихими ребятами, отчаянными сорвиголовами, авантюристами, всегда готовыми к сражению.

Это не всегда было выгодно — зачастую предполагаемые торговые партнеры просто разбегались при приближении чужих кораблей, не говоря уже о том, что обман, вошедший в обычай, мешал приезжим куда как больше, чем местным.

Так вот, фризы оказались теми самыми первыми из торговцев, которые решительно отказались от грабежа.

Вскоре о том, что с фризами можно торговать, не опасаясь ограбления и без риска быть захваченным в рабство, узнали все их торговые партнеры.

Фризы декларировали торговлю, как сказали бы сейчас, win-win, и постепенно этот гуманистический подход стал находить понимание и в других землях.

Честным быть выгодно - лучший товар всегда предлагали фризам, а их торговые предложения практически всегда принимались легко и вызывали доверие.

Так в Европе начался период, вошедший в историю как «фризская торговля». Фризы бойко торговали в Англии, Скандинавии, а также вдоль Рейна. В Лондоне и Йорке у них были свои кварталы; они основали колонию в Бирке (Швеция). В Майнце фризский квартал в IX в. слыл лучшей частью города, а в Кельне колония фризских купцов пользовалась доброй репутацией.


Так выглядел Дорестад, самый большой город фризов, который часто называли столицей Фрисланда

Мы достоверно не знаем, какие именно опознавательные знаки использовали фризы на своих кораблях и одежде (знаем только, что они их использовали) и сколько фризов пострадало от беспредельщиков, которые, как мы догадываемся, никуда не делись, однако в течении всего нескольких десятилетий по всей территории, прилегающей к трем великим рекам, фризов не просто приветствовали и ждали, но и охраняли, причем охранной грамотой была их репутация.

Торговые суда фризов имели выпуклые борта, закругленные нос и корму. Осадка их была невелика, днище почти плоское, что позволяло плавать у мелководных берегов Северного моря. В судоходстве Ганзы широкое распространение получили тяжелые, с большой осадкой парусные суда, больше похожие на французские нефы, нежели на легкие когги фризов. Нефы первоначально предназначались для перевозки вина, но затем стали универсальными транспортными судами. На нефах и коггах перевозили войска рыцарей во времена крестовых походов.


В основном фризы поддерживали торговые отношения с Италией, куда вывозили рейнские и мозельские вина с верховья Рейна, пестрые шерстяные ткани с низовья. Местом перевалки товаров с морских на речные суда стал порт Дармштадт в устье Рейна, заменивший Фехтен. Здесь начинались хорошо известные пути в Балтийское море: в Данию, южную Швецию и на Готланд; к устью Эльбы и в Норвегию, а также в Британию, к Лондону.

Свыше пятисот лет, вплоть до десятого века, фризы считались лучшими мореплавателями северной Европы, а Северное море называлось Фризским.

«Фризский кодекс» честной торговли, кстати, переживет множество довольно болезненных ударов (сам Фрисланд будет, фактически, уничтожен наводнениями XII-XII веков, одно из них было такой силы, что переместило устье Рейна за пределы Фрисланда) и станет частью того, что принято называть «голландской протестантской этикой», а сами земли фризов станут частью Голландской республики.

Раскопки на побережье Северного моря и особенно фризских терпов позволили обнаружить столько монет VI–VII вв. (в основном тремиссы), сколько суммарно найдено в Северной и Центральной Германии, Бельгии и Люксембурге, а франкских гончарных изделий на территории Вестерго и Остерго (две главные области Фрисландии) так много, как по всей территории Франкского Королевства. Такое скопление богатства не может быть следствием ничего другого, кроме торговли, причем очень успешной

В будущем в истории будет еще множество кризисов доверия — вскоре начнется эпоха викингов, затем через Европу прокатится множество войн, начиная со столетней, где грабеж надолго станет важной частью жизни, а одной из самых разрушительных для торговли станет тридцатилетняя, но даже в самых лихие времена принцип «торговать, а не грабить» будет уже очевиден и понятен для каждого европейца (даже не смотря на то, что не каждый европеец окажется способным этот принцип соблюдать, особенно находясь с оружием перед безоружным).

В общем, кризисы проходят и уходят, а доверие — остается, Ну или не остается - в конце концов, грабеж — это своего рода спринт, и спринтеров в жизни хватает, многим кажется, что хапнуть и убежать — правильно, а вот торговля — это марафон, забег на длинную дистанцию, где дивиденды сильно больше грабежа, но растянуты по времени. А планировать на года (а то и на века) не всякий умеет.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.