редакции Выбор
Почему шведы выгорают на работе, несмотря на райские условия
Швеция сегодня известна сбалансированным образом жизни своих граждан. В заголовках мировых СМИ мелькают упоминания сокращенной рабочей недели, многочисленных перерывов в работе и летних каникул, которые вводят для своих сотрудников шведские компании. Считается, что эти меры повышают эффективность работы. При этом в последние годы в стране растет количество больничных из-за сильного стресса, пишет BBC.
Конечно, сокращенные рабочие недели и дополнительные отпуска, о которых пишут в СМИ, есть не во всех компаниях и доступны далеко не всем гражданам, но больше 50 часов в неделю здесь работает менее 1% людей, и гражданам по закону гарантировано как минимум пять недель отпуска в год. К тому же в стране развитая культура гибкого рабочего графика, а также щедрые отпуска по уходу за ребенком. В целом, Швеция – не та страна, в которой ожидаешь встретить изнуренного сотрудника, который с трудом справляется с рабочими задачами и не может переключиться в свободное время.
И все же количество людей, у которых диагностировали хронические заболевания, связанные со стрессом – в том числе болезнь, которую называют синдромом выгорания – в последние годы резко выросло. Эта категория заболеваний в 2018 году была самой распространенной причиной отсутствия на работе, свидетельствуют данные Агентства социального страхования Швеции. На эти случаи пришлось более 20% больничных во всех возрастных группах.
Особенно сильный рост наблюдался среди молодых работников: в возрастной группе 25-29-летних количество случаев с 2013 года выросло на 144%. Причем женщины страдают от заболевания чаще мужчин, хотя рост наблюдался у обоих полов и в разных отраслях.
Натали Суонвиери диагностировали эмоциональное истощение в 2017 году, когда она работала менеджером по маркетингу в небольшом стартапе. Работала с восьми до пяти, иногда оставалась подольше, вечером проверяла почту. Из-за постоянного сильного стресса она больше года была на больничном, причем несколько месяцев почти безвылазно «провела в кровати в позе эмбриона». По ее словам, она по-прежнему испытывает проблемы с памятью и концентрацией внимания.
Многие страны до сих пор формально не признают синдром эмоционального истощения заболеванием, но в Швеции этот диагноз ставят уже с 2003 года.
Профессор Мари Осберг из Каролинского института (крупнейший шведский исследовательский центр) объясняет, что заболевание не сводится к тому, что в загруженный период на работе опускаются руки. По ее словам, симптомы выгорания могут отличаться, но обычно они выражаются в сильной усталости, тревожности, проблемам с концентрацией внимания. «Если синдром развился, чтобы избавиться от него нужно очень много времени. Когда мозг работает неправильно, очень сложно идти на работу и выполнять свои задачи», – говорит она. По словам Осберг, в Швеции в последние несколько лет проблема разрослась до масштабов эпидемии.
Поскольку единого определения эмоционального выгорания в международной практике нет, провести сравнения с другими странами невозможно. Высокие показатели в Швеции иногда объясняют тем, что признание выгорания заболеванием помогло снять с этой темы негласный запрет. В результате больше людей стали говорить об этой проблеме, и работодатели были вынуждены ее признать.
Мари Осберг считает, что определенную роль играет и щедрая шведская система социальной защиты. Если человеку диагностируют истощение, он может рассчитывать примерно на 80% своей обычной зарплаты, до $83 в день. «Платит государство, так что вы не должны терпеть убытки, пока больны, – говорит она. – К тому же благодаря этому государство создало очень хороший учет людей на больничных».
Но даже несмотря на то, что у шведов есть больше возможностей обратиться за помощью, эпидемия выгорания не стыкуется с тем, что в стране распространен сокращенный рабочий день, а внимание к проблеме баланса личной жизни и работы напоминает одержимость.
Шведский бизнес-тренер Пия Вебб считает, что одна из причин выгорания – неумение «ничего не делать» среди людей, которые заканчивают работать в пять вечера или даже раньше. По ее словам, общество требует от людей инвестирования свободного времени в физическое развитие и идеальный внешний вид, и в последние годы давление общества усилилось.
По данным недавнего опроса, шведы тренируются больше других европейцев (за исключением финнов), причем каждый третий занимается спортом пять раз в неделю или больше. Считается, что спорт полезен для психологического состояния. Однако Вебб говорит, что из-за эффекта состязательности и социального давления молодые люди могут чаще становиться жертвами выгорания.
Это мнение разделяет Сесилия Акселанд, которая столкнулась с проблемой истощения два года назад, когда работала с продажами и часто перерабатывала. По словам Акселанд, которой сейчас 25 лет, одной из причин выгорания была необходимость тренировок и достижений в свободное время. «Я почтине отдыхала, и это истощало меня», – рассказывает она.
По мнению Мари Осберг, этот тип социального давления в Швеции вряд ли сильнее, чем в других западных странах. Тем не мнеее, она согласна, что в основе проблемы – неспособность правильно выделить время для отдыха. По словам исследовательницы, мозг не отличает рабочую активность от нерабочей, вроде планирования свободного времени или хобби. «Наверное, мозгу все равно, платят вам за ту или иную деятельность или нет», – говорит она и добавляет, что первыми ломаются самые амбициозные, которые слишком мало спят.
Ранее Spark писал о том, как диагностировать выгорание и отличить его от депрессии, как с этим бороться и откуда взялся этот термин, как с этим бороться и откуда взялся этот термин. Спойлер: впервые синдром описали в клинике для наркозависимых и бездомных.