Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
3 863 7 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как небольшая компания из России помогает армии США, Google и UEFA моделировать реальный мир

Пара десятков программистов в Санкт-Петербурге зарабатывают по полмиллиарда в год на имитационном моделировании. Рассказываем, откуда это все взялось и где теперь применяется.

Скриншот модели пассажиропотока Ленинградского вокзала

В подкасте «Запуск завтра» вышел новый эпизод, посвященный российской компании AnyLogic, среди клиентов которой сегодня — крупнейшие мировые корпорации, в том числе Google, Facebook, IBM, HP,General Electric, Airbus Group, McDonald’s. Услугами AnyLogic пользуются также Кембриджский университет, UEFA, NASA, НАТО и армия США, а в числе российских клиентов — такие компании как Сбербанк, «Лукойл», «Газпром», «Северсталь» и «Норникель». У AnyLogic есть офисы в Чикаго и Париже, но основной штат «сидит» в Санкт-Петербурге.

По данным ЕГРЮЛ, ООО «Компания Энилоджик» сегодня принадлежит Тимофею Попкову (20%) и Андрею Борщеву (80%) — он же гендиректор. Среднесписочная численность сотрудников — 37 человек, причем программистов из них, по словам сотрудников, всего пара десятков. По данным Росстата, в 2018 году доходы компании составили более 642 млн рублей, а чистая прибыль — 50,7 млн рублей. Прибыль компания показывала как минимум пять лет — в 2014-2018 годах, данных за 2019 год пока нет.

Как все начиналось


Модель AnyLogic, фото Института проблем транспортных систем

Борщев и Попков в конце 1980-х закончили факультет технической кибернетики Ленинградского политехнического института. После окончания Попков пошел работать в представительство западной компании, а Борщев остался в институте, где преподавал и занимался доказательством корректности работы сложных систем — для этого он строил компьютерную модель системы.

Бизнес начался, когда в 1992-м HP пригласила Борщева смоделировать один из разрабатываемых протоколов связи. После HP заказы на прикладные исследования стали поступать от IBM, LG, Samsung. Компания XJ Technologies зарабатывала также на оффшорном программировании — разрабатывала ПО на заказ. Среди клиентов были в основном иностранные компании, так что кризис 1998 года не нанес большого ущерба бизнесу. К этому времени оборот компании составлял около $250 тыс. в год.

Рождение продукта и первые клиенты


Скриншот из видео о моделировании офисного помещения

После кризиса компания пополнилась квалифицированными кадрами. В это время в XJ Technologies пришел и Тимофей Попков, который до этого был IT-менеджером шведско-финской лесопромышленной компании Stora Enso. Тогда компания взялась за разработку собственного продукта — инструмента для самостоятельного моделирования различных систем.

В 2000 году новый продукт, который назвали AnyLogic, показали на отраслевой выставке в США. Денег это не принесло, но помогло довести продукт до ума с точки зрения потребностей клиента. В 2003 году Борщев решил сконцентрироваться на развитии AnyLogic и из-за этого чуть не поссорился с коллегами: заняв ключевого программиста работой над продуктом, компания потеряла едва ли не половину годового заработка. К тому же в середине 2000-х в Россию стали приходить западные компании, и многих разработчиков AnyLogic переманили.

Из зарубежных компаний продуктом первыми заинтересовались McKinsey, Boeing, GE и IBM. В середине 2004 у AnyLogic появился первый серьезный российский клиент — банк. За ним последовал ряд логистических компаний, а также медицинский и строительный бизнес.

Где применяли технологию


Модель вокзала

Флагманский продукт компании позволяет строить имитационные модели любых реальных процессов: от производственных и логистических цепочек до движения машин на перекрестках или распространения болезней по миру. Фактически с помощью него можно протестировать любую гипотезу без затрат на реализацию. Например, рассчитать оптимальную ширину коридоров аэропорта, которая позволит пассажирам не толкаться или спроектировать дорожную развязку, при которой не будет формироваться пробка.

Алексей Пашкевич из Института развития транспортных систем рассказал в подкасте, как AnyLogic использовали для моделирования пассажиропотоков станции метро «Киевская». Через станцию каждый день проходит по 30 тыс. человек. В часы пик толпы людей образуют очереди и на вход, и на выход из метро. Задачей было понять, можно ли обойтись изменением конфигурации касс и турникетов или нужен дополнительный эскалатор. В итоге, по словам специалиста, модель показала, что при запуске нового эскалатора двери не справились бы с потоком людей. В итоге от дорогостоящего и длительного строительства отказались.

Также технология применялась для проектирования МЦК и оценки готовности вокзалов к чемпионату мира по футболу. Для Министерства транспорта с помощью AnyLogic моделировали движение самолетов по всей стране. Исторически сложившиеся маршруты не соответствовали возросшему транспортному потоку. Из-за этого нельзя было проложить оптимальный маршрут, а это выливалось в огромные дополнительные расходы на топливо. К тому же, по словам Пашкевича, Минтрансу надо было обеспечить покрытие всей страны радарами, чтобы самолеты всегда были в зоне действия как минимум двух из них. В итоге за счет моделирования и перестройки маршрутно-транспортной сети удалось добиться экономии в 10-12%, что соответствует десяткам миллиардов рублей в год.

При этом AnyLogic — не монополист на рынке технологий имитационного моделирования. Конкурирующие продукты в основном из США, реже из Европы. По словам сотрудников, заказы от американских клиентов компании обеспечивает собственное представительство в стране, а также более широкий функционал. Павел Лебедев утверждает, что конкурирующие продукты более узкоспециализированные: моделируют отдельно производственные процессы или системы массового обслуживания, но не годятся для моделирования сложных логистических цепочек.

Читайте также:

Как я сделал приложение для себя, и оно понравилось 20000 пользователей

Как IKEA научилась зарабатывать на российских хрущевках

Как питерские программисты сделали приложение для оценки шаурмы, которое купила «Додо пицца»

Почему раввин назвал стартап в честь архангела Гавриила и как он зарабатывает на страхе

Как бывший российский чиновник построил один из самых дорогих стартапов Великобритании

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Елизавета Ручьёва
так себе модельки
Ответить
Василенко Роман
как в первой халве)
Ответить
Филипп Алексенко
Косяк иллюстрации, думаю, взял из открытого доступа
Ответить
Денис 68437
Графика там, действительно, очень примитивная, но для моделирования она не особо и нужна
Ответить
ВидеоЗаяц
Агентство видеопродакшена
Алексей Шамин
Слишком буквально вы трактуете "модельки" :)
Ответить
ВидеоЗаяц
Агентство видеопродакшена
Алексей Шамин
Отрадно читать такие истории об успехе соотечественников. Большие молодцы! Желаю им таки стать монополистом на мировом уровне)

Было бы интересно посмотреть на моделирование распространения коронавируса, если это по их специальности) Сбербанк там на днях свои модели как раз представил)
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.