Китайское приложение Douyin (за пределами Китая более известно как TikTok) запустили несколько лет назад, но с тех пор оно стало одним из самых популярных в мире: по состоянию на конец 2019 года его скачали уже более 1,5 млрд раз, а в первом квартале 2020-го оно сохранило за собой первое место по скачиваниям. На сегодняшний день больше TikTok в мире скачивают только приложение Zoom для групповой видеосвязи, популярность которого взлетела из-за пандемии нового коронавируса и всемирного карантина.
Количество ежемесячных активных пользователей TikTok (Douyin) сегодня оценивается в 800 млн человек — в среднем это каждый десятый человек на планете. Несмотря на это, мы почти ничего не знаем о женщине, которая стояла за созданием и развитием TikTok. Обычно мы ассоциируем с соцсетью Имина Чжана, основателя ByteDance, материнской компании сервиса. Но до середины марта 2020 года непосредственно TikTok (Douyin) возглавлял другой человек — Келли Чжан Нань.
Келли Чжан Нань, бывшая глава Douyin (TikTok), недавно возглавившая работу ByteDance на китайском рынке
В 2013 году ByteDance купила компанию Palmap, в которой работала Чжан Нань. Флагманским продуктом ByteDance на тот момент был новостной агрегатор Toutiao, а Чжан Нань на новом месте занялась маркетингом и проектами, связанными с пользовательским контентом. Сегодня это направление стало для компании главным — именно благодаря ему о ByteDance узнал весь мир. Исследовательская компания EqualOcean называет Чжан Нань «продуктовым гуру» ByteDance и отмечает, что она изменила модель потребление текстовой и визуальной информации в Китае, а сотни миллионов пользователей TikTok по всему миру — во многом ее заслуга.
Как появился TikTok Первым проектом, связанным с пользовательскими видео, в ByteDance стал Huoshan, который запустили в весной 2016-го. Он позволял публиковать короткие ролики и вести прямые трансляции. К этому времени на китайском рынке уже было несколько похожих сервисов и постоянно запускались новые. ByteDance решила не ограничиваться Huoshan и пойти несколькими путями: уже осенью 2016-го другая команда запустила еще одно приложение — сервис для публикации пользовательских 15-секундных видео Douyin. Это приложение и стало предшественником TikTok.
Следующий же год стал для ByteDance крайне насыщенным. Сначала в феврале компания купила приложение для публикации коротких видео Flipagram, которое на тот момент работало в 15 странах и было переведено на 37 языков. В рамках сделки китайской компании перешли права на музыкальные ресурсы и пользовательский контент проекта. В августе запустили международную версию Douyin — TikTok. А вскоре после этого — в ноябре — ByteDance приобрела американский сервис для записи коротких видео под фонограмму Musical.ly. В августе 2018-го Musical.ly объединили с TikTok, а профили пользователей перенесли на новую платформу. К этому моменту у Musical.ly было более 100 млн пользователей, а у TikTok (Douyin) — более 500 млн. В 2019-м году приложение покорило чарты, его стали называть самым популярным в мире.
Борьба с конкурентами Несмотря на бешеную популярность, у TikTok (Douyin) остается много конкурентов. Facebook уже пробовала запускать похожие приложения и работала над расширением функций Instagram, но пока серьезных успехов в этом не добилась. Недавно появились сообщения о том, что конкурента для TikTok разрабатывает YouTube.
И все же основная конкуренция у соцсети на внутреннем рынке. В первую очередь это связанное с интернет-холдингом Tencent приложение Kuaishou. В Китае, по оценке аналитиков компании Quest Mobile, у этих двух сервисов еще недавно было 160 млн общих пользователей. Для борьбы с конкурентом Douyin пошла на объединение со своим «старшим братом» — запущенным на полгода раньше приложением Huoshan — об этом Келли Чжан Нань объявила в начале января 2020 года. За счет объединения решили привлечь пользователей из менее крупных городов на севере страны, которые составляют основу аудитории Huoshan.
В марте 2020-го, спустя несколько месяцев после объединения Douyin и Huoshan, в ByteDance прошла реформа управления. Основатель компании Чжан Имин лично возглавил глобальные направления деятельности компании, а Чжан Нань возглавила работу с продуктами ByteDance на внутреннем рынке. Эта рокировка произошла на фоне сообщений о возможном скором IPO и споров о стоимости компании, которую оценивают в $75-100 млрд.
Читайте также:
Как 19-летняя студентка придумала сервис Canva
Алкоголь, оргии и самолет с несколькими спальнями: за что сотрудники невзлюбили главу WeWork
«Сам тупой и нанимаешь тупиц»: как Стив Джобс преподал грубый урок менеджмента