редакции Выбор
Как создавали новый сайт ХК «Спартак» Москва: бенчмаркинг, интервью и агрессивный дизайн
![](/upload/other/b_666c129054284.jpg)
IT-компания Riverstart обновили официальный сайт хоккейного клуба «Спартак» Москва. Команда — одна из самых популярных в КХЛ, у нее множество фанатов, которые хотят читать новости о жизни клуба, покупать билеты и следить за матчами с участием «Спартака».
Новый сайт запустили в марте 2024 года, поэтому пока набралось недостаточно статистики, чтобы достоверно оценить эффективность нового сайта в сравнении со старой версией. Но сейчас можно оценить интерфейс, дизайн и функциональность продукта.
Расскажем о процессах, которые сопутствуют разработке, и идеях, которые мы воплотили на сайте.
Эксперты на Премии по маркетингу и коммуникациям 2024 в разделе КХЛ присудили ХК «Спартак» Москва награду «Лучший интернет-сайт».
Исследования: зачем вообще нужен сайт
Структурные, дизайнерские, интерфейсные решения должны иметь основания — почему меню сформировано именно так, почему на главной находятся именно эти блоки, зачем на сайте этот раздел, почему выбраны эти цвета и так далее.
Мы начинаем работу с исследования: если поймем, зачем аудитории нужен сайт и как она будет им пользоваться, то мы сможем дать ей нужные функции и сделать их максимально удобными. Тогда сайт будет полезный и удобный, а значит и востребованный.
Какие именно исследования мы проводили для проекта:
1. Глубинные интервью с болельщиками
Для создания нового сайта ХК «Спартак» Москва мы провели 12 интервью с фанатами хоккея. Участвовали болельщики «Спартака» и других команд из КХЛ, поскольку важен опыт болельщика в принципе.
Для примера, мы узнавали:
- на каких сайтах они обычно читают новости о хоккее;
- посещают ли они официальные сайты хоккейных клубов;
- если посещают, то для чего, какие задачи они решают;
- какая информация им интересна больше всего, что в приоритете;
- какая новостная лента кажется удобнее.
Инсайты из интервью берем в работу.
Пример:
Мы выяснили, что одна из потребностей — узнать, что нового произошло в жизни команды. Очевидно, для этого на сайте нужны новости. Мы выделили отдельный раздел со всеми событиями.
Поскольку узнать о новых событиях и переменах — это одна из приоритетных задач, то мы сделали дополнительный блок новостей на главной. Сосредоточились на удобном представлении постов и в качестве референсов брали новостные ленты на популярных у болельщиков площадок, чтобы им было привычно пользоваться разделом.
При этом вывели новости на главную страницу и объединили их по инфоповодам, чтобы решить еще одну задачу болельщика: узнать всё об интересном ему событии в удобном виде. Ему не нужно искать посты в общей ленте, он сразу увидит подборку материалов о матче, контракте с игроком или другом событии.
Вывод:
Сайт хоккейной команды, да и любой другой организации, должен быть создан для людей. Лучший способ узнать, что нужно аудитории — спросить напрямую.
2. Бенчмаркинг сайтов
Бенчмаркинг — это исследование сайтов схожей тематики, чтобы оценить их удобство и функциональность.
Мы проходим на сайтах несколько сценариев поведения пользователей и оцениваем выполнение задачи по разным критериям. Из такого исследования получается список бенчмарок — лучших интерфейсных и функциональных решений, которые мы адаптируем для проекта. Например, мы изучили множество отображений матчей в сезоне на разных хоккейных сайтах и поняли, как будет логичнее отобразить их. Оказалось, что в виде календаря с разделением на домашние и выездные. По календарю болельщику проще ориентироваться, когда он сможет посетить матч или в какой день ждать трансляцию. Разделение удобно в том числе тем, кому удобнее посещать матчи в родном городе. Мы делали бенчмаркинги для множества проектов, сайт ХК «Спартак Москва» — не исключение. К примеру, мы изучили 60 сайтов аэропортов мира, когда делали новый сайт Международного аэропорта Внуково. Поскольку у «Спартака» был старый сайт, который давно работал и собирал статистику, мы могли изучить поведенческие факторы, тепловую карту кликов, трафик и другие параметры. Это позволило сделать выводы, какие страницы посещала аудитория чаще всего, на каких она задерживалась, какие покидала сразу же. К примеру, страница с историей клуба предполагает, что ее нужно читать, изучать, рассматривать фотографии и смотреть видео. Если мы видим, что пользователи быстро покидают страницу, не доходя до второго скролла, воспринимаем это как сигнал, что информация неправильно скомпонована, ее неудобно читать. Также мы использовали опыт, который накопили, пока работали над новым сайтом хоккейного клуба «Торпедо» и концепцией сайта футбольного клуба «Пари-НН». Благодаря исследованиям мы выявили основные задачи пользователя на сайте хоккейной команды: Это основное, зачем большинство болельщиков приходит на сайт. Значит, именно это нужно предоставить им это в первую очередь. Функции для решения этих задач должны быть доступны максимально быстро. Посмотрим на примере, как мы работали с сайтом Спартака. Для каждой задачи есть решение на сайте, причем достаточно просто зайти на главную. Часть пользователей сразу имеет запрос на покупку билетов. При заходе на сайт в верхнем меню кнопка «Билеты» бросается в глаза: Но купить билет можно и из других разделов, там, где потребность купить билет может возникнуть. Билетами можно заинтересоваться из-за конкретного интересного матча или удобного для болельщика места — например, если игра пройдет в городе, куда ему легко добраться. Пользователь открывает расписание матчей, видит тот, который хочется посетить, и здесь же покупает на него билет или абонемент на весь сезон. Аналогично с сеткой Плей-офф или карточкой ближайшего матча: открыл, заинтересовался, увидел кнопку покупки. Эту задачу тоже можно решить из меню или прямо на главной. На главной новости сгруппированы по событию, чтобы увидеть сразу все материалы по теме и не идти в поиск. В разделе Новости стандартная хронологическая лента, привычная пользователям. Счет завершенного матча находится на главной в виде табло: крупный счет, основная информация о ходе матча. С первого взгляда понятно, как прошла игра. По клику откроется протокол, где можно увидеть успехи команд: фамилии игроков, время и шайбы. Мы посмотрели, как сайты из бенчмаркинга оформляют расписание матчей, опросили болельщиков и скомпоновали вариант с разделением на домашние и выездные игры, он оказался самым удобным. Отсюда можно также купит билет на предстоящий матч. Кроме этих четырех основных, самых популярных задач, болельщику интересен и другой контент. Состав команды разделен по ролям игроков на поле, у каждой роли свой атрибут, как, например, шлем у вратаря. На сайте этот атрибут анимирован, привлекает внимание и добавляет динамики. Страница об игроке содержит всю интересную информацию о нем самом и его достижениях в хоккее. Здесь же по тегу игрока выводятся видео и новости, где он упоминается. Можно сразу посмотреть все доступные видео и фото о любимом хоккеисте. ХК «Спартак» Москва гордится своей историей. Из архивных фото и медиа мы собрали рассказ о становлении клуба и отдельно выдающихся личностях, которые на него повлияли: игроках и тренерах. Для них есть Зал славы «Спартака» и отдельные страницы с биографиями и архивными фото и видео. У «Спартака» есть «Спартак ТВ» — раздел с видеороликами, там публикуют блиц-интервью, нарезки с матчей, видео с трибун и другие видео. Они хранятся на сторонних ресурсах, поэтому быстро загружаются и не тормозят систему. Здесь мы добавили интерактив: к ролику можно поставить реакцию в виде эмоджи и посмотреть, как отреагировали другие болельщики. Это добавляет некоторой динамики, живости сайту. Хоккей, как и другой командный спорт, очень эмоционален. Фанаты болеют на трибунах, радуются заброшенным шайбам, поддерживают команду. Игроки отмечают победы, расстраиваются из-за неудач, предвкушают игру. Сайт может передать часть эмоций с помощью дизайна. Мы используем много эмоциональных фото с игроками и болельщиками, чтобы пользователь с помощью эмпатии почувствовал часть того, что чувствовали другие болельщики во время матча. Агрессивные и яркие цвета, лозунги, шрифты настраивают на конкуренцию, жажду соревнования, транслирует силу, уверенность в победе и активность команды. Анализ, которым мы поделились, позволяет выделить среди всех функций сайта приоритетные, которые нужны пользователю чаще всего и как можно быстрее. Сайт, который может дать пользователю эти функции в удобном виде, будет полезен и востребован. Хоккейному болельщику обычно не терпится посмотреть счет или открыть новости, также важно найти способ купить билет и узнать, какие матчи будут в сезоне. Этим и обуславливаются функции и разделы сайта, которые мы поставили в быстрый доступ на главную и в меню. Напишите в комментариях, как вам новый сайт ХК «Спартак» Москва — https://spartak.ru/
Вывод:
Пользователи уже привыкли к определенным решениям на сайтах, бенчмаркинг позволяет определить эти тенденции и понять, какие стоит использовать на новом сайте, какие можно улучшить, а каких избегать.3. Аналитика
Вывод:
Изучение статистики позволяет дополнить интервью аудитории и увидеть, как она действительно себя вела на сайте и взаимодействовала с тем, что уже есть. Так можно выделить удачные решения и зоны роста. Что нужно аудитории от сайта спортивного клуба
Как решить задачи пользователя за минимум кликов
1. Задача — купить билет на матч или абонемент на сезон
2. Задача — узнать новости о любимом клубе
3. Задача — увидеть счет недавнего матча
4. Задача — посмотреть расписание игр в сезоне
5. Задача — узнать больше об игроках команды
6. Задача — изучить историю любимого клуба
7. Задача — посмотреть интервью или записи матчей
Агрессия, эмоции, драйв в дизайне
Результат — сайт, полезный аудитории