редакции Выбор
Составление и расширение семантического ядра
После долгой подготовки сайт торговой компании готов и запущен, но количество клиентов не увеличилось. Знакомо? Тогда пришло время взять ситуацию в свои руки. Необходимо всерьез заняться продвижением ресурса в интернете с целью попадания на первую страницу выдачи и привлечения трафика из поисковых систем.
Чтобы начать заниматься SEO, не нужно заново изобретать колесо: достаточно понять, чем интересуется ваша аудитория и как она ищет информацию. Эта задача решается при построении семантического ядра (далее СЯ).
Что такое семантическое ядро
Семантическое ядро — это список слов, словосочетаний и морфологических форм, которые наиболее точно описывают содержание вашего сайта. Проще говоря, это реальные запросы пользователей, с помощью которых они ищут информацию о ваших товарах и услугах в поисковых системах Яндекс и Google. Именно по ним и будет продвигаться сайт.
Стадии разработки СЯ
Процесс создания семантического ядра состоит из нескольких последовательных шагов. Наиболее предпочтительно, когда сначала прорабатывается семантическое ядро, а потом уже на его основе наполняется сайт. Однако это довольно редкое явление.
Шаг 1. Составление первичного списка запросов.
Работа над качественным семантическим ядром предполагает тщательную исследовательскую деятельность. Существует много способов определения основных запросов: как автоматических (с помощью специализированных сервисов), так и вручную.
Информация собирается исходя из тематики сайта.
- Мозговой штурм. Этот способ предполагает составление вручную списка запросов, по которым пользователи будут находить ваш сайт, товары и услуги. Список должен включать абсолютно все варианты названия бренда, услуги или товара, в том числе на кириллице, латинице, сокращенные и сленговые, а также синонимы. Необходимо выписать с сайта все категории, подкатегории, все направления работы, при наличии у товара или услуги составных частей их также необходимо упомянуть. Не забывайте использовать синонимы. Расширить список ключевых фраз можно, собрав обратную связь с менеджеров по продажам — часто именно они знают, как на самом деле называют ваш товар или услугу клиенты. Как вариант, разбавить СЯ фразами, указывающими на качество и надежность услуг и товаров (доступный дизайн-проект, профессиональные мастера).
- Анализ сайтов конкурентов. Никто кроме вас не знает реальных конкурентов. Смело заносите их в список для анализа. Для более полного анализа семантического ядра можно воспользоваться специальными сервисами, такими как bukvarix.com и serpstat.com. Промониторив сайты конкурентов, выделите все слова, которые могут иметь ключевые значения.
- Анализ контекстной рекламы (КР). Задача — определить слова, используемые вашими конкурентами в рекламных объявлениях. Решить ее можно, собирая данные вручную (долго) или используя специальные сервисы (например, advodka.com и spywords.ru).
Шаг 2. Расширение списка запросов.
Самый простой способ — воспользоваться сервисами поисковых систем Google и Яндекс. Они бесплатные и понятные даже новичку. Яндекс. Вордстат помогает самостоятельно подобрать и проанализировать ключевые слова. С помощью планировщика ключевых слов Google можно собрать статистику, создать новые комбинации запросов и сделать прогноз трафика. Подробно об инструменте читайте в справке Google.
В дополнение мы бы рекомендовали обратить внимание на поисковые подсказки — варианты популярных запросов, которые появляются под строкой поиска, когда вы начинаете вводить запрос.
В результате вы получите расширенный список ключевых фраз, состоящий:
- из уточненных запросов. Например, введя ключ «телевизор» в строке поиска, можно увидеть: «купить телевизор», «цифровой телевизор», «ремонт телевизора» и т. д.;
- из ассоциативных запросов. Например, если ввести ключевое слово в строке поиска, система выдаст список других запросов, которые применяли пользователи, интересовавшиеся телевизором: «взять в кредит или рассрочку», «какая диагональ лучше», «как отличить по качеству» и т. д.
Добавьте их в свой список ключевых слов, они могут быть полезны.
Шаг 3. Зачистка списка запросов.
Результатом работы над первыми двумя этапами должен стать довольно большой список, из которого теперь нужно отобрать самые эффективные слова и фразы. Чтобы облегчить себе работу, сразу исключите из списка запросов упоминания компаний-конкурентов, те, что не соответствуют тематике сайта и относятся к региону, в котором вы не работаете.
При выборе ключей следует учитывать классификацию ключевых слов:
- по популярности делят на высоко-, средне- и низкочастотные запросы;
- по потребностям пользователей ключи объединяются в информационные, транзакционные, навигационные и общие;
- геозависимые и геоНЕзависимые;
- сезонные.
Мы рекомендуем уделить большое внимание среднечастотным и низкочастотным запросам ввиду их меньшей конкурентности, а значит, более вероятного попадания в топ. Кроме того, существует предположение, что поисковики отдают предпочтение сайтам, которые продвигаются по НЧ ключам. Подробно о том, как работает поиск, и о видах запросов читайте на сайте Яндекса.
Конкурентность запросов. Владельцы сайтов, самостоятельно занимающиеся их продвижением, зачастую забывают учитывать этот важный показатель.
Перед тем как правильно распределить их на сайте, нужно выяснить значимость каждого запроса. Самый простой способ это сделать — вычислить индекс эффективности ключевых слов (KEI). Существует две формулы для расчета KEI.
Пожалуй, самая популярная:
KEI = P2/C
Где P — частота показов за прошедший месяц, а C — количество сайтов, оптимизированных под данную ключевую фразу.
Вторая формула более простая:
KEI = P2/U
Где вместо количества оптимизированных под запрос сайтов (C) используют страницы (U).
Занимаясь кластеризацией запросов, следует учитывать, что тематика ресурса довольно сильно влияет на KEI.
Шаг 4: Группировка ключевых слов на сайте
Очень важный этап после подбора семантики — правильно распределить поисковые фразы по страницам ресурса исходя из структуры сайта и той информации, которую вы хотите донести до своей аудитории. Это и называется кластеризацией.
Распределение ключевых слов на кластеры — длительный и трудоемкий процесс, который требует понимания специфики бизнеса. Значительно упростить его могут специализированные сервисы, такие как Seranking.ru, «Топвизор». Сервисы автоматически производят кластеризацию, основываясь на топ-10 поисковой выдачи. Обязательно проверьте список вручную, так как могут быть допущены ошибки.
Результатом вашей работы над семантическим ядром должна стать таблица в Excel со списком запросов, распределенных по страницам сайта. Эта таблица будет содержать URL страниц с подходящим уникальным ЧПУ, релевантные метаданные, поисковые запросы, указание их частотности и конкурентности.
Часто задаваемые вопросы
Семантическое ядро — это фундамент сайта, поэтому при его создании у владельцев ресурсов возникает большое количество вопросов. Среди них можно выделить три основных:
- Какое количество ключевых слов должно входить в семантическое ядро? Таких данных нет, так как показатель индивидуален в каждом конкретном случае и для каждого конкретного сайта. Каким должно быть СЯ для эффективного продвижения сайта, зависит от различных факторов, среди которых тематика, структура, объем, наличие конкурентов и прочее.
- Можно ли использовать готовые базы ключевых запросов? Можно, но очень аккуратно, так как ими будете пользоваться не только вы, а это значит, что у вашего сайта будет высокая конкуренция. Кроме этого, необходимо корректировать готовое семантическое ядро под ваши запросы.
- Допустимо ли использование в семантическом ядре запросов с нулевой частотой? Да, при условии, что страницы на сайте генерируются автоматически (SEO-фильтры интернет-магазинов). Например, если в вашем регионе ключевая фраза имеет нулевую частоту, но при этом вы видите, что ее используют в других регионах.
Научиться основам продвижения можно самостоятельно, используя специальные сервисы автоматизированного продвижения (например, Rookee). Функционал современных сервисов позволяет провести аудит сайта, подобрать ключевые слова, ссылки и многое другое.