редакции Выбор
Что мешает копирайтеру зарабатывать больше 100 тысяч
Привет, меня зовут Алексей Рожков.
Я отвечаю за производство в агентстве контент-маркетинга «Сделаем».
Мы с партнером — Пашей Моляновым — запускаем компаниям удаленные редакции, блоги, делаем контент, поэтому постоянно ищем и обучаем новых авторов. За последний год работы получили больше 3 000 откликов на должность копирайтера. Работали и тесно общались с почти сотней авторов. За это время стало четко понятно, почему люди не растут и не зарабатывают.
Делимся выводами, чтобы вы могли научиться на чужих ошибках.
От очевидного к более сложному.
Не работают, а подрабатывают
Нельзя стать хорошим автором и зарабатывать много денег, если есть дело поважнее. Копирайтинг — это такой же труд, как быть геологом или юристом. Это жизненный выбор. Сложно представить, что таксист решит стать врачом и научится оперировать, почитывая книжки между заказами.
Копирайтинг — это в первую очередь практика. Иногда бесплатная, часто для себя и ради опыта. А на подработках просто так работать никто не будет. Отсюда нехватка времени, низкий скилл и мало опыта для сложных и дорогих задач.
Если копирайтинг для вас — подработка, много денег не заработаете.
Не могут рассказать о себе
Чтобы получить классный проект или устроиться на хорошо оплачиваемую работу, надо для начала научиться писать о себе и показать, что соответствуешь требованиям заказчика. А не писать всякий несвязный бред. Топ наших любимых грехов выглядит примерно так:
Пишут о нас
Вы такие крутые, мне так нравится ваш стиль, вы такие молодцы со своим блогом, у вас такая крутая бесплатная рассылка.
Ага, мы в курсе и любим себя, но нам бы узнать о кандидате. Если ничего не сказано, строка с откликом скрывается. Поэтому не тешьте чужое самолюбие — уместите максимум пользы о себе в коротком тексте.
Не читают требования
Сюда относим все нерелевантные отклики: не тот опыт, нет портфолио, нет ссылок на тексты, которые мы просили, нет контактов, вообще ничего не написано о себе или написан какой-нибудь бред типа «Возьмите меня на работу коммерческим редактором, потому что я хорошо пишу сочинения». И этим грешат не только новички. Например, часто к нам стучатся главреды достаточно известных изданий и вместо пары текстов, как мы просим, кидают вальяжно ссылку на весь сайт со словами «Смотрите любой».
Ок — не в этот раз.
Усложняют
Закрытые портфолио, которые нельзя посмотреть без авторизации, примеры работ в гуглдокументах без доступа на просмотр, ссылки на портфолио в виде документов, которые надо скачать, а иногда скачать и разархивировать. Например, нам писали пойти погуглить информацию об авторе или предлагали скинуть портфолио письмом… бумажным на обычную почту.
Если не научитесь правильно откликаться на проекты, о больших гонорарах можно не мечтать.
Не умеют и не хотят общаться
Общение — способ получить информацию и отстоять свою точку зрения:
- Откликнуться на вакансию
- Завести полезных знакомых
- Взять интервью для статьи
- Обсудить проект
- Защитить свои решения перед клиентом
- Отработать правки
- Договориться на более высокий гонорар по проекту
- Договориться о том, чтобы разместить проект в портфолио
Если вы не умеете общаться, не хотите созваниваться с кем-то, списываться и решать проблемы, вы не будете много зарабатывать. Это обязательная составляющая хорошего копирайтера. И в принципе очень полезный софт-скилл для любого другого человека.
Не учатся
Это проблема копирайтеров, которые получили определенный опыт и топят по накатанной свои 100/1000. У них нет времени учиться, бывать на конференциях или ставить эксперименты, потому что заработок напрямую зависит от количества написанного текста. Пока он зависит от количества, а не качества, роста в деньгах не будет.
А еще копирайтеры часто учатся не тому, что надо, чтобы брать много денег за тексты. Они ходят на интенсивы, где им рассказывают о заголовках, о структуре текста, о сторителлинге, о верстке и оформлении. Уроки кажутся насыщенными и полезными, но получать много денег это не поможет. Много денег платят тем, кто решает задачи, а это совсем другое обучение — понимание целей, аудитории, задач текста.
И если с остальным помочь сложно, то вот этот садомазохизм и подмена ценностей с редактированием слов нам настолько надоели, что мы сделали бесплатный курс о базовых принципах для написания бизнес текстов.
Плохо пишут
Дело не только в умении подбирать слова и грамотно формулировать из них мысли. Это базовый скилл копирайтера. В нашем понимании недостатков, которые мешают нормально работать и зарабатывать, больше.
Не анализируют аудиторию
А потому не понимают, для кого пишут. Не знают интересы, не знают боли и не могут повлиять на читателя. При этом, мало предполагать, для кого пишется текст. Надо это точно знать. Вы можете считать, что ваши покупатели — молодые стартаперы, а на самом деле решение принимают их взрослые мамы. В результате работа ради работы.
Не думают над целью и полезным действием текста
Текст должен решать задачу — продавать, привлекать трафик, «сажать» людей на подписку блога. Если текст не решает какую-то задачу, он бесполезный. Чтобы понять задачу, надо определить цель текста — то, что должен сделать человек, когда прочитает текст.
Чтобы человек вообще захотел читать текст и выполнил целевое действие, текст должен нести пользу для читателя. Если не держать это в голове, текст получится пустым и никому не нужным. За такие тексты платят мало. За тексты, которые решают задачи, платят 20 и больше тысяч — проверено.
Это одно из главных качеств дорогих авторов. К ним приходят и платят деньги, потому что понимают, что будет результат. Никому не нужен текст ради текста.
Считают, что есть самый лучший подход
Еще одна частая болезнь, которая не дает авторам писать хорошо и много зарабатывать. Они уверены в волшебных таблетках — инфостиле, заголовках 4U, уникальном авторском слоге, подстройке под сленг аудитории. Так бывает или когда автор попробовал одно решение, оно дало результат, и теперь всё идет по шаблону. Или когда определенный подход транслирует лидер мнений, потому что всегда удобнее взять готовое, чем экспериментировать и набивать шишки.
В копирайтинге 100500 приемов. Все они работают в определенных условиях. Хайлевел мастерства — понять, когда и какой использовать. Опытный и дорогой редактор это понимает. Когда к нему приходит заказчик, у которого есть только задача и желаемый результат, топ-автор сам подбирает нужный инструмент, а не говорит заранее человеку, что он не шарит и продающие тексты — это старперский бред.
Ничего больше не умеют
Писать хорошо — хорошо, но мало.
Работа над текстом состоит не только из букв:
- Надо узнать аудиторию. Для этого надо уметь мониторить форумы, СМИ, уметь общаться и задавать вопросы, проводить интервью.
- Придумать идею, иметь за плечами опыт, который поможет зацепить интересы, попасть в боли и нервы.
- Отговорить клиента от плохого решения, предложить альтернативу, чтобы он не потратил деньги впустую.
- Найти экспертов, договориться с ними, взять интервью. Собрать правдивую интересную фактуру.
- Найти контакты и договориться с редакцией СМИ о публикации статьи. Подсказать клиенту, в каком СМИ лучше публиковаться.
- Поставить задачу дизайнеру, принять и согласовать техзадание от сеошника, проверить креативы таргетолога, который должен вести трафик на статью. Или самому сделать что-то простое, чтобы презентовать клиенту идею.
Конечно, основная задача — писать текст, но хорошие деньги платят за способность выдать в итоге готовый продукт, способный принести результат.
Интересуются копирайтингом… и только
Утопая в маркетинговых курсах и конференциях, многие забывают, что в мире много других интересных вещей. Иногда это связано с достигательством и оптимизацией своего времени. Начитавшись мотивашек, автор старается все время уделять пользе и работе над собой, прокачивает себя профессионально и перестает интересоваться чем-то еще. В итоге у человека маленький кругозор и очень ограниченное количество решений в рукаве. Одно из главных качеств хорошего автора или редактора — начитанность и широкий кругозор.
Поэтому подписывайтесь в соцсетях не только на маркетинг и редактуру. Читайте еще интересное о смежных областях — аналитике, дизайне и верстке, интересуйтесь психологией и социологией, чтобы понимать, как влиять на решения ваших читателей. Полюбите научпоп, будьте в курсе новостей. Не идите на поводу у моды, когда люди напоказ пишут: «Не смотрю новости, не интересуюсь политикой, не смотрю фильмы, телевизор». Но при этом фильтруйте — употребляйте только качественную информацию.
Зазнаются раньше чем надо
Первый текст за 10–20 тысяч часто действует на копирайтера как-то так:
— О да, я красавчик! Что? Дальше учиться? Да зачем это надо — у меня очередь из дорогих клиентов. Теперь я взял бога за бороду. Что? Правки от клиента? Да кто он такой меня учить — это же ересь какая-то!
В итоге такой копирайтер, который мог бы развивать талант, хоронит его под слоем гонора. Его коллеги-конкуренты тем временем развиваются, растут, а он остается на месте и выглядит уже послабее. Конечно же, клиенты уходят. А новых привлечь нечем.
Поэтому топовые авторы учатся и развиваются всегда. Признак профессионализма — так же внимательно и вдумчиво относиться к 100500-му проекту, как к первому.
***
Это только часть проблем, но они самые частые и, как ни странно, самые незаметные. Мало кто обращает на это внимание, по 100500 раз перечитывая одни и те же книжки по копирайтингу, которые устарели примерно тогда, когда авторы только задумывали их писать.
Будьте умными копирайтерами, слушайте тех, кто реально выполняет проекты, а не только учит, организовывая бесконечные вебинары и пустые конференции.