3 типа лучших сотрудников: как их правильно использовать в бизнесе
Когда руководителем назначают человека, который не обладает нужными навыками, он терпит поражение, не хочет возвращаться на уровень ниже и покидает компанию. В результате — не можете закрыть позицию, страдают подчинённые, компания теряет деньги. В статье расскажу, как понять, какого типа сотрудник перед вами и как он может усилить бизнес.
Первый тип. Хороший делатель
Человек, который ориентирован на выполнение работы. Он приходит к вам на должность средней важности, а потом магическим образом обрастает новыми обязанностями в компании. Сначала он пришёл отвечать на звонки и готовить кофе, а через полгода помогает отделу закупок и бухгалтерии.
То, что сотрудник обрастает обязанностями, говорит о том, что он трудолюбив, готов работать. Коллеги понимают, что на него можно положиться. Это прекрасный тип сотрудников, но есть один недостаток: таким человеком обязательно нужно управлять. Обратная сторона его готовности работать — неумение правильно расставлять приоритеты.
Такого сотрудника лучше не ставить руководителем. Ему самому нужен начальник, который будет помогать держаться на приоритетах. Кстати, такой человек может быть гениальным персональным помощником.
Второй тип. Перформер-специалист
«To perform» с английского — «получать результаты». От делателя этот тип отличается тем, что всегда ориентирован на получение результата. Перформер точно знает, что должно получиться в итоге, и проявляет творчество, чтобы найти оптимальный путь до результата. Он сам понимает, что важно и неважно. Такой сотрудник гораздо более самостоятелен в своих действиях.
Как отличить перформера-специалиста
Выявить такого человека легко: он мыслит результатом. Например, вы нанимаете продавца и спрашиваете на собеседовании, сколько он продавал на предыдущих местах работы. И даже если с кем-то он сотрудничал три года назад, то сможет назвать хотя бы примерные цифры (или другие данные из соображений конфиденциальности). Но он всегда об этом помнит, потому что старался и стремился к определённому уровню. И укажет, что его задачей было загрузить производство. Перформер также отличается от делателя тем, что может изменить процесс.
Уточнение: здесь речь идёт о перформере-специалисте, который работает с процессами или с людьми (но в узкой области). Основной минус в том, что такие сотрудники не очень хороши в управлении. У перформера-специалиста такая точка зрения: «Если я это могу, значит, и другие могут — пускай просто повторяют за мной». Но на этом далеко не уедешь.
Третий тип. Перформер-лидер
Перформеру-лидеру нравится управлять людьми. Если нужно построить дом, он думает не о том, как это сделать, а о том, кто может это сделать. И как этих людей состыковать, чтобы дом был построен. Он воспринимает людей как инструмент для реализации его идей, ему нравится управлять, расставлять приоритеты, добиваться, требовать и корректировать.
Как отличить перформера-лидера
Если сотрудник назвал вам свои результаты, то уточните: а как именно он их получал? Перформер-специалист ответит, что использовал программное обеспечение, приборы, процессы. А перформер-лидер проводил совещания, нацеливал людей, нанимал классных специалистов в команду, находил подрядчиков. Специалист и лидер оба мыслят с точки зрения продукта, но пользуются разными инструментами. Я всегда задаю этот вопрос на собеседовании.
Совет
При найме есть один нюанс: чем более талантливый и способный человек, тем лучше он сможет вас обмануть. Нужна тщательная проверка того, что он говорит. Когда вы слышите на собеседовании или читаете в резюме информацию о результатах — не поленитесь и потратьте время на проверку. Чем одареннее человек, тем легче ему вводить других в заблуждение.
На проверку могут уйти часы и дни, но при найме руководителя это очень важно: сэкономив на этом, потеряете гораздо больше.
Александр Высоцкий специально для Forbes Kazakhstan