Большинство селлеров маркетплейсов столкнулись с «потребительским экстремизмом»
В 2024 году 62% продавцов на российских маркетплейсах сталкивались с «потребительским экстремизмом». Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на результаты опроса, проведенного Федеральным обществом сетевой торговли.
В исследовании принимали участие 4624 предпринимателя в возрасте от 27 лет, ведущих бизнес на Wildberries, Ozon и «Яндекс маркет». Отметим, что потребительский экстремизм — действия покупателей или их объединений с целью получить выгоду и доход, манипулируя законодательством о правах потребителей в корыстных целях.
Так, 51% селлеров сталкивался с «потребительским экстремизмом» более трех раз за год, 37% — 2−3 раза за год и 12% — только раз. В 58% случаев продавцы жаловались на то, что покупатели возвращают товар после краткосрочного использования. 43% таких жалоб приходится на поношенную одежду и обувь. Смартфоны и другие гаджеты после использования возвращают в 35% случаев, ювелирные украшения и бижутерию — в 16%, еду и напитки — в 4%, детские товары — в 2%. В 2% случаев покупатели пытались вернуть муляж вместо товара, в 14% инициировали судебные споры. 26% селлеров шантажировали обращением в государственные органы или судебным иском.
Четверть продавцов уверена, что в роли недобросовестных покупателей выступают конкуренты. Как считают юристы, преступлением является только возврат муляжа. При этом необходимо доказать, кто подменил товары, так как между потребителем и продавцом много посредников: сотрудники ПВЗ, службы доставки, логистических центров. При этом продавцы, пользуясь преимуществом сильной стороны в правоотношениях, не реже, чем потребители, стремятся нарушить закон.