редакции
Женщины в фокусе: всероссийский опрос о самореализации, декрете и предпринимательстве
В опросе приняли участие 2000 россиян, из них 500 — женщины в декрете.

Среди факторов успешной профессиональной реализации участники исследования выделяют сочетание личной мотивации и социальной поддержки. Особая роль отводится работодателям: именно от компаний респонденты ждут создания условий для равных возможностей и карьерного роста женщин (86%).

Почти половина занятых в экономике в России — женщины, и от того, насколько эффективно компании раскрывают их потенциал, зависит устойчивость не только отдельного бизнеса, но и деловой среды в целом. Женщины стремятся к развитию и готовы реализовывать себя в самых разных жизненных обстоятельствах, включая декретный отпуск. Наш опыт подтверждает: когда бизнес предоставляет гибкие возможности, образовательные ресурсы и пространство для роста, это открывает для женщин новые перспективы и укрепляет команду. Поддержка женщин — это не просто социально значимо, это вклад в будущее компаний и всей экономики нашей страны,
Результаты опроса показывают высокий уровень мотивации женщин к профессиональной самореализации и запуску собственного бизнеса. Среди россиянок такую возможность рассматривает каждая третья (36%). Предпринимательский потенциал повышается в период декрета: более половины женщин, имеющих опыт декретного отпуска за последний год (54%), выражают готовность в будущем запустить свой бизнес.
Большинство россиян (96%) уверены, что женщины способны успешно развивать свое дело. Среди наиболее привлекательных для женского предпринимательства сфер были названы: бьюти-индустрия (53%), торговля (49%), бытовые услуги (48%), общественное питание (45%) и юридические услуги (43%).
Однако на пути к самореализации, согласно выводам аналитиков НАФИ, россияне — и особенно женщины — сталкиваются с рядом барьеров. Это как внутренние психологические, так и внешние экономические и социальные факторы.
Чаще всего, по мнению россиян, мешают именно
психологические установки: неуверенность в себе (44%) и страх перемен (30%).
Наряду с ними в топ-препятствий входят экономические и структурные барьеры:
низкий уровень зарплаты в выбранной сфере (24%) и отсутствие карьерных
возможностей в своем регионе (23%). Каждый пятый опрошенный россиянин (20%)
указывает и на недостаток поддержки со стороны близких. Для женщин эти барьеры
усугубляются ограниченными карьерными возможностями в периоды, связанные с
материнством, а также давлением социальных стереотипов. «Социальные
стереотипы и неуверенность в себе мешают женщинам не меньше, чем экономические
барьеры. Поэтому важно трансформировать не только условия работы — давать
гибкий график и поддержку от работодателей, — но и общественные установки.
Сообщества, наставничество и обмен опытом помогают женщинам чувствовать
уверенность и находить новые ресурсы для развития. Для компаний это не
благотворительность, а стратегическая инвестиция: поддерживая женский
потенциал, бизнес получает более сильные команды, а экономика — дополнительный
импульс роста», — подчеркнула генеральный директор Аналитического центра
НАФИ Гузелия Имаева. Исследование показало, что подавляющее большинство
женщин, находящихся в декрете или имеющих такой опыт (89 %), испытывают
потребность в профессиональном развитии. В частности, такие женщины отмечают
стремление не выпадать из профессии: намерения проходить дополнительное
обучение (43%), следить за отраслевыми новостями (32%), реализовываться
творчески (25%) или запускать собственные проекты (26%). При этом 92% женщин
настроены вернуться к работе после окончания декрета. На готовность
вернуться к выполнению трудовых обязанностей после декрета положительно влияет
поддержка сообществ: в них участвует каждая вторая опрошенная женщина в декрете
(48%), а каждая третья — хотела бы вступить в такое объединение (33%). Популярнее
онлайн-форматы: чаще всего это сообщества поддержки женщин в декрете (19%),
профессиональные объединения и бизнес-группы (14%), социальные клубы по
интересам (15%), а также образовательные курсы (12%). Для участниц ключевыми
мотивами становятся получение новой информации, развитие прикладных навыков,
общение с единомышленниками и эмоциональная поддержка. Большинство россиян (84-86%) считают, именно
работодатели играют ключевую роль в создании условий для самореализации, и что
компании должны предоставлять дополнительные меры поддержки во время декретного
отпуска и после него. Эксперты Avon Россия отмечают, что внимание к
развитию возможностей женщин напрямую связано с устойчивым развитием экономики
страны. Компании, которые инвестируют в развитие женского потенциала,
выигрывают в долгосрочной перспективе. Для этого важно создавать
профессиональные сообщества, где женщины получают наставничество и поддержку,
помогают преодолеть неуверенность в себе — наиболее распространенный барьер для
самореализации. Не менее значимы корпоративные меры: возможности для обучения и
развития, гибкие форматы занятости и программы адаптации. Такие шаги позволяют
снизить влияние стереотипов и барьеров и раскрыть предпринимательский и профессиональный
потенциал женщин, превращая его в стратегическую инвестицию в будущее бизнеса и
общества.

