редакции
Минфин разработало процедуру передачи данных о деятельности цифровых платформ в налоговые органы
Подготовленный Минфином проект постановления уточняет существующий порядок обмена информацией между налоговыми службами и цифровыми платформами.
Минфин предлагает законодательно закрепить механизм обмена данными между российскими цифровыми платформами и налоговыми органами. «Ведомости» получили доступ к проекту правительственного постановления, разработанному министерством.
В соответствии с проектом, передача информации (ее конкретный объем и содержание не детализируются) может осуществляться двумя путями: посредством информационных систем, используемых платформой для налогового мониторинга (если она к нему присоединилась), либо через «электронные сервисы и протоколы информационного обмена», доступные на сайте ФНС.
Документ также устанавливает сроки для различных этапов взаимодействия между налоговыми органами, платформой и ее партнером. Например, при обнаружении риска налогового нарушения (перечень рисков, условия их возникновения, количественные показатели и порядок выявления определяет ФНС), платформа должна в течение пяти дней уведомить об этом налоговый орган и отразить информацию в личном кабинете партнера.
Проект предусматривает, что платформы, получив от предполагаемого нарушителя документы и пояснения, должны переслать их инспектору в течение суток, а уведомить партнера о необходимости предоставить разъяснения — в течение двух дней.
Проект постановления Минфина регулирует уже налаженный информационный обмен между налоговыми органами и площадками. Впервые о начале пилотного проекта ФНС и операторов цифровых платформ (ОЦП; в частности, Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркета», «Мегамаркета», «Авито») стало известно в октябре 2024 года.
Руководитель ФНС Даниил Егоров в ходе встречи с президентом России Владимиром Путиным сообщил, что система внутреннего контроля маркетплейсов будет усовершенствована для выявления рисков и обмена информацией о них с налоговой службой. Правовые основы информационного взаимодействия между налоговыми органами и платформами закреплены в принятом, но еще не вступившем в силу федеральном законе «Об отдельных вопросах платформенной экономики». Однако, закон носит общий характер и не содержит конкретных деталей обмена информацией.
Согласно информации, опубликованной на сайте ФНС, эксперимент по выявлению случаев дробления бизнеса стартовал в начале текущего года. С мая 2025 года маркетплейсы получили право направлять «информационные письма о риске неуплаты (неполной уплаты) налогов в бюджет за I квартал текущего года».
