редакции
Как изменить интерфейс и не взбесить пользователей
Если вы оказались способны решать возникшие проблемы лучше, чем клиенты могли ожидать, они будут преданы вам всю жизнь
Ожидания правят миром, вы не находите? Давайте проверим. Закройте глаза и представьте себе страницу товара в интернет-магазине. Попробую прочитать ваши мысли — фото товара, название, цена, конечно, описание, характеристики, отзывы, возможно, рейтинг. Угадал?
Как у меня это получилось? Я не экстрасенс, однако могу представить, что вы ждете от карточки товара. Онлайн-покупки стали таким привычным делом, что каждый из нас знает, как выглядит интернет-магазин. Это ожидания, которые сформировались благодаря нашему опыту.
Пользователи ждут от сайтов привычного интерфейса. Поэтому, встречаясь с чем-то новым и непонятным, люди могут реагировать негативно.
Психологи давно изучают вопрос ожиданий — откуда они берутся, что с ними делать. Пытаются научить нас не строить пустых ожиданий, чтобы потом не разочаровываться. Но ожидания как были с нами, так и есть. Это один из психологических механизмов, который никуда не денется. И, к сожалению или к радости, он распространяется и на интерфейсы.
Давайте сыграем в игру. Посмотрите на карточку товара ниже и найдите как минимум пять причин, почему она не оправдывает ожидания пользователей. А теперь проверьте себя, приведу свой список разделов, которые пользователь ожидал увидеть на первом экране, но не нашел: Что стало для пользователя неожиданностью: Здорово, если вы не ограничились моим списком, а нашли что-то еще. Поделитесь своими наблюдениями в комментариях к статье. Интерфейсы, как и все в этом мире, должны меняться, становиться лучше, удобнее. Но как сделать так, чтобы изменения не шокировали пользователей, а наоборот, вызывали восторг? В этом нам поможет психологическая Теория нарушения ожиданий, разработанная Джуди К. Бегун. Эта теория разбирает случаи нарушения ожиданий и поясняет, в каких случаях люди воспринимают изменения положительно, а в каких — отрицательно, почему так происходит. Когда ожидания человека не оправдываются, он сразу задается несколькими вопросами, пытаясь решить, как реагировать на возникшую ситуацию: Чтобы разобраться в схеме, давайте рассмотрим каждый вопрос подробнее. Когда в привычном мире что-то меняется, подсознание сразу сигнализирует о возможной опасности, инстинкт самосохранения не дает человеку расслабиться. Вспомните кнопочные мобильные телефоны. У кого-то была старенькая надежная Nokia, у кого-то Motorola, а у меня была раскладушка Samsung. И вдруг появились телефоны с тачскрином. Революция? Определенно. Кто привык сразу? А кто сопротивлялся несколько месяцев или даже лет, как я? И та и другая реакция нормальна. Мозг каждого из нас задавал одни и те же вопросы, чтобы понять, как реагировать на измененную реальность. Изменения произошли, теперь человек пытается определить, насколько они значительны. Стоит беспокоиться или можно махнуть рукой? Здесь просто перекрасили кнопку или полностью изменили интерфейс? Помните ОС Windows 8? С ее помощью хотели начать революцию среди операционных систем, но не удалось. Не доработали. На рынок вышел сырой продукт. Популярности она не обрела, несмотря на то, что бренду Microsoft доверяют очень многие. За разработкой ОС стояли огромные ресурсы и упорная работа, но даже это не спасло ситуацию. Windows 8 провалилась — ее преимущества не перевесили недостатки. Изменения в ОС были слишком серьезные и кардинальные, из интерфейса пропали такие важные вещи, как кнопка «Пуск». Ожидания пользователей не оправдались. Они почувствовали опасность и не приняли новый продукт. Разглядев изменения и оценив масштаб, человек обращает внимание на «нарушителя» — того, кто эти изменения вносит (компания-владелец продукта, бренд и т. п.), пытаясь понять, можно ли ему доверять. Представьте два бренда — «Apple» и «Темная лошадка». Если необычное интерфейсное решение предложит яблочный гигант, скорее всего, большинство пользователей заинтересуются нововведением, а придумай то же самое никому не известная «Темная лошадка», публика может проявить агрессию. Почему так? Ответ Теории ожиданий прост — чем выше статус и репутация «нарушителя» (например, богатство, влияние, авторитет, положение и т. п. — «Apple»), тем больше ему доверяют и тем вероятнее позитивная реакция на нарушение ожиданий. Если «нарушитель» имеет низкий статус (бедный, непонятный, никому неизвестный и т. п. — «Темная лошадка»), то изменение может вызвать страх и агрессию у пользователей. Когда люди сталкиваются с изменениями и неоправданными ожиданиями, сознание начинает шептать: «здесь что-то не так», природный инстинкт самосохранения оценивает «порог угрозы», чтобы прикинуть последствия от изменений в привычной системе и степень их опасности для здоровья, личных данных, денежных средств и т. п. Чем выше опасность, тем больше волнуется человек. Вспомним бесконтактные банковские карты — когда они только-только появились, люди опасались мошенников, которые могут дистанционно отсканировать банковскую карту и снять все деньги. Например, боялись, что в метро может подкрасться злоумышленник с платежным терминалом и дистанционно снять деньги с карты. Но постепенно страхи улеглись, и удобство использования победило. В идеальной ситуации польза нововведения должна быть очевидной. Чтобы принести успех, ей нужно быть весомее предполагаемой опасности. Например, какое-то время назад в приложении Сбербанка появилась чат для перевода денежных средств. Достаточно перейти в диалоги, нажать на кнопку с изображением рубля и сделать перевод. Для пользователей такой способ отправки денег был хоть и в новинку, но пугающим не выглядел, поэтому его приняли благосклонно. Представьте, что каждый день вы пользовались мобильным приложением. Но вот однажды вы обновили его до новой версии, открыли, чтобы сделать привычные действия, а там совсем другой интерфейс. Непривычный, непонятный, да еще и зависает. Ваши действия? Откроете Google Play Market/App Store и начнете задавать вопросы авторам, возмущаться и требовать исправлений. Это совершенно нормальная реакция на «нарушение ожиданий», особенно если изменения принесли больше неприятностей, чем преимуществ. Для примера заглянем в Google Play Market. После обновления Instagram многие пользователи столкнулись с разнообразными проблемами — от технических (не могут зайти в приложение, не обновляется лента и др.) до интерфейсных. Как выразился один пользователь в отзыве, «от обновления к обновлению приложение становится только хуже». Не стоит торопиться вносить изменения, лучше предварительно проверить их на пользователях. И конечно, провести подробное функциональное тестирование для выявления багов. Бывает наоборот. Например, жил да был обычный ничем не примечательный интернет-магазин обуви для гольфистов «TRUE linkswear». Продажи были не очень, посетители особо не задерживались на сайте. Владельцы решили полностью обновить сайт и сделали несколько фишек, которые смогли показать уникальность товара. Пользователям понравилось. Продажи выросли на 700 %. При переделке сайта разработчики старались создать эффект «вау», при этом следуя общепринятым паттернам работы интернет-магазинов. Что было сделано: Иногда непросто решиться на то, чтобы изменить дизайн и интерфейс продукта, который стал привычным. Но нужно понимать, что технологии постоянно меняются, появляются новые тренды, которые можно до какого-то момента игнорировать, но если сильно затянуть, то продукт устареет, а пользователи утекут к конкурентам. Как понять, что пора взяться за интерфейс: Конечно, угодить пользователям сложно, но способы есть. Гиганты индустрии запускают свои идеи не сразу — сначала проводят исследования, фокус-группы, тестирования и только при положительных результатах внедряют новые функции на рабочей системе. Например, компания «Apple» обращалась за помощью к таким известным юзабилити-специалистам как Алан Купер, Якоб Нильсен и Джефф Джонсон. Как можно проверить нововведения до внедрения в реальном продукте: Даже тщательная подготовка не даст стопроцентную гарантию успеха. Одновременно с «потенциально опасными» изменениями человеку нужно дать положительное подкрепление — награду за то, что он рискнет и воспользуется обновленным интерфейсом. Предлагайте пользователям «попробовать» новую версию продукта, написать отзыв и получить подарок. Тогда одним «выстрелом» вы получите быстрый фидбек и подготовите пользователей к будущим изменениям. Например, недавно «Вкусвилл» обновил главный экран своего приложения, но при входе в приложение пользователя спрашивают, хочет ли он пользоваться новым дизайном главного экрана или остаться на старом. Также пользователь получает возможность переключать внешний вид главного экрана в настройках. «Тест-драйв» новой версии и возможность пользоваться старой версией работает до 1 июля. Итак, резюмируем: изменения в продукте нужны, но делать их нужно постепенно и с осторожностью, обязательно проверяя нововведения на целевой аудитории. Хотя, из каждого правила есть исключения.

Как мы воспринимаем изменения

1. Что не так? Что-то изменилось в продукте?

2. Насколько значимы изменения?
3. Можно ли доверять нарушителю?

4. Опасно ли изменение?

5. Полезно ли изменение?

6. Если недостатки перевесили преимущества, это вызовет сильный негатив


7. Если преимущества перевесили недостатки, то будет волна восторга





Как понять, что интерфейс пора обновить?
Что делать, чтобы пользователи позитивно восприняли изменения интерфейса?
И наконец, подкрепите изменения в продукте чем-то приятным для клиентов
