Главное Свежее Вакансии Образование
1 920 10 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как не схватить бан в поисковых системах: динамический контент против клоакинга

В интернете наступила эпоха персонализации. При этом вокруг технологии персонализации в Рунете разгораются дикие страсти. Мы регулярно получаем обвинения в том, что динамический контент — это клоакинг. Где правда?

В интернете наступила эпоха персонализации. Интернет-магазины отслеживают поведенческие факторы и рекомендуют конкретному клиенту интересные ему товары; контент посадочных страниц меняется в зависимости от запроса и даже поисковики делают персонализированную выдачу.

При этом вокруг технологии персонализации в Рунете разгораются дикие страсти. Мы регулярно получаем обвинения в том, что динамический контент — это клоакинг. Где правда?

В чем дело

Для начала вспомним матчасть: клоакинг (от английского cloak — маска, прикрытие) заключается в том, что пользователю и поисковым роботам на одной и той же странице выдается разная информация. Его создали для искусственного влияния на поисковую выдачу. Несколько лет назад факторы ранжирования Яндекс и Google были далеки от «человечности». Оптимизированная по всем правилам страница напоминала винегрет из ключевых слов.

Знакомая ситуация: сайт в ТОП-1, seo-шники потирают руки, владельцы бизнеса прыгают от радости, а потенциальному клиенту читать все это без слез невозможно. В итоге некие веб-мастера придумали гениальную вещь: «а давайте будем показывать роботам «нашпигованный» ключевиками текст, а пользователю человекоориентированный вариант».

Для различения роботов и посетителей проверяются IP-адреса или User Agent. С технической стороны все достаточно сложно, плюс необходимы имена поисковых роботов и база с IP-адресами.

Оказалось, что «овчинка стоит выделки» — сайт продвигается в выдаче, пользователи любят его за «близость к народу», если это коммерческая тематика — растет конверсия, соответственно, продажи.

Однако в действительности не все так радужно: метод больше использовался для манипуляций в погоне за трафиком. Например, пользователь ищет бесплатные музыкальные треки, а его перебрасывают на страницу интернет-магазина с дисками. Про порно-сайты скромно молчим: вот уж где поисковые спамеры разгулялись по полной программе) В подобных случаях контент для поисковиков может на 100% отличаться от содержания для пользователей.

Легальный клоакинг

Яндекс & Google объявили за клоакинг жесткие штрафные санкции, от пессимизации до бана. При том, что сами используют его элементы. Как так? Но для начала скриншот из хелпа Яндекса, где клоакинг и похожая технология дорвеев в почетных лидерах запрещенных методов:

b_55bb105b64388.jpg

Яндекс и Mail.ru по IP-адресу учитывают местонахождение пользователя и показывают ему локальные виджеты (карта города, погода, пробки, новости). Для Москвы одно, для Перми другое, Владивостока третье: самый простой пример под названием геотаргетинг. Гугл делает редирект (перенаправляет) на региональную версию при заходе на google.com.

Никто не против такого подхода, потому что это удобно: пользователь автоматически оказывается в «родной» среде.

Следующий пример легального клоакинга — товарные рекомендации в интернет-магазинах. Первым его освоил Amazon еще в 2005 году. Скажем, посмотрели вы детский рюкзак (карточку товара). При возврате на главную или при переходе в другие категории, в конце страницы видите блок «Рекомендации, связанные с тем, что вы смотрели»:

b_55bb10804e224.jpg

Если посетитель не купил одну вещь, магазин предлагает что-то похожее из ассортимента. Шансы на продажу существенно возрастают. По словам маркетологов Amazon, на товарных рекомендациях и апселлах (допродажа к основному заказу) они зарабатывают до 20% годовой выручки.

Далее идет колл-трекинг, когда под конкретный запрос показывается отдельный номер телефона. Подмена номера происходит автоматически. Владельцы сайта видят с какого запроса пришел лид, что позволяет сделать детальную аналитику.

По принципу клоакинга работают и системы a/b тестирования — для поисковиков одна страница, а для пользователей трафик делится поровну с исходной и тестовой версией (с другим заголовком, например). В результате одна часть видит вариант A, вторая — вариант B. Проанализировать эффективность страницы и повлиять на конверсию можно только с помощью a/b тестов.

Наконец, метод, который вызывает самые ожесточенные споры. Речь о динамическом контенте. Мы используем его в системе увеличения конверсии Yagla.

Динамический контент против клоакинга

Суть технологии в подмене части контента посадочной страницы под запросы пользователей из контекстной рекламы. Напомним, что в 99% случаев все ключевики ведут на одну и ту же страницу (в первую очередь в случае с одностраничниками). При том, что у разных пользователей разные мотивы и критерии выбора. Для кого-то важен производитель, кто-то ищет по цене, в кредит, по условиям доставки и так далее.

Еще больший разброс в услугах. Пример одного из наших клиентов — свадебное агентство. Вот только основные потребности: люди ищут тамаду, ресторан, организацию праздника «под ключ». Агентство предоставляет все эти услуги, трафик «гонят» на один лендинг. Да, можно «заморочиться» и сделать три страницы, но и этот шаг не покроет всю массу запросов, всех потребностей. А если у бизнеса двадцать видов услуг?

В этой статье мы показываем работу динамического контента в нише оптовых поставок: Как продать 10 000 товаров на одном лендинге

Более наглядно смотрите на примере лендинга автомастерской. Это оригинальный вариант:

b_55bb10fc4f541.jpg

А это вариант заголовка под запрос «замена топливного фильтра»:

b_55bb111315f69.jpg

Представляете, какая номенклатура услуг у автомастерской? Только основных категорий — 29, без углубления по маркам. Плюс допработы (установка сигнализаций, видеорегистраторов и т.д.) Море возможностей для гиперсегментации.

Пользователь переходит по объявлению и не копается в списке работ, а сразу видит то, что ему нужно.

Да, владелец сайта синхронизирует рекламную кампанию с Яглой, сам указывает подменяемые элементы в редакторе и вписывает, например, новые варианты заголовков под каждую группу запросов. Либо подписи к лид-формам, кнопки CTA, изображения на первом экране.

Повышение конверсии происходит за счет персонализации торгового предложения (оффера). Бизнес предлагает человеку ровно то, что он ищет. Вот вкратце как работает и что дает бизнесу динамический контент.

Важный момент: подмены происходят только по запросам из контекста. Органический трафик не трогаем.

Позиция «против»

Претензии сводятся к тому, что мы отдаем разный контент пользователям и роботам (смотрите первую часть определения Яндекса на верхнем скриншоте). И алгоритму поисковиков сложно отличить сайт с динамическим контентом от спамерской махинации с целью повлиять на выдачу.

Позиция «за»

Самое интересное, что Яндекс и Google спокойно воспринимают динамический контент когда он работает в рамках персонализации. Теоретически, конечно, владелец сайта может радикально изменить содержание страницы. НО это уже на его совести и не имеет никакого отношения к задаче сервиса.

Несколько месяцев назад мы задали вопрос по поводу опасений попасть в разряд клоакинга в службу поддержки Яндекса и получили следующий ответ: «Если посадочная страница релевантна объявлению и ключевому запросу, не будет никаких проблем».

По мнению авторитетного интернет-предпринимателя Майкла Кэмпбелла, последствия зависят от того, с какой целью применяется технология. А вот слова его коллеги Джона Херда: «Неприятности могут ожидать только при попытке ввести посетителя в заблуждение. Когда вы создаете страницу, максимально релевантную запросу, вы помогаете и посетителю, и поисковой системе».

Банят за обман и манипуляцию. Вспомним вторую часть определения Яндекс: «… с целью повлиять на ранжирование в поисковой системе». Учитывая стратегию персонализации, особенно у Google, это самое страшное преступление. Поэтому за клоакинг так жестоко карают.

А вот любое улучшение user experience (пользовательский опыт) тем же Гуглом только приветствуется. К чему мы, собственно, и стремимся.

В заключение два экспертных мнения по поводу существующих опасений. Они четко расставляют все точки над i.

Максим Уваров, директор по развитию сервиса K50

Алексей Довжиков, основатель сервиса автоматизации контекстной рекламы eLama, директор по развитию компании Trinet

P.S. Как видите, сама проблематика немного потеряла актуальность из-за серьезных перемен в концепции интернет-продвижения по сравнению с временами рождения клоакинга. Даже для «олдскульных» seo-оптимизаторов.

Если же тема до сих пор мучает, с готовностью ответим на ваши вопросы в комментариях.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Симулятор бизнес-процессов
Сервис имитационного моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Prolis Labkk
Яндекс уже прямым текстом посылает Яглу. В конце августа вводится новый алгоритм сортировки объявлений Директа, в котором кроме ставки будет учитываться и качество страницы (соответствие страницы поисковому запросу).
Так что, как и раньше, под запросы товаров, например, в кредит лучше делать отдельные посадочные страницы, а не складывать все яйца в одну корзину.
P.S. Люди клоакинг №1 и клоакинг №2.
Ответить
Vitamin.tools
Возвращай % с трат на рекламу. Инструменты Yagla и LPgenerator бесплатно
Алимов Александр
Дмитрий, динамический контент существует для того, чтобы улучшить соответствие страницы поисковому запросу. Так что вы сами себе противоречите.
P.S. Посмотрите еще раз видео. Внимательно.
Ответить
Симулятор бизнес-процессов
Сервис имитационного моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Prolis Labkk
В момент принятия решения о месте размещения объявления Яндекс не знает никаких динамических свойств страницы, поэтому при прочих равных условиях поставит это объявление ниже оптимизированной под запрос страницы. От этого трафик меньше, прибыли мыньше, дети плачут, а Ягла всё клоачит.
Ответить
Vitamin.tools
Возвращай % с трат на рекламу. Инструменты Yagla и LPgenerator бесплатно
Алимов Александр
One more: Посмотрите еще раз видео. Внимательно.
Ответить
Симулятор бизнес-процессов
Сервис имитационного моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Prolis Labkk
Ещё раз зарубите на носу, что поисковые системы очень не любят, когда индексируют одно, а пользователю подсовывается совсем другое. Блоки динамического контента типа рекомендаций не изменяют, а дополняют контент, поэтому не могут приниматься всерьез в качестве примеров в монологах незнакомых людей.
Ответить
Vitamin.tools
Возвращай % с трат на рекламу. Инструменты Yagla и LPgenerator бесплатно
Алимов Александр
Дмитрий, ну, если для вас это незнакомые люди, о чем речь...
P.S. Да, и слушали вы, видно, НЕвнимательно.
Ответить
Vitamin.tools
Возвращай % с трат на рекламу. Инструменты Yagla и LPgenerator бесплатно
Алимов Александр
Ну, и вдогонку мнение Сергея Кокшарова (надеюсь, в представлении не нуждается).
Ответить
Симулятор бизнес-процессов
Сервис имитационного моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Prolis Labkk
Эти уважаемые вами люди готовы рискнуть своими сайтами и уяглиться? Давать интервью адептам БМ на камеру - не мешки ворочать.
Ответить
Vitamin.tools
Возвращай % с трат на рекламу. Инструменты Yagla и LPgenerator бесплатно
Алимов Александр
...Тяжелый случай...
Ответить
AgriChain
AgriChain - комплексная онлайн система IT-решений для управления агробизнесом
Панченко Андрей
Директ все дороже.. и дороже...
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.