редакции Выбор
«Атмосфера напоминала секту, а методы маркетинга – зомбирование»: как я вела социальные сети сетевиков
На связи бывший SMM-щик агентства "Девять утра". Сегодня дебютирую сольно: расскажу, как несколько месяцев была SMM-щиком небезызвестного сетевого бизнеса и какие выводы сделала после этой работы.
Погружение в сетевой
Сохраним интригу (и мою профессиональную безопасность) и опустим название компании. Скажу лишь, что они производят духи, косметику, бытовую химию. На первый взгляд, ничего сверхъестественного: таких компаний десятки.
За несколько дней до старта
Я получила огромную длинную стратегию продвижения в социальных сетях, написанную менеджером проекта и маркетологом еще до моего прихода. В ней было множество активностей, интересных идей, качественных методов, а главное - интеллектуальная, взрослая и лояльная ЦА. Я подумала: черт, а это интересно! Скорее же приступим!
Разрыв шаблона произошел в первый же день. Реальная аудитория аккаунтов полярно отличалась от прописанной в стратегии. В основном это были люди без высшего образования и специальности, мамы в декрете... К ним нужно было выстраивать иной подход, и мы стали импровизировать на ходу.
Как строилась работа
Все требования по публикациям поступали от отдела маркетинга компании нашему менеджеру. Он передавал их мне и дизайнеру. Требования были очень размытыми: написать вкусный текст, сделать сочную картинку, добавить игривости в третьем абзаце, добавить сказочности во втором... Тексты и картинки переделывались по 5-6 раз, и все это зачастую происходило аккурат перед временем публикации, хотя мы всегда присылали сделанную работу заранее.
Я отвечала за контент-план на месяц, писала готовые публикации на неделю вперед и ставила их в отложки, отвечала на комментарии. Последних, кстати, всегда было море, поэтому загруженность на проекте была стопроцентной.
Трудности, проблемы и человеческий фактор
Есть проекты, которые сразу западают в душу. Их легко вести, сотрудничество с заказчиками идет слаженно, все правки и замечания конструктивны и оперативно направляются в работу. Но это был совсем не тот случай, потому что присутствовало немало негативных для меня факторов.
Страх
Вся атмосфера компании напоминала секту, а методы маркетинга - зомбирование. Некоторые истории подписчиков поражали: они уходили с работ, бросали бизнесы, закупали эту продукцию и благоговейно поклонялись создателю компании за это. Восхищение главой и его семьей было феноменальным, эти люди возведены в культ среди подписчиков. В комментариях даже бродил хэштег #божехрани(названиекомпании). А ведь им нужно было отвечать, и желательно в том же ключе: подхватывать мантру и внушать, что эта компания действительно божий помазанник. Быть к этому причастной было неприятно и местами страшновато.
Жалость к людям и нежелание врать
Структура сетевого построена так, что хорошо зарабатывают там только ТОПы. Это факт. Все привилегии: машины, квартиры, поездки и золотые горы, которые я обещала в постах - обман. Мне было жаль людей и не хотелось им врать.
Нелегко давалось и то, что я прекрасно знала о качестве продукции - на троечку. Знала и о том, что многие их преимущества сильно преувеличены, и оды сверх-качеству парфюмерии и косметики - тоже ложь. Но требования были жесткими: напиши, что это премиальный премиум, и более люксовых товаров они в жизни не видели. Я чувствовала, что сильно наступаю себе на горло.
Низкий уровень ответственности заказчиков
Как я уже писала, все правки почему-то поступали прямо перед публикацией поста. Например, если пост должен выйти в 11.00, мы с дизайнером в поте лица выясняли новые требования и исправляли готовые работы в 10.45. Но это лишь часть проблемного айсберга.
Основная сложность была с контент-планом: заказчики никогда не знали, что будут делать в следующем месяце. Все акции словно придумывались на ходу, и поэтому контент-план никогда не был четким и грамотным с точки зрения SMM. Он тоже менялся в последний момент. К примеру, если на 15 число мы ставили развлекательный пост, и спокойно к нему готовились, вечером 14 числа (или даже утром 15!) легко могла прийти внезапная акция, которую нужно срочно написать, сделать картинки и пустить в сети. Неопределенность, подвешенность, бешеная работа в последний момент угнетала и никак не способствовала профессиональной реализации.
У компании, не смотря на ее масштабы и известность, будто не было маркетингового плана. Девиз: "как пойдет". А мы, исполнители, ночами разгребали это, потому что "как пойдет" не работает.
Миллион претензий при отсутствии конструктивных предложений
Придирались ко всему: стиль, подача и даже личные качества исполнителей. Претензии были слабо обоснованы: не вкусно, недостаточно сладко, картинка недостаточно выразительна, мало магии, ведь (названиекомпании) - это волшебство!
У нас было 0 исходных данных: только старые фотографии и короткие сообщения в мессенджерах. Мы запрашивали видео-контент и интересные факты о компании, чтобы как можно больше вовлечь и заинтересовать аудиторию. Но ни одного видео или действительно стоящего факта мы не получили, и все наши предложения затухали из-за отсутствия обратной связи.
Выводы
Возможно, статья кажется однобокой, потому что я не имею права показать доказательства и назвать имена. Но все же я пожелала рассказать об этом опыте, потому что сделала важные профессиональные выводы.
1. Если чувствуешь, что наступаешь на горло принципам, и терпеть это слишком сложно - не бери проект. Искренне не получится, а себя замучаешь. Лучше от этого не станет никому.
2. Без обратной связи от клиента нет качественного продвижения - факт! И я уже писала об этом в статье “SMM-щик не всесилен”. Отсутствие коммуникации давит на специалиста, он изводит себя чувством вины. Не надо так.
3. Сетевой - это всегда ложь и много напускного, нечестного, преувеличенного. Кому-то в нем хорошо, но не мне. А значит, в эту сферу я больше не сунусь. Но ведь не попробуешь - поймешь, верно?
4. Если реальная целевая аудитория расходится с прописанной в стратегии - это даже не звоночек, это колоколище! Будет море проблем, правок, несоответствий и, опять же, изъеденных нервных клеток.
5. И, наконец, последнее: видишь хэштег #божехрани(названиекомпании) - беги!
Вот такая импульсивная, эмоциональная и искренняя дебютная статья. Минутка рекламы: если нужны тексты, статьи или редактура ваших материалов, вы попали по адресу. Пишу, редактирую, делаю рерайт. Более 300 написанных статей и 4 года в мире текстов. Пишите на dearannie32@gmail.com или в группу ВКонтакте.
Личный блог в Инстаграм: пишу о психике, людях, женщинах и злободневных темах.