Кадр из к/ф «Самогонщики».
Вам может сейчас показаться, что я ненормальный или мне столько же лет, сколько динозаврам, потому что мое мнение расходится с общепринятым, но мне плевать...
Я скажу вам вот что ... Выбирать нишу или продукт нужно своим сердцем. Вам должно это «жутко нравиться» делать. Какой критерий? Вы вдруг понимает, что вы не можете этого не делать. Это сравнимо с чувством влюбленности. Давид Ян (CEO ABBYY) об этом так и говорит: «Я бизнес начинаю с влюбленности».
И я тоже... Не нужно смотреть за трендами, какая ниша сейчас или потом будет популярной, прибыльной... Не нужно слушать никого. Даже меня, если это расходится с вашим мнением и вашими чувствами. Но я не призываю вас бросаться в бизнес, как в омут с головой. Одной влюбленности недостаточно. Сохраняйте здравомыслие. Поговорите с людьми. У Давида Яна — это жена Алена. Спросите у тех, чьему мнению вы доверяете, насколько это здравая идея? За идеей следует бумажный прототип. Об этом ниже.
Традиционный вопрос, который обычно задают начинающие предприниматели: «Скажите, а какая ниша сейчас прибыльная ?»
Я говорю, что нет смысла строить бизнес, смотря на то, что делают другие и идти туда, куда идут все. Включите голову. Если вы идете туда же, куда и все, что вы получите? Тоже, что и все. Вы можете конечно создать какую-либо «лучшесть» или влезть в микронишу, как бритва в щель между кладкой камней в пирамиде Хеопса. Что вам это даст?
Возможно я старомоден, но считаю, что выбирать продукт, услугу нужно основываясь на:
своих компетенциях, умениях, навыках и/или, вашей страсти и желании что-либо делать, даже без денег Критерий выбора ниши, отрасли:
В ней должны быть деньги и/или потенциальные клиенты сейчас или в ближайшем будущем. Если нарисовать это в виде нескольких кругов, то в их пересечении будет лежать ваш ответ. Все потребности, как правило уже закрыты. Вы можете найти только новый способ их удовлетворения, либо решить боль клиента тем способом, который он не видит сейчас. Базовые человеческие потребности в еде, в жилье, здоровье, сексе, в развлечениях, в общении и т.д. остаются и не меняются уже тысячелетиями. Меняется только способ их удовлетворения с развитием технологий и времени. Все !
Идем дальше ...
1) Дорога под названием «свой бизнес» займет все ваше время. И не месяц и не год... Если вы выберете не свою тему, не близкую вам, то достаточно быстро наступит внутреннее выгорание и тогда даже деньги не смогут вас мотивировать дойти до конца.
2) Зачем тратить свое время — жизнь, ведь это невосполнимый ресурс, в отличии от денег, чтобы заниматься нелюбимым делом ? Вам для этого нелюбимой работы будет достаточно. По статистике 75% людей ходят на работу, которую они ненавидят. Страх потери стабильного дохода не дает им сделать другой выбор.
Кто хочет пойти все-таки «своим путем», тому рекомендую следующие простые шаги:
Посмотреть более развитые рынки, обычно это Штаты или Европа. Реализована ли ваша идея там? Если да, то изучайте как. Найдите все, что есть по этой теме и изучите. Затем просто скопируйте и адаптируйте ее на нашем рынке. Пример: «КупиVIP», CarPrice, LaModa, FixPrice, «Пятерочка», «Яндекс.Такси» и т.д. Посмотрите во что вкладывали деньги инвесторы или инвестфонды. В какие компании, в какую отрасль, в какую область, профиль и т.д. Смотрите в динамике. Вложили-Получили. Будет представление об окупаемости сходной модели. Посмотрите в Google AdWords и в «Яндекс Wordstat» есть ли запросы клиентов по вашему продукту и нише. Вы увидите ответ на вопрос: «А это кому-то надо ?» Посмотрите модель конкурента, найдите слабые места и создайте свой продукт, дополнив существующий на рынке ... и т.д. и т.п. Способов достаточное количество ...
Не могу не привести варианты выбора ниши и продукта, которые сам использовал. Я искал что мне делать, после того, как сгорело мое производство в 2015 г. Тогда я остался с долгом в 65 млн.р, и спустя год безрезультатной борьбы за восстановление бизнеса, стал бомжом, без жилья и без копейки денег. Об этом можно почитать здесь .
Поиск своего нового бизнеса я искал исходя из трех критериев: 1. Знание проблемы2. Знание технологий3. Знание каналов
Если у вас нет компетенции хотя бы по одному из этих пунктов, не советую начинать свой бизнес !
Первое. Знание проблемы Мой новый бизнес я построил на том, что я знал проблему своего конкурента и именно это натолкнуло меня на идею и решение. У него «зависла» ткань на миллионы рублей и он не знал, что с ней делать. Об этом я писал здесь .
Второе. Знание технологий Я обладал технологией, знаниями, как из куска ткани сделать другой продукт. В данном случае, это сложное технологическое изделие, чехол для кресел конкурента. Затем это были чехлы для ИКЕА и позже я стал шить одежду. Для сложных технологических изделий я знал кто мне нужен из специалистов и где их найти.
Третье. Знание каналов Знание каналов доставки или распространения продукта. Я знал кому и как можно это продать.
Знание проблемы и знание кому и как это можно предложить и продать — это самое главное в этой схеме.
Большинство компаний разоряются из-за того, что у них нет понимания или знания проблемы своих клиентов и нет понимания, как доставить решение до них.
Вы помните печальную статистику стартапов ? Из 10 компаний 9 закроются.
Это больно, но это нужно принять во внимание, что ваш бизнес может оказаться неудачным. Что я хочу этим сказать? Вам понадобится стойкость, чтобы принять поражение, встать на ноги и продолжить движение к цели ...
Если вы к этому готовы, тогда читайте дальше...
Вот вы выбрали свою нишу и продукт. Что будете делать потом? Бежать за деньгами?
Ни в коем случае! Не дай Бог, чтобы вы нашли деньги. Ну инвестору вы с идеей не интересны, а вот в банке вам могут дать денег, если у вас есть что заложить. Но не делайте этого!
Вначале протестируйте свою идею.
Шаг № 3. Тест идеи или бумажный прототип.
Кадр из к/ф «Самогонщики».
Ничего не надо разрабатывать, ничего не надо инвестировать, надо сделать бумажный прототип. Что я имею ввиду? «Притворитесь», что у вас уже есть то, что вы собираетесь продать.
Вам нужно сделать рекламу, того, чего пока нет. Сделайте объявление в соц. сетях или распечатайте объявление на принтере и повесьте его на столбе. Я не знаю какой у вас бизнес. В крайнем случае, на бесплатном конструкторе сделайте лэндинг пейдж.
Сделайте простое рекламное объявление своего продукта. Без денег, без привлечения каких-либо ресурсов и попытайтесь его продать ! Продать будущим покупателям !
Как это сделать?
Да очень просто. Мы живем в 21 веке и естественно мои способы покажутся кому-то старомодными, но они работают! И этот способ сохранит ваши деньги. А они еще вам понадобятся, поверьте ...
Напечатайте объявление форматом А4 на простой писчей бумаге и идите к вашим покупателям, к тем кому вы собираетесь это продавать. Идите к ним и говорите с ними. А что говорить? Говорите, что вот вышел такой-то продукт, что вы думаете об этом? Вы бы купили его прямо сейчас? С какой вероятностью? Я обычно оцениваю по 10-ти бальной шкале. Если у вас большинство ответов будет в районе 9-10, то смело можете идти и внедрять вашу идею. Если 20-30%, то это значит, что вы нашли что-то стоящее... Если большинство будет меньше 9, попробуйте докрутить идею, чтобы при повторном опросе было 9-10. Если по-прежнему нет, — откажитесь от нее.
Какая должна быть выборка? Хотя бы 15-20 человек. Но это должна быть ваша ЦА (Целевая аудитория). Лучше, конечно, 100 человек, но такого количества вы можете и не собрать.
Этот тест называется «вначале имитируй, потом делай». Но не надо тешить себя надеждой, что вы сделаете сразу нужный клиенту продукт. Чтобы моя продукция начала продаваться, я сделал 4-5 «разворотов», относительно первоначальной идеи.
Я разработал «минимально работающий продукт» (MVP) и тестировал его точно также, как и бумажный прототип. Я просил оценить своего клиента очередную версию продукта по 10-ти бальной шкале. И улучшал-улучшал-улучшал свой прототип...
Крайне редко вы стартуете с какой-то одной идеей и затем именно ее и внедряете. У вас, как и у меня, может быть достаточно большое кол-во разворотов. Вспомните Airbnb. Они зашли на рынок с идеей надувных матрасов в съемных домах, а вылилось это в сдачу чужого частного жилья. Где сейчас их идея с матрасами ? И это абсолютно нормально.
Важно, чтобы пока у вас не кончились деньги, найти своего пользователя и доделать свой продукт или услугу. Поэтому делайте тесты продукта/услуги, как можно быстрее.
Вам нужно пройти эту «долину смерти». В конечном итоге, если вам удается найти продукт, которым начали пользоваться и спрос начал расти, вы близко подошли к тому, что готов покупать ваш клиент.
Очень важным критерием являются еще и повторные заказы. Не хотел давать вам никаких терминов, но видно не избежать. Эта стадия называется Product/Market Fit.
После того, как вы прошли эту стадию, вы можете идти за деньгами. Не раньше !Деньги вам понадобятся для масштабирования.
Коротко так.
Если вы никогда не имели свой бизнес,
работали в найме, накопили достаточный опыт,
но не знаете как его применить и не можете придумать чем заниматься,
чтобы иметь собственный доход или начать свой бизнес с нуля, без вложений, то
Я могу вам помочь.
Я провожу бесплатные консультации, чтобы отобрать людей на курс
«Как начать свой бизнес с нуля». На консультации мы с вами определим, чем вам лучше заниматься, что вам ближе по душе и что мешает вам начать свое дело.
В итоге Вы получите краткий план действий, узнаете с чего начать и что нужно делать прямо сейчас.
Каждый месяц я провожу только 10 консультаций и отбираю 3-х человек, которых доведу до результата.
Я помогу построить свой бизнес и получить первые деньги от клиентов
Чтобы записаться на бесплатную консультацию, заполните форму, пройдя по ссылке ниже.
Записаться можно здесь:
https://forms.gle/uULqqrJzEDNmHvGZA
Сайт: posmygaev.ru