Суровый русский маркетинг в малом бизнесе крутится вокруг концепции «У кого дешевле». Все рекламные кампании направлены на конкурирование по цене. Скидки, акции, распродажи, экономия на упаковке, качестве продуктов и обслуживании клиентов. Главная цель биомаркетинга — получить конкурентное преимущество за счет улучшения взаимодействия со всеми элементами бизнес-системы. В живой природе есть все необходимые примеры взаимодействия, которые формировались на протяжении миллионов лет, оставляя самые лучшие практики. Наблюдение за живой природой позволяет найти уникальные методы взаимодействия и адаптировать их под бизнес:
Привлечения внимания Распространения информации Партнерских отношений Дизайна. Элементы биомаркетинга Важной составляющей биомаркетинговой стратегии являются все элементы экосистемы бизнеса.
Сотрудники Партнеры Клиенты Конкуренты В биомаркетинге учитываются маркетинговые отношения с каждым из элементов, где цель взаимоотношений — это получение дополнительных ресурсов. Для построения маркетинговых отношений с каждым из элементов, необходимо определить, какие цели преследует элемент, чтобы предложить максимально выгодные условия сотрудничества. Например, в природе целью пчелы является сбор мёда через опыление растений, а цель растений — перенести пыльцу с тычинок на рыльца пестиков. Таким образом, оба получают то, что хотят, при этом помогая друг другу. Главное, что каждый из элементов взаимоотношений делится с другим теми ресурсами, которых у него в избытке. Пчела отдает ресурс «Распространение информации», а растение делится ресурсом «Нектар». Основные виды ресурсов, которые интересны разным элементам системы:
Ресурсы для вашего бизнеса Распространение информации — чтобы у вас росла прибыль, потенциальные покупатели должны много и часто сталкиваться с вашим брендом. Товары и услуги — полиграфия, доставка, клининг, реклама, конференц-зал — все, что вы себе только можете представить, можно получить по бартеру, главное — выяснить, какой ресурс нужен вашему партнеру, и обменяться. Рекламный бюджет — зачем самому оплачивать весь рекламный бюджет для своего бизнеса? Создайте коллаборацию с другим продуктом и делите расходы пополам. Финансы — для организации событий иногда вам потребуются просто деньги на рекламный бюджет, которые могут дать вам ваши партнеры. Ресурсы для сотрудников: Финансы — здесь все максимально просто, вы даете возможность формирования дополнительного дохода на рабочем месте. Комфорт — упростите вашим сотрудникам некоторые сферы взаимодействия с вашей компанией (организуйте такси домой, доставку обедов, поход в спортзал, новые кресла и т.д) взамен на дополнительную работу (выкладывать сторис, носить мерч в свободное время и т.д). Признание — устройте игровой процесс, в котором сотрудники будут сражаться за главный приз, выполняя небольшие дополнительные указания, таким образом можно разжечь огонь и энтузиазм. Ресурсы для партнеров: Для начала определим, кто подходит для статуса «партнер».
Журналисты местных изданий — они помогут нам организовать интервью и осветить события в СМИ, да и вообще дружба с журналистами это супер-бонус.
Смежный бизнес — это компании, которые оказывают услуги или продают товары в смежном сегменте, например, вы строите дома, смежные сегменты: Продажа участков, сервисы с проектами домов, дизайнеры. Отлично подойдут партнеры в одном сегменте, например, если вы продаете «премиальный» продукт, то определите список бизнес-партнеров, которые тоже работают в премиальном сегменте.
Поставщики и подрядчики — это очень заинтересованные компании, которым важно, чтобы ваш бизнес рос и вы больше с ними сотрудничали.
Лидеры мнений — это люди, обладающие целевой аудиторией, которая вам интересна. Лидером мнений может быть блогер, медийный предприниматель, спортсмен, музыкант, актер, лидер движения мамочек, глава профсоюза. Главное, чтобы у него был доступ к живой аудитории от 1000 человек.
Услуги для населения — вам нужны партнеры, у которых есть большой ежедневный трафик. Кафе, бары, рестораны, парикмахерские, салоны красоты, барбершопы.
Иждивенцы — возьмите под крыло детскую спортивную команду, помогайте некоммерческим организациям, детскому дому и другим вариантам спонсорства.Теперь переходим к тому, какие ресурсы могут быть интересны потенциальным партнерам.
Распространение информации — большинство ваших партнеров, это другие компании, которым тоже очень важно получать дополнительные рекламные охваты и расширять зоны собственного влияния. С ними можно договориться о взаимном пиаре, разработке совместных акций, повышении ценности продукта с помощью подарков от партнеров, формировании общего рекламного бюджета. Товары и услуги — возможно, вашему потенциальному партнеру хочется воспользоваться вашими продуктами и услугами без оплаты, а взамен вы можете попросить то что необходимо вам. Признание, уникальный контент — если вы создаете уникальные продукты, услуги или события, кому-то из партнеров будет достаточно стать первым, кто расскажет людям о новом событии. Люди любят делиться необычными новостями. Ресурсы для клиентов: Товары и услуги — главный ресурс — это ваши товары и услуги, которые клиент получает за свои деньги, однако вы можете стимулировать его выполнять простые действия и делиться с вами ресурсами взамен на подарки от вашей компании или компании партнера. Признание, уникальный контент — если вы создаете уникальные фишки, клиенты сами будут создавать контент с вашим брендом. Финансы — кешбек с каждым годом набирает все больше популярности у клиентов. Возвращайте деньги от покупки, начисляйте за приведенных клиентов, платите за публикации в сторис или придумайте другие задания. Ресурсы для конкурентов: Финансы — если у вашего клиента есть потребности, которые вы не можете реализовать по каким-либо причинам, а ваш конкурент может. Вы обязаны сотрудничать с конкурентами и передавать им заказы за процент от сделки. Распространение информации — с конкурентами можно объединиться для организации выставки, ярмарки, конференции и других информационных мероприятий, который точно пойдут на пользу каждому из вас. Главная мысль — необходимо взаимодействовать с каждым элементом системы таким образом, чтобы оба элемента получили новые ресурсы.
Это были основы биомаркетинга, а информация о дизайне, привлечении внимания и распространении информации будет в следующих статьях.