Запуск своих курсов даёт возможность не только оценить потенциальных стажёров, но и подтянуть их до необходимого уровня, развить их навыки под задачи конкретно вашей компании.
Разработку программы курса стоит начать с понимания, какие навыки будут нужны сотруднику через год и полгода после начала работы в компании.
Затем продумайте, что потенциальный стажер должен знать до обучения, чему лучше научить на курсах, а чему — уже во время стажировки.
Совет: если освоение навыка требует индивидуального подхода, и ему сложно обучаться на общей лекции, то его желательно перенести на стажировку.
Найдите аудиторию, соответствующую задачам в вашей компании Чтобы составить программу, необходимо определиться, кого вы будете учить. У работодателей на старте часто возникает желание работать только с самыми-самыми умными, талантливыми и одарёнными. Однако это не всегда имеет смысл.
Подумайте, какие люди необходимы вашей компании. Если вы не работаете над сложными наукоёмкими задачами, нет смысла ограничиваться только лучшими выпускниками топовых вузов. Так вы рискуете отсечь подходящих для вашей команды кандидатов. В то же время не стоит занижать планку и работать с теми, кого придётся подтягивать слишком сильно.
Состыкуйте программу своего курса с уровнем знаний аудитории Когда определитесь с аудиторией, состыкуйте свою программу с ожидаемым уровнем знаний. Если планируете набирать студентов конкретного вуза или выпускников других курсов, узнайте, что уже входит в их программы обучения.
В KTS большая часть сотрудников — выпускники МГТУ им. Баумана, поэтому мы работали и продолжаем работать с этим вузом. Во многом мы подстраиваем программу под него. Преподаватели, в свою очередь, идут навстречу и рады отправить студентов и выпускников на курсы, где можно углубить знания, полученные в вузе.
Сделайте домашние задания похожими на рабочие задачи Постарайтесь включить в программу задания, приближенные к тем, с которыми потенциальный стажер столкнётся при реальной работе.
Регулярно обновляйте программу Любая компания — живой и развивающийся организм. Меняются задачи и требования к навыкам, которыми должен обладать начинающий специалист.
Перед каждым запуском курса нужно вновь задать себе вопросы: нужно ли будущему стажёру для работы всё, чему он будет учиться на курсе? Хватит ли навыков, полученных в нашей школе, для того, чтобы выполнять задачи в рамках стажировки?
Онлайн или оффлайн? Как выбрать Вы поняли, что хотите учить потенциальных стажёров, и определились с тем, чему. Теперь нужно решить, в каком формате проводить обучение. Плюсы и минусы онлайн- и офлайн-обучения общеизвестны, поэтому просто прикрепляю сравнительную таблицу:
Помимо онлайн- и офлайн-обучения есть ещё и смешанный формат. На первых блоках курса больший упор стоит сделать на онлайн-обучение, где лекции записаны заранее, а задания проверяются автоматически.
К концу курса можно провести офлайн практические занятия, например, в вашем офисе, чтобы ученики лучше прочувствовали рабочую атмосферу компании. Это поможет без лишних затрат отсеять тех, у кого недостаточно мотивации, знаний или времени.
Как выбрать позиционирование
Прежде чем запускать курсы, нужно решить несколько вопросов относительно позиционирования и продвижения.
Любой образовательный продукт на рынке конкурирует со Skillbox и другими крупными платформами онлайн-обучения. Если вы используете курсы для рекрутинга, нет смысла соревноваться в продаже мечты с «войти в IT»-курсами. Акцентируйтесь на том, что реально можете предложить.
Например, сильная сторона KTS — непрерывное развитие сотрудников. Наши курсы — спартанский лагерь для тех, кто хочет расти как во время обучения, так и во время работы. На первые три года у нас есть четкий план развития, а после трех лет понятные направления, в которых можно развиваться. Впрочем, особенности развития сотрудников — это тема отдельной статьи.
Фильтровать на входе или брать всех и оставлять «выживших» Подумайте, является ли ваш курс «клубом для избранных» или общим «марафоном».
В первом случае вы сможете плотнее работать с учениками, заранее отобрав лучших. Небольшое количество людей на курсе позволяет уделить больше персонального внимания и создать более эффективную систему обучения. Минус предварительного отбора в том, что вы можете отсеять кандидатов с высокой обучаемостью и работоспособностью из-за низких знаний на старте.
Если ученики вашего курса не проходят предварительный отбор, вы можете оценить в деле большее количество людей, но теряете возможность уделять пристальное внимание каждому ученику в отдельности.
При большом наборе приходится опираться на объективные показатели вроде вовремя сданного домашнего задания. Будьте готовы к тому, что с талантливыми людьми, которым не хватает дисциплины, придётся попрощаться.
Совет: если при проведении курса вы работаете с широкой аудиторией, это приносит пользу HR-бренду компании. Запуская свою учебную программу, вы демонстрируете экспертность вашей команды и повышаете узнаваемость компании. Это создаст вам репутацию среди коллег по сфере.
Кроме того, бывшие выпускники будут более лояльны к компании. Когда они получат другой опыт работы и вырастут как специалисты, они могут вернуться к вам на позицию мидла и выше. Для этого стоит собрать контактную базу и периодически рассылать объявления об открытых вакансиях.
Как мы перешли к широкой аудитории и поэтапному отсеву Изначально школа разработчиков Metaclass прицельно работала со студентами московских вузов. Мы проводили строгий отбор будущих учеников. При переходе в онлайн-формат мы решили изменить подход и работать с более широкой аудиторией для развития HR-бренда компании и отсмотра большего количества кандидатов.
С ростом количества учеников на курсе растёт и нагрузка на преподавательский состав. Для того чтобы упростить жизнь кураторам Metaclass, мы перешли от онлайн-лекций к записанным заранее материалам и почти полностью автоматизировали проверку домашних заданий.
В какой системе мы ведем обучение
Для того, чтобы снизить организационную нагрузку при проведении курсов, мы разработали систему для администрирования учебных курсов (LMS) UClass. С его помощью можно автоматизировать прохождение учебного материала и сдачу домашних заданий.
Этот сервис мы не только используем сами, но и помогаем запускать на нём образовательные продукты для заказчиков.
В качестве дополнения к UClass мы создали интегрированную в браузер среду разработки — Меркурий. Особенность Меркурия — возможность развернуть среду разработки с подключёнными сторонними сервисами прямо в окне браузера . Это избавляет наших учеников от необходимости устанавливать дополнительные программы на компьютер и существенно облегчает процесс проверки кода во время прохождения курса.
Меркурий мы тоже продаём как сервис для других школ
Итого. Что нужно сделать перед стартом школы Собственная школа — инструмент развития HR направления компании. Курсы позволят вам заранее познакомиться с кандидатами и быстрее интегрировать их в вашу команду. Помимо этого, они мотивируют вас заранее продумать систему развития сотрудников. Однако, для того чтобы этот инструмент полноценно раскрыл свой потенциал, перед запуском школы нужно продумать:
Учебную программу и то, как она соотносится с потребностями вашей компании и вашим представлением о будущем ученика и стажера в коллективе. Формат проведения курсов. Хотите ли вы проводить занятия онлайн, оффлайн или же в смешанном формате. Позиционирование вашего образовательного продукта. Подумайте, на какую аудиторию вы рассчитываете свой продукт, какой стартовый уровень знаний в предмете необходим для того, чтобы комфортно усвоить ваш учебный материал. С какой аудиторией и в каких масштабах вы хотите работать. В том, чтобы работать с маленькой аудиторией, есть плюсы, можно прицельно отобрать людей, которые вам подходят. В тоже время, работая с большим количеством учеников, получится оценить в деле множество потенциальных стажеров и после сосредоточиться на тех, кто отвечает вашим требованиям.