Личный кейс покупки автомобиля из Китая от CEO digital-агентства: как бизнес‑процессы повышают LTV, доверие и продажи

Привет, меня зовут Илья Федулов и уже много лет мы вместе с Darvin Digital пытаемся донести, что удержание клиента важнее привлечения, процессы ценнее рекламы, а прозрачность побеждает эмоции. И это не просто красивая фраза для статьи: мы действительно говорим об этом давно.

LTV — главный показатель зрелости компании. Клиент, у которого выстроен позитивный опыт, остаётся с вами. Клиент, который чувствует хаос и неразбериху, уходит. Поэтому убеждаю всех и всегда измерять LTV и вкладываться в сервис. Зачем? Привлечение нового клиента обходится в 5-7 раз дороже, чем удержание существующего. Шансы продать что-то постоянному клиенту в разы выше — порядка 60-70% против 5-20% для нового.
Этот текст о том, как я сам стал клиентом. Когда вся сухая теория превратилась в очень личный опыт — полный эмоций, неожиданностей и выводов, которых не получишь из презентаций. Итак, делюсь своей историей, подкрепляя её профессиональными инсайтами.
Одно видео — и я уже клиент
История началась банально. Мой друг Роман скинул мне видеообзор нового Geely Galaxy Starship 7 от Давидыча: «Глянь, мол, какая тачка». Ни планов менять машину, ни даже мыслей таких у меня не было. Но видео зацепило: дизайн, фишки — эмоция сработала! В один момент я ловлю себя на мысли, что уже представляю эту машину у себя во дворе. Стоит заметить, что на это повлиял и прошлый мой опыт: предыдущий автомобиль у меня тоже был марки Geely, и за 4 года владения он ни разу не доставил никаких проблем. Дилер и сам бренд отлично относились к клиентам, авто только радовал, поэтому я заранее решил, что следующая покупка будет у Geely. Одним словом, я клюнул на крючок и сам того не заметил оказался на вершине воронки продаж.
Интересный момент: в обзоре Давидыча была реклама другого импортёра. Но в моём случае спрос создал сам продукт, а не компания-импортёр из рекламы. Машина меня заинтересовала сама по себе, и я не побежал сразу к спонсору обзора. Вместо этого я оставил заявки сразу в нескольких компаниях, которые занимаются продажей и импортом автомобилей — посмотрим, кто как отреагирует. Одной из них была LikeAvto.
Роман мне тут же написал отдельно: мол, есть такая надёжная команда, у них, вероятно, и цены лучше. Я отправил контакт через их Telegram-бот и оказался на втором этапе воронки: проявляю явный интерес к продукту. Здесь многие маркетологи забывают: клиент «клюёт» лишь однажды — дальше его должен подхватить отлаженный процесс. Именно скорость реакции и качество первого контакта часто решают судьбу сделки. По данным опросов, 78% клиентов выбирают компанию, которая первой ответила на заявку. Если ваш маркетинг привёл заинтересованного человека, а внутренние процессы не подхватили его в первые минуты — считайте, что маркетинга и не было. Исследования также подтверждают: ответ в первые 5 минут делает вероятность конверсии в 21 раз выше, чем ответ спустя полчаса.
Надо сказать, я попал в тот самый момент, когда рынок начало лихорадить: по новостям муссировали слухи о скором повышении «утильсбора» на ввозимые автомобили. Цены могли взлететь в любой день, все вокруг нервничали. И что смешно — я сам впал в состояние лёгкой паники: «Надо успеть купить, пока не подорожало!». Казалось бы, я профессионально понимаю, как работают эти триггеры дефицита, но всё равно попался на эту удочку. Опыт поиска машины на фоне внезапных изменений подсказал мне важную вещь: когда вокруг хаос, клиенты подсознательно тянутся к тем компаниям, где есть порядок. В период неопределённости я искал не самую низкую цену и не красивые обещания — мне хотелось опоры и уверенности, что сделка пройдёт гладко на фоне рыночной бури. За последние годы мы пережили не одну такую «бурю»: пандемию, которая парализовала логистику и офлайн-бизнесы, СВО, которая изменила рынок импорта и вызвала резкие колебания спроса, и взрывной рост интереса к диджиталу, когда на рынке начался настоящий ажиотаж на IT-специалистов. В каждом из этих периодов клиенты искали не креатив и эмоции, а стабильность и уверенность, что их не подведут. Именно умение дать клиенту ощущение порядка отличает бренды с высоким LTV от тех, где покупатель совершает разовую сделку и исчезает. LTV — это про ощущение, что с тобой работают системно и стабильно. Честно признаюсь, у меня были наивные ожидания насчёт импорта авто из Китая. Казалось, что это какая-то полусерая история: переписки в WhatsApp, размытые фотки машин, документы с ошибками... В общем, бардак. Реальность оказалась совсем другой. С первой же коммуникации с выбранным продавцом — компанией (о ней расскажу дальше) — я попал в хорошо организованную систему. У ребят всё через CRM, статусы сделки отслеживаются, регламент SLA по ответам, клиента ведут по этапам, многое автоматизировано. Так появляется доверие и уверенность, что всегда получишь ответ или помощь в оговорённые сроки. У меня сложилось устойчивое ощущение, что каждый шаг заранее продуман, а любые отклонения под контролем. Если честно, я удивился. Ведь ожидал увидеть хаос. По сути, то же самое мы в Darvin Digital пытаемся донести до наших наших клиентов: выстраивать культуру процессов и прозрачность для их клиентов, чтобы росли лояльность и LTV. Я вижу, как нечасто компании работают эффективно. И тут я лично прочувствовал, как это выглядит со стороны покупателя, когда сделано ХОРОШО. Вернёмся к заявкам. Напомню, я оставил запросы нескольким компаниям сразу — хотел посмотреть, что предложат. Часть вообще не ответила, где-то мне прислали дежурные отписки, а одна компания и вовсе перестала выходить на связь после первого ответа. В общем, классика жанра. На эту тему есть давнее исследование Bain & Company: 80% компаний уверены, что у них отличный сервис, но только 8% клиентов с этим согласны. Я теперь ощутил это на себе. На этом фоне выгодно выделился LikeAutoLikeAvto. О них, кстати, первым упомянул мой друг Рома. У LikeAvto, по его словам, репутация надёжной команды, и даже, возможно, цены ниже, чем у конкурентов. Плюс у них есть очень крутой блог на YouTube с участием Мистера Ли, который я глянул, — сразу видно, что ребята варятся в теме и открыто показывают процессы. В общем, я оставил контакт через их бота. Как итог, именно LikeAvto через короткое время меня «подхватила». И случился мэтч. Что они сделали по-другому, что сразу внушило доверие? После пары дней обсуждений и проверки машины мы заключили договор, и я внёс оплату. Вот тут и началось самое длинное и потенциально нервное для любого клиента — ожидание. Импорт автомобиля — цикл небыстрый: покупка, доставка из другой страны, таможня, логистика до моего города. Многое могло пойти не так, и я заранее готовил себя морально к возможным сюрпризам. Но каждый этап сделки прошёл как по маслу. Расскажу, что именно спасало мои нервы: Важно отметить ещё одну деталь: всё это я проходил не один. Вместе со мной на каждом этапе был мой друг Роман Ефремов. Помните, это именно он прислал мне видео Geely Starship 7? И тоже захотел купить эту модель. Мы с ним постоянно обсуждали рынок, переживания, общались с менеджерами, сверялись по каждому этапу. Наш путь был синхронным от первого «ДА» до получения машин. Причём в начале нам обоим говорили, что найти такие машины практически невозможно. Спрос бешеный, предложения — на грани исчезновения. Но нашли буквально на следующий день. 17 сентября я познакомился с менеджером по подбору, а уже утром 18-го мне написали, что появилась редкая предмаксимальная комплектация и в подарок идут функции, которые обычно доступны только в самой топовой версии. Таких машин, по словам менеджеров, осталось всего 3 на весь Китай. Мы с Романом приняли решение буквально за 10 минут и оба заказали Starship 7. Всё дальнейшее: документы, оплата, логистика, сопровождение — прошли бок о бок. Это, без преувеличения, усилило моё спокойствие: мы всё обсуждали, сверялись, поддерживали друг друга на фоне тревоги и негатива от других. К чему это я? У LikeAvto есть открытый Telegram-канал, где клиенты делятся своими отзывами. И как это часто бывает, большинство сообщений — негативные. Не потому что всё плохо, а потому что люди чаще пишут, когда чем-то недовольны. Когда всё прошло идеально — просто молчат. От несогласия я сам тогда написал туда сообщение. Это, кстати, не только личное наблюдение. По исследованию компании Zendesk, люди гораздо охотнее делятся негативным опытом, чем положительным. Согласно их данным, 95% пользователей готовы рассказать о плохом опыте, тогда как о хорошем — 87%. При этом 54% делились негативом с пятью и более людьми, а позитивом — только 33%. В социальных сетях 45% делились плохим опытом, и лишь 30% — хорошим. Эти цифры наглядно показывают: даже если у клиента всё прошло идеально, он может не оставить отзыв просто потому, что это «нормально» и не вызывает импульса делиться. А вот если что-то пошло не так — написать пост, пожаловаться или выплеснуть эмоции гораздо проще. Мой друг Роман, к слову, тоже не новичок в теме репутации. Он основатель компании ProjectQ и отлично знает, что идеальная репутация в интернете — это не совпадение, а системный труд. В этом кейсе мы писали, как классный сервис уже помог ему увеличить продажи в 60 раз! Особенно ярко отлаженные в компании процессы проявляют себя, когда начинаются проблемы. И у нас они начались не из-за людей, а по независимым обстоятельствам. Где-то в конце пути начались задержки: в Сибири ударили снегопады, на трассах образовались многокилометровые заторы, склады перегружены, логистика застопорилась. Автовоз с моей машиной вынужденно опаздывал к назначенному сроку. Вот тут обычно клиенты начинают переживать и нервничать. А я увидел настоящую культуру внутри компании. Они могли бы: Так же обычно делают те, кто потом обвиняют маркетологов во всех бедах? Вместо этого они делали другое. Каждый день мне писали, что сейчас с машиной: «Стоим под Читой, снег валит, вот фото...», «Фуру задержали на складе, вот причина, рассчитываем выехать тогда-то». Да, сроки сдвигались, но я видел картину своими глазами. Мне не приходилось выпытывать новости — компания сама держала в курсе. И главное — честно: без утайки говорили, где проблема и когда по их оценке она решится. Поймал себя на важной мысли: в стрессовой ситуации я ждал не идеальных сроков, а честности. Когда ничего не понятно — вот тогда доверие умирает. А если есть пусть медленный, но прогресс, и ты про него знаешь, лояльность остаётся, а то и растёт, потому что вместе прошли через испытание. Получая правдивую информацию, во-первых, понимаешь, что о тебе помнят, а во-вторых, даже начинаешь сопереживать команде, которая тоже борется с форс-мажором. В итоге вместо раздражения у меня сохранилось доверие. А именно на этом держится долгосрочная лояльность. Когда машина прибыла в Москву, мне предстояло забрать её и перегнать домой, во Владимирскую область. Тут меня ждал последний приятный сюрприз от LikeAvto. Зная, что сейчас на дворе зима, они заранее поинтересовались, есть ли у меня зимние шины для этой машины. У меня как раз был комплект, и ребята предложили: привозите их к нам на склад заранее, мы положим вместе с машиной. В итоге, когда авто приехало, они приняли мои шины, сохранили их, а перед выдачей сразу же переобули машину на зимнюю резину. Всё это — без лишних формальностей, просто как часть сервиса, хотя в текущей ситуации им было совсем не до этого. То есть у людей процессом предусмотрены такие моменты, хотя могли бы и отмахнуться со словами «это не входит в наши услуги». И из такого рода «мелочей» и строится отношение к бренду. В момент, когда я забирал машину, я реально был доволен на все 100%. Мы со смехом вспомнили с менеджером, как я впервые спросил их про эту модель: «У вас точно получится привезти?», а они ответили: «Гарантировать не можем, но сделаем всё возможное». Сделали, и даже больше. Я сел за руль, поехал домой в Ковров и поймал главный инсайт всей этой истории: маркетинг привёл меня к сделке, но именно процессы сделали из меня довольного клиента. Идея этого текста родилась уже по возвращению в рабочий режим. Я смотрел приятные цифры-отчёты Darvin Digital по LTV, удержанию клиентов (а средний срок жизни клиента у нас 5 лет) и невольно начал сравнивать свой бизнес и опыт покупки машины. Поэтому резюмирую историю в понятный чек-лист для владельца бизнеса: Мой личный кейс — это, по сути, бытовое подтверждение всех этих тезисов, когда теория и сухие цифры ожили. Переосмысление этой истории — бесценное ощущение. Когда в Darvin Digital мы строим для клиентов бизнес-процессы, автоматизируем путь пользователя, вводим SLA, собираем обратную связь — я всегда понимал, зачем мы это делаем. Но теперь я будто посмотрел на свою работу глазами конечного потребителя и убедился, что всё не зря. Честность заменяет маркетинг, прозрачность заменяет обещания, процессы заменяют сиюминутные эмоции. Порядок внутри компании в итоге превращается в тот самый автовоз, который привозит машину мечты. А уж мечту приобрести мы, маркетологи, всегда поможем. Но не забывайте подтянуть процессы, чтобы никого не разочаровать. Дисклеймер! Данный рассказ не является рекламой. Это реальный опыт, которым я делюсь искренне. Разумеется, каждый случай уникален, и я не берусь гарантировать, что у всех всё пройдёт так же идеально или что в будущем процессы не поменяются. Всегда стоит делать свои выводы и принимать взвешенные решения. Если LA разрешит, готов прикрепить всю историю чата. LTV тут — не про один чек. Это про то, что человек остаётся в системе координат бренда. Он не просто «совершил покупку», а стал носителем репутации бренда, готовым её транслировать и расширять. В данном случае это как минимум: То есть LTV — это не просто финансы. Это коэффициент доверия, мультипликатор репутации и индикатор зрелости бизнеса. Если вам интересна тема честного digital-маркетинга, подписывайтесь на Телеграм-канал моего агентства. Там мы с командой через кейсы делимся опытом, рассказываем, как продвигаем бизнесы клиентов в поисковых системах в России и за рубежом — @digitaldarvin 
Когда рынок дрожит, клиент ищет порядок
Как я выбирал компанию по подбору и доставке авто и почему выбрал именно их
Как отлаженные бизнес-процессы превращают сложную сделку в комфортный путь


Резюмирую: финальные мысли о жизни, маркетинге и бизнесе
