редакции
Релокация бизнеса не должна быть сделана наугад
Начав свою карьеру в России в 2009 в качестве журналиста, постепенно перепрофилировалась в pr-специалиста и маркетолога. Работала в качестве руководителя проектов в маркетинговых агентствах Trout&Partners, SidorinLab, вела кейсы Вкуса Вилл и Тинькофф банк, разрабатывала стратегии для Чемпионатов мира по арбалету (2019), Чемпионатов мира по мотогонкам (2019). В 2017 году совместно с партнером открыла маркетинговое агентство «Соавтор». На момент моего первого переезда из России в Грузию в нем трудилось 10 человек. Как результат моих поисков — минус 5 миллионов рублей. Но это был мой рост и его цена хоть и высока, вполне оправдана. В Грузии удалось проработать всего полгода и, чувствуя отсутствие дальнейшего развития, я снова вернулась в Москву.
В Москве я сменила партнера и увеличила вдвое штат сотрудников. В 2019 гду приняла решение опять поменять локацию, выбрав новой страной для своего предпринимательства Турцию. Но именно, локацию офиса! Весь бизнес по-прежнему был связан с Россией, хотя появились и международные кейсы. При этом работы с турецкими компаниями в моей практике не было никогда.
В Стамбул я перебралась три года назад, еще до пандемии. И за это время реальность кардинально изменилась. Но в момент, когда я переезжала в другую страну, оставаясь работать в Москве, в России не принято было трудиться онлайн (да и во всем мире это была очень редкая практика). До пандемии все работодатели и партнеры хотели, чтобы сотрудники и коллеги были привязаны к своему месту. Конкретному месту, с определенным адресом офиса и возможностью в офлайне проводить регулярные встречи. Сейчас никого не удивляет, где ты находишся: в офисе или на удаленной работе, причем даже в другой стране. Никто не думает об этом. Раньше, если ты физически не находился в Москве, то как работник ты просто не рассматривался. Теперь локация связана только с практикой публичных офлайн мероприятий. У меня были большие контракты по маркетингу с банком Тинькофф, со спортивными федерациями, и я просто поделила проведение переговоров со своим партнером, который находился в Москве. Он закрывал все московские встречи в офлайне, я же проводила встречи из офиса в Стамбуле в формате Zoom-конференций. Никто даже не предполагал, что я нахожусь в турецкой, а не в российской столице. Технически я использовала услугу подписки Viber, звонки осуществлялись на городские номера любой из стран. И партнеров и клиентов не смущало мое виртуальное присутствие. Я научилась выстраивать работу 30 менеджеров через коммуникацию в Телеграм и с помощью CRM-системы. Перевод любого бизнеса в любую другую страну очень сложен и начинается с осознания и приятия: себя ты всегда возишь с собой. Ты перевезешь любые наработки, но также и проблемы в любую страну. Смена локации тебя не спасет. Если ты не умеешь выстраивать коммуникацию и продвижение, то переезд в новое место тебе не поможет. На первом же нетворкинге ты это осознаешь. Главное и первое, что ты должен понять, что бизнес не переводится по причине нехватки денег, по причине экономии на более дешевой оплаты труда персоналу. Переводя бизнес в другую страну, нужно четко понимать, что тебе должно быть комфортно работать и жить в ней. Чтобы было интересно новое окружение, не перестали сотрудничать с компанией старые клиенты. Все это важные составляющие офлайна. Кроме того, вы должны понимать, что вам придется ездить из той точки, в которую вы перебрались и именно оттуда научиться выстраивать логистику, учитывая все трудности своих перемещений. Второй важный момент, чтобы работать в полную силу, жить должно быть удобно. Если жизнь на новом месте превращается в испытания, вы, конечно закалитесь, но бизнес не преумножите. Находясь сейчас в Турции, я даю себе отчет, что это просто удобная страна на данный момент, но я не хочу жить в ней долго. Эта страна на время. В Турции совершенно не тот уровень, восприятие маркетинга, инстаграма, социальных сетей, другая покупательская способность, другие бренды продвижения. У каждой страны свои особенности. У вас может вдруг заблокироваться привычный канал связи или прордаж. Или, например, перестанет вдруг работать VPN. Переезжая, вы должны оценить все моменты сотрудничества и партнерства на новом месте: будете ли вы работать с местными работниками или все переведете на удаленку, сохранив персонал, который остался в России. Меня спасла многомодельная структура моего бизнеса: должен быть план: а, в, с. Сначала я работала через подрядчиков и переход в формат работы онлайн был постепенный. Сейчас мое агентство выросло до «Академии бизнеса и стратегического маркетинга», насчитывает 15 человек, работают в нем люди из разных стран, а из Турции всего один сотрудник: переехавший в Кемер специалист из России. Нужно помнить главное: истриря с переездом это всегда стресс. И для команды и для себя. Здесь важно не потерять фокус, не войти в депрессию и не потерять прибыль. Когда я перенесла часть команды на удаленку , я начала активно вкладываться в личный бренед, делать ставку на создание и развитие сети полезных знакомств. Главная задача — сформировать свое имя в онлайне. Сейчас для этого есть все возможности. И если у вас есть компетенции, опыт, профессиональная команда, у вас всегда будут заказы на те продукты, которыми вы владеете. А отзывы о качестве работы в любом случае принесут результаты.
Про маркетинг и управление людьми

От себя не уехать

Бизнес в Москве — это работа 24/7

Ваши сотрудники — ваш основной капитал
