Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?

Заметим, на рынке присутствует порой, как паника насчет того, что теперь надо маркировать абсолютно каждый пост, так и позиция полного нигилизма.
Действительно, несмотря на то, что закон о маркировке рекламы принят к исполнению с 1 сентября 2022 года подавляющее большинство участников рынка не маркирует либо не знает как выстраивать свои отношения с ОРД для проведения маркировки и отчетности по ней.
Итак, как решался поставленный вопрос?
Для получения полноценной экспертизы по поводу необходимости маркировки бизнесу своих постов в соцсетях были направлены официальные запросы в ФАС для получения официальной позиции органа исполнительной власти по данному вопросу. Это можно сделать непосредственно на сайте ФАС либо через Госуслуги
Поясним, почему именно в ФАС Вот так выглядит базовый вариант маркировки, который должен присутствовать в том или ином виде в рекламном материале в зависимости от каждого конкретного случая Согласно закону, именно ФАС отвечает за то, что можно считать рекламным материалом, а что нет. ФАС требует наличия в рекламном материале наличия слова «Реклама» и название юридического лица исходного рекламодателя. А Роскомнадзор уже обеспечивает контроль маркировки рекламного материала непосредственно токеном (erid), который участники рынка должны получать в ОРД (оператор рекламных данных) для обеспечения прозрачности рекламных схем и склейки рекламных цепочек в ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы). Напомним, какие бывают рекламные материалы В данной статье рассмотрим два примера официальных ответов ФАС по запросам от двух кампаний, так как случаи по ним закрывают практически все нужные нам вопросы по данной теме публикации: Заметим, что никоим образом упоминание данных брендов не связано с рекламной целью, а использовано лишь для того, чтобы предоставить вам качественную экспертизу по вопросу маркировки на конкретном примере. Камспартс: В ФАС был направлен официальный запрос со сканами конкретных постов на предмет экспертизы признания либо нет данных материалов, как рекламные и требующих маркировки. Пост 1 В нем присутствует описание карточки товара, упоминание бренда, артикула и прочей информации с призывом обратиться и обеспечения доставки товара. Подобные посты в том или ином виде присутствует в большинстве постов, которые ведут интернет-магазины либо производители в своих аккаунтах соцсетей, поэтому он является (как и нижеуказанные) репрезентативным для получения экспертизы из ФАС Пост 2 В данном посте присутствует очень важная деталь, а именно призыв к действию в виде «Купить». Дело в том, что на различных форумах, телеграм-чатах, посвященных маркировке, присутствовало мнение, что если в посте присутствует призывы к действию типа Купить, Заказать, Обращайтесь и прочие, то пост однозначно является рекламным и требующий маркировки. Пост 3 Здесь типичный пост насчет распаковки и обзора товара ФАС отвечает на практике по данным запросам достаточно оперативно для госоргана исполнительной власти — от 20 до 30 дней Какой ответ в итоге был получен от ФАС? Выделим наиболее важное и существенное А также Какие выводы можно однозначно сделать? Указанные посты в запросе, как впрочем вся лента данной кампании в социальной сети не нарушает закон о рекламе и не требует маркировки. ФАС также разрешает в постах сообщать об акциях, ценах, мероприятиях и иных действиях в текущей хозяйственной деятельности компаний, при этом не проводя маркировку данных постов.ФАС рассматривает сайт и любой другой интернет-ресурс, принадлежащий бизнесу, как имеющие справочно-информационную сущность и не подлежащие маркировке. Это очень важная информация от ФАС, которая позволяет бизнесу в пустую не маркировать посты в социальных сетях, тем самым не требуется выделять дополнительные трудозатраты по данному вопросу. Додо-пицца: Вот некоторые посты, которые были отправлены на экспертизу в ФАС Ответ ФАС по данному запросу По сути, ФАС дал аналогичную трактовку и обозначил свою позицию в отношении сайтов и постов в соцсетях для Додо-пицца, так же как и для Камспартс (см. выше) Однако ФАС оставляет для себя поле для маневра Как бизнесу сделать так, чтобы не попасть под «отдельные случаи»? Рекомендации для своих постов в социальных сетях, чтобы избежать маркировки и исключить «отдельные случаи»: 1. Все посты и сторис должны быть оформлены в едином стиле и ничем не выделяться друг относительно друга 2. Нельзя закреплять пост в ленте про отдельный товар либо баннер на сайте делать сквозным (всплывающим) про конкретный товар из каталога с указанием бренда 3. Нельзя в пост вставлять выделяющийся сочный баннер, где будет указываться конкретный товар с указанием бренда 4. При вставке выделяющегося баннера в пост (в том числе на сайт) не указывайте конкретный товар бренда, а пишите про категорию товара (а при клике можно вести и на конкретную карточку товара в каталоге): Пример: Скидки 30% на немецкую мужскую обувь — этот баннер маркировать не требуется, так как он не акцентирует внимание на конкретном товаре и бренде Пример: Скидка 30% на мужскую обувь Ecco triaton X — этот баннер придется маркировать Проэтому, если вам необходимо размещать баннеры в постах соцсетей, то делайте это используя общие формулировки. Например, как это делает на сайте Сбермегамаркет. Зачем тратить ресурсы на маркировку, отчетности по ней в ОРД, когда можно обходить маркировку, указанными рекомендациями? Как мы видим, во всех баннерах указаны общие формулировки в баннерах. Упоминаются только категории товаров и нигде не присутствует (в приведенных примерах) упоминание бренда и конкретного товара. Такие баннеры маркировать не требуется и с легкостью можно использовать в постах соцсетей. Подводя черту: Для любого бизнеса, который продвигает свои товары и услуги в интернете необходима полноценная экспертиза по вопросам маркировки рекламы и отчетности в ОРД для исключения претензий и штрафов (в будущем) со стороны исполнительных органов власти. *** Мой YouTube и Телеграм-канал с подробными инструкциями по оформлению отчетности в ОРД и исполнения закона о маркировки рекламы Рекомендации по моим публикациям насчет маркировки рекламы: