Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
489 3 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?

В данной публикации рассмотрим вопрос, который очень часто задают в связи с исполнением закона о маркировке рекламы, а именно нужно ли компаниям маркировать собственные посты у себя в социальных сетях.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Заметим, на рынке присутствует порой, как паника насчет того, что теперь надо маркировать абсолютно каждый пост, так и позиция полного нигилизма.

Действительно, несмотря на то, что закон о маркировке рекламы принят к исполнению с 1 сентября 2022 года подавляющее большинство участников рынка не маркирует либо не знает как выстраивать свои отношения с ОРД для проведения маркировки и отчетности по ней.

Итак, как решался поставленный вопрос?

Для получения полноценной экспертизы по поводу необходимости маркировки бизнесу своих постов в соцсетях были направлены официальные запросы в ФАС для получения официальной позиции органа исполнительной власти по данному вопросу. Это можно сделать непосредственно на сайте ФАС либо через Госуслуги


Поясним, почему именно в ФАС

Вот так выглядит базовый вариант маркировки, который должен присутствовать в том или ином виде в рекламном материале в зависимости от каждого конкретного случая


Согласно закону, именно ФАС отвечает за то, что можно считать рекламным материалом, а что нет. ФАС требует наличия в рекламном материале наличия слова «Реклама» и название юридического лица исходного рекламодателя. А Роскомнадзор уже обеспечивает контроль маркировки рекламного материала непосредственно токеном (erid), который участники рынка должны получать в ОРД (оператор рекламных данных) для обеспечения прозрачности рекламных схем и склейки рекламных цепочек в ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы).

Напомним, какие бывают рекламные материалы


В данной статье рассмотрим два примера официальных ответов ФАС по запросам от двух кампаний, так как случаи по ним закрывают практически все нужные нам вопросы по данной теме публикации:

  1. Продажа автозапчастей Камспартс
  2. Додо-пицца

Заметим, что никоим образом упоминание данных брендов не связано с рекламной целью, а использовано лишь для того, чтобы предоставить вам качественную экспертизу по вопросу маркировки на конкретном примере.

Камспартс:

В ФАС был направлен официальный запрос со сканами конкретных постов на предмет экспертизы признания либо нет данных материалов, как рекламные и требующих маркировки.

Пост 1

В нем присутствует описание карточки товара, упоминание бренда, артикула и прочей информации с призывом обратиться и обеспечения доставки товара. Подобные посты в том или ином виде присутствует в большинстве постов, которые ведут интернет-магазины либо производители в своих аккаунтах соцсетей, поэтому он является (как и нижеуказанные) репрезентативным для получения экспертизы из ФАС


Пост 2

В данном посте присутствует очень важная деталь, а именно призыв к действию в виде «Купить». Дело в том, что на различных форумах, телеграм-чатах, посвященных маркировке, присутствовало мнение, что если в посте присутствует призывы к действию типа Купить, Заказать, Обращайтесь и прочие, то пост однозначно является рекламным и требующий маркировки.


Пост 3

Здесь типичный пост насчет распаковки и обзора товара


ФАС отвечает на практике по данным запросам достаточно оперативно для госоргана исполнительной власти — от 20 до 30 дней

Какой ответ в итоге был получен от ФАС?



Выделим наиболее важное и существенное


А также


Какие выводы можно однозначно сделать?

Указанные посты в запросе, как впрочем вся лента данной кампании в социальной сети не нарушает закон о рекламе и не требует маркировки. ФАС также разрешает в постах сообщать об акциях, ценах, мероприятиях и иных действиях в текущей хозяйственной деятельности компаний, при этом не проводя маркировку данных постов.ФАС рассматривает сайт и любой другой интернет-ресурс, принадлежащий бизнесу, как имеющие справочно-информационную сущность и не подлежащие маркировке.

Это очень важная информация от ФАС, которая позволяет бизнесу в пустую не маркировать посты в социальных сетях, тем самым не требуется выделять дополнительные трудозатраты по данному вопросу.

Додо-пицца:

Вот некоторые посты, которые были отправлены на экспертизу в ФАС




Ответ ФАС по данному запросу



По сути, ФАС дал аналогичную трактовку и обозначил свою позицию в отношении сайтов и постов в соцсетях для Додо-пицца, так же как и для Камспартс (см. выше)

Однако ФАС оставляет для себя поле для маневра


Как бизнесу сделать так, чтобы не попасть под «отдельные случаи»?

Рекомендации для своих постов в социальных сетях, чтобы избежать маркировки и исключить «отдельные случаи»:

1. Все посты и сторис должны быть оформлены в едином стиле и ничем не выделяться друг относительно друга

2. Нельзя закреплять пост в ленте про отдельный товар либо баннер на сайте делать сквозным (всплывающим) про конкретный товар из каталога с указанием бренда

3. Нельзя в пост вставлять выделяющийся сочный баннер, где будет указываться конкретный товар с указанием бренда

4. При вставке выделяющегося баннера в пост (в том числе на сайт) не указывайте конкретный товар бренда, а пишите про категорию товара (а при клике можно вести и на конкретную карточку товара в каталоге):

Пример: Скидки 30% на немецкую мужскую обувь — этот баннер маркировать не требуется, так как он не акцентирует внимание на конкретном товаре и бренде

Пример: Скидка 30% на мужскую обувь Ecco triaton X — этот баннер придется маркировать

Проэтому, если вам необходимо размещать баннеры в постах соцсетей, то делайте это используя общие формулировки. Например, как это делает на сайте Сбермегамаркет. Зачем тратить ресурсы на маркировку, отчетности по ней в ОРД, когда можно обходить маркировку, указанными рекомендациями?


Как мы видим, во всех баннерах указаны общие формулировки в баннерах. Упоминаются только категории товаров и нигде не присутствует (в приведенных примерах) упоминание бренда и конкретного товара. Такие баннеры маркировать не требуется и с легкостью можно использовать в постах соцсетей.

Подводя черту: Для любого бизнеса, который продвигает свои товары и услуги в интернете необходима полноценная экспертиза по вопросам маркировки рекламы и отчетности в ОРД для исключения претензий и штрафов (в будущем) со стороны исполнительных органов власти.

***

Мой YouTube и Телеграм-канал с подробными инструкциями по оформлению отчетности в ОРД и исполнения закона о маркировки рекламы

Рекомендации по моим публикациям насчет маркировки рекламы:

  1. Настройка отчетности в ОРД Озон для блогеров
  2. Маркировка рекламы в ОРД Сбер для digital-агентства (посредника)
  3. Маркировке рекламы для digital-агентства на ОРД Амбердата (ОРД-А)
  4. Отчеты в ОРД Медиаскаут для владельца интернет-площадки
  5. Маркировка рекламы для блогеров в ОРД Вконтакте

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Жаворонков Виктор
Здравствуйте! Благодарю за подробную и содержательную статью на актуальную тему.

Возник вопрос - сотрудники брендов (например сотрудник додо-пицы или сотрудник Камспартс - размещая на своей личной странице соц.сети (страница физ.лица) пост о своей организации с призывом работать с ней, обращаться в нее, покупать товар или услугу - должен ли маркировать данный пост (на своей личной странице в соцсети) как рекламу или нет?
Ответить
Платный трафик I Дмитрий Хатин
Добрый день, откровенные призывы про покупку, выкладывание промо-кодов и проч. крамольно с точки зрения маркировки.
Однако ФАС и РКН врядли добреутся до такой мелочевки)
В конце концов это личный блог сотрудника и он может иногода рассказываеть о кампании в которой работает. Но не призывать покупать продукцию
Ответить
Жаворонков Виктор
Дмитрий, благодарю!
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.