редакции
Как маркировать рекламу после получения токенов из ОРД?

Официальные атрибуты маркировки рекламы, согласно Федеральному закону от 02.07.2021 N 347-ФЗ (пункт 18.1), которые должны присутствовать при размещении рекламных материалов в интернете:

Напомню, что контроль за наличием в рекламных материалах атрибута Реклама и Юридическое лицо отслеживает ФАС, а наличием и отслеживанием токенов (erid) занимается Роскомнадзор


Я специально вывел тему непосредственной маркировки рекламных материалов в отдельную публикацию, так как на рынке царит полная анархия и атрибуты маркировки на рекламных материалах наносят кто куда горазд.
В итоге, была необходимость в системном материале, как правильно наносить маркировку с разбором конкретных примеров для следующих рекламных материалов:
1. Кликабельные баннеры
2. Некликабельные баннеры, в том числе статичные Stories
3. Текстово-графические блоки (публикации, соцсети) с наличием ссылки в тексте
4. Текстово-графические блоки (публикации, соцсети) без наличия ссылки в тексте
5. HTML-баннеры
6. Видеоролики, в том числе Stories
7. Подкасты
8. Кружки в Телеграм
9. E-mail-рассылки
Естественно, отдельно рассмотрены примеры частых ошибок, которые следует избегать при маркировке рекламы. Как известно, за ошибки Роскомнадзор также будет штрафовать при исполнении закона о маркировке рекламы с 1 сентября 2023 года.
Итак, начнем по порядку:
1. Кликабельный баннер
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
- Реклама. ООО «Ромашка» — разместить в меню баннера либо поверх него
- Токен erid интегрировать в ссылку site.ru/?erid=xxxx
Пример № 1: Как мы видим, все баннеры (они определены владельцем сайта как рекламные материалы) помечены атрибутом маркировки «Реклама». При нажатии меню баннера (зашивать атрибуты маркировки в меню баннера официально разрешено Роскомнадзором) появляется информация о юридическом лице рекламодателя (также атрибут). Дополнительно в ссылку зашит токен (также атрибут) в виде .../?erid=Kra23ePy9, который был получен в ОРД. В приведенном примере все обязательства по правильному нанесению маркировки на рекламные материалы полностью выполнены Пример № 2: Здесь вебмастера не использовали меню баннера для указания атрибутов маркировки. Атрибуты были нанесены поверх баннера. А токен erid был зашит в ссылку, которая ведет на интернет-ресурс рекламодателя при клике по баннеру. Атрибуты, наносимые непосредственно на баннер, должны быть заметны и читабельны по требованию Роскомнадзора. Иначе может случиться так, что роботы‑парсеры Роскомнадзора не смогут технически зафиксировать в полном объеме атрибуты маркировки. В результате маркировка по факту есть, но у Роскомнадзора данных по ней в полном объеме не будет. В результате штраф. Естественно, в данном случае придется уже в судебном порядке доказывать, что со своей стороны вы выполнили все необходимое для исполнения закона о маркировке рекламы, но технически Роскомнадзором это не было зафиксировано. В итоге нервы и потраченное время. При нанесении маркировки надо быть очень аккуратным. Пример № 3: Здесь с помощью меню баннера были зашиты все необходимые атрибуты маркировки рекламы. Я специально выделил данный баннер в отдельный пример (системно он напоминает Пример № 1). Суть в том, что этот баннер размещается через систему Яндекс Директ. При копировании ссылки либо при переходе по клику на баннер вы нигде не увидите токена erid в ссылке. Дело в том, что по разрешению Роскомнадзора каждая ОРС (оператор рекламных систем) может кодировать ссылку. При ее расшифровке на сервере ЕРИР (единый реестр интернет рекламы — продукт Роскомнадзора) будет распаковываться тот самый токен erid, который был получен в ОРД. Указанный в баннере ЕРИР #..... , по видимому, и есть тот самый ключ для расшифровки. Вот официальный ответ Яндекса, если кому будет интересен данный вопрос: Однако, продолжим рассмотрение рекламных материалов. Размещение атрибутов маркировки рекламы: Допустим, данный баннер не кликабельный. В реальности я не нашел такого решения в интернете, поэтому сделал маркировку своими руками кустарным способом без фотошопа). Системно оно будет выглядить именно так. В результате всю маркировку мы наносим поверх баннера в читабельном виде. Либо (по аналогии с предыдущими примерами) все атрибуты разместить в меню баннера или в комбинированном виде — «Реклама» оставить поверх баннера, а юридическое лицо и токен зашить в меню баннера (как вариант) Размещение атрибутов маркировки рекламы: Данные форматы рекламных материалов встречаются на любых интернет-ресурсах, в том числе как классические посты в соцсетях Вот так схематично выглядит идеальная маркировка рекламного материала в данном случае Пример № 1: Иногда возможно наличие такого варианта при размещении атрибутов В данном случае атрибуты Реклама. ООО «Ромашка» нанесены на баннер, а токен указывается в начале текстового блока. Такой вариант также приемлем Пример № 2: Третий схематический вариант следующий. Его иногда применяют, но я не считаю его корректным. Назвать такой вариант это ошибкой не стоит, но мнения Роскомнадзора по данному варианту на данный момент нет: В данном случае все атрибуты нанесены на баннер в текстово-графическом блоке. Подчеркну, я советую применять первый схематический вариант, указанный выше. Пример № 3: Размещение атрибутов маркировки рекламы: Данные форматы рекламных материалов встречаются на любых интернет-ресурсах, в том числе как классические посты в соцсетях. Схематичное расположение атрибутов маркировки рекламы: По аналогии с предыдущем разделом, я советую использовать первый вариант (слева) как классический идеальный вариант для исполнения закона о маркировке рекламы. Пример № 1: Как мы видим, это классический идеальный вариант (схема слева — см. выше). Токен зашит в ссылку в тексте. Пример № 2: В данном случае атрибуты Реклама. ООО «Ромашка» указаны на баннере, а токен зашит в ссылку. Размещение атрибутов маркировки рекламы: Размещение атрибутов маркировки рекламы: Пример № 1: Приведен фрагмент рекламного видеоролика, где все атрибуты маркировки присутствуют поверх ролика. Все в порядке. Пример № 2: Как мы видим, здесь в наличии все атрибуты маркировки, но не прописан erid: у токена. Да, как таковой токен присутствует в самом конце текста, но без указания erid. Робот Роскомнадзора (ЕРИР) его просто не считает. Это ошибка. Размещение атрибутов маркировки рекламы: Все атрибуты маркировки прописаны в следующем посте. Рекомендация такого размещения атрибутов маркировки озвучена непосредственно Роскомнадзором для данного случая (кружок в телеграм). Размещение атрибутов маркировки рекламы: Размещение атрибутов маркировки рекламы: Ориентируйтесь на описание, которое было приведено в п.п. 3 и 4 Ошибка № 1: Как указано в п.п. 3 и 4 токен в текстовых и текстово-графических объявлениях ДОЛЖЕН находится вверху текста. Это условие Роскомнадзора. В данном случае токен указан внизу, что является ошибкой. Ошибка № 2: Токен правильно зашит в ссылку и внизу указаны другие атрибуты маркировки. Однако токен продублирован и указан также внизу, что является ошибкой (см. п.п. 3 и 4). Как на это отреагирует Роскомнадзор неизвестно. Моя позиция, если вы указываете дубль токена (его достаточно указать только в ссылке), то его нужно указывать в правильном месте, т.е. вверху. Иначе может возникнуть неоднозначная ситуация, когда робот увидит неправильное расположение токена в рекламном материале и может зафиксировать ошибку. А ошибки также штрафуются. Поэтому лучше не играть с огнем и не указывать дубли токена в неправильном месте. Ошибка № 3: В данном случае все сделано правильно и атрибуты расположены верно. НО НО НО опять сделан дубль токена и помещен вверху текста. Вроде бы все в порядке. Однако аббревиатура токена прописана на кириллице, что неприемлемо. Только так — erid. Это также может быть признано ЕРИР как ошибка. В итоге штраф. Ошибка № 4: Про данный случай я уже сообщал выше. Здесь токен присутствует, но прописан без аббревиатуры erid. Это ошибка Ошибка № 5: Это всплывающий баннер на первой страницы сайта. Все атрибуты маркировки рекламы указаны. Однако аббревиатура токена прописана на кириллице. Робот Роскомнадзора не сможет его считать. Надо только так — erid. В итоге ошибка и возможный штраф. Ошибка № 6: В посте атрибуты маркировки расположены верно и без ошибок. Однако, если перейти (см. картинку ниже) по указанной ссылке (это не ссылка на интернет-ресурс рекламодателя, а на статью рекламодателя на сайте рекламораспространителя), то увидим, что статья также как необходимо промаркирована, НО НО НО в ней указан тот же самый токен, как и в посте соцсети (см. картинку выше). Это ошибка. Статья это отдельный формат, а токен должен быть оформлен для каждого формата свой — уникальный. В итоге нужно было для поста свой токен, а для статьи другой токен. За это Роскомнадзор будет штрафовать. Подводя черту для сегодняшнего материала, стоит заметить, что в новых реалиях бизнес должен выделять дополнительные ресурсы для качественного и полноценного исполнения закона о маркировки рекламы, чтобы избежать штрафов от регулирующих органов. Надеюсь, что данный материал будет интересным и полезным для вас в качестве экспертизы при исполнении закона о маркировке рекламы. Мой YouTube и Телеграм-канал с подробными инструкциями по оформлению отчетности в ОРД и исполнения закона о маркировки рекламы





2. Некликабельный баннер, в том числе статичный Stories

3. Текстово-графическое объявление (в тексте нет ссылки на интернет-ресурс рекламодателя)






4. Текстово-графическое объявление (в тексте есть ссылка на интернет-ресурс рекламодателя)



5. HTML-баннеры


6. Видео, в том числе Stories


7. Кружки в Telegram

8. Подкасты
9. E-mail рассылки, статьи и прочие публикации
Ошибки при нанесении атрибутов маркировки рекламы






