редакции
Инструменты стратегического анализа. Часть 2

Матрица БКГ или «рост — доля рынка»
Для долгосрочного роста и прибыли компания должна извлекать средства из успешных бизнесов-проектов на рынке. А затем инвестировать их в быстро растущие новые сегменты.
Матрица БКГ — инструмент для оценки продвижения продукта и поиска новых точек роста.

Метод строится на 4 типах товаров. Они определяют, как быстро растет рынок и какую его долю занимают.
- Трудные дети или вопросительные знаки. Рынок растет быстро, но компания занимает маленькую долю. В такой продукт нужно сильно вложиться, чтобы он выстрелил. Если руководители вкладываться не готовы, проект забрасывают.
- Звезды. Рынок растет быстро, а бизнес занимает большую долю. В такой продукт нужно инвестировать по максимуму. Лучшие инвестиции компании должны уходить в этот бизнес.
- Дойные коровы. Рынок растет медленно, но компания занимает большую долю. Много средств на поддержание тратить не нужно. Все идет стабильно хорошо. Получаемую прибыль можно вкладывать в развитие звезд или трудных детей.
- Собаки. Рынок растет медленно, доля рынка низкая. В этой ситуации нужно проанализировать значимость продукта для компании, а также поднять вопрос о закрытии направления.
Оцените бизнес с помощью матрицы БКГ. Выявите стратегию развития. Для этого ориентируйтесь на долю рынка и статус. Что предпринять?
- «Трудные дети» — инвестируйте в развитие. Решите, готовы ли вкладывать ресурсы.
- «Звезды» — сохраняйте лидерство. Поддерживайте активность и следите за конкурентами.
- «Дойные коровы» — получайте максимальную прибыль. Сохраняйте и улучшайте уровень продаж.
- «Собаки» — снижайте активность или покидайте рынок. Этот бизнес тянет вниз и съедает ресурсы.
Метод поможет определить, инвестиции каких продуктов будут наиболее прибыльными. Объективно оценивайте бизнес. Разрабатывайте долгосрочные стратегии развития каждого направления. Вовремя заходите на новый рынок с уникальным предложением.
ABC-анализ
АВС-анализ — инструмент, который помогает определить важность ресурсов. Проводится для бренда, компании или продукта. Анализ базируется на принципе Парето 20/80. Цель, объект и критерий — 3 показателя, с которыми предстоит работать. Проанализируем покупателей по количеству приносимой прибыли компании. Разобьем их на 3 группы, где группа А — больше всего денег приносят, группа В — меньше и т.д. Получится, что 20% клиентов обеспечивают 80% прибыли. Можно анализировать внутренние ресурсы, занятия спортом и др. АВС-анализ помогает вовремя пересмотреть стратегию и перераспределить имеющиеся ресурсы компании. Чтобы развивать то, что более прибыльно. Если у вас остается время на общение с клиентами и активности, уделите его группе А. Лояльность и доверие этой аудитории напрямую влияют на прибыль. ADL-матрица — планирование стратегии продвижения компании с учетом развития рынка и уровня конкурентоспособности. Концепция жизненного цикла лежит в основе матрицы. От нее зависит изменение стратегии для перехода от одного этапа к другому. Существует 4 стадии зрелости рынка: После оценки зрелости рынка необходимо оценить позицию среди конкурентов: 4 стадии рынка и 5 позиций в сумме дают 20 различных комбинаций. Оцените каждый вариант, определите свой этап и дальнейшие действия. В зависимости от комбинации выбирайте стратегию развития — увеличивать инвестиции, выходить на новые площадки или покидать рынок. Например, на стадии роста позиция компании может быть доминирующей или благоприятной. В этом случае нужно вкладывать инвестиции, развивать продукт и создавать маркетинговые активности. В этой статье разобрали 3 инструмента стратегического анализа. Это те методы, которые легко использовать без профессиональных навыков аналитика. Для оценки текущей ситуации понадобится 5 минут. Уделите пару часов, чтобы углубиться в популярные методы. При таком подходе легко выявить слабые и сильные стороны компании. Оценивайте угрозы и потенциал к росту. Возьмите за привычку регулярно обновлять таблицы. Например, раз в полгода. Это поможет адаптировать стратегию под изменения в отрасли и мире в целом.

ADL-матрица

