Как продвигать чатбота: 3 основных момента
Что ты сделал?
Строители на Руси плясали от печки, маркетологи в РФ пляшут в идеале от потребностей клиента, но чаще от продукта. Есть три принципиально разные ситуации. Чатбот может быть:
- Инструментом для продвижения существующего бизнеса. Например, первая линия техподдержки или информационный бот заменяющий СМС-рассылку. Монетизация в зависимости от ситуации – снижение операционных издержек, повышение лояльности клиентов, повышение продаж, привлечение новых клиентов и прочее
- Самостоятельным продуктом. Самый сложный и интересный случай. Какие-то приемы я напишу в этой статье, какие-то шишки каждый набьет самостоятельно. Главное помни 2 вещи: ты не побежден, пока не сдался и psi.mchs.gov.ru – интернет служба экстренной психологической помощи МЧС России
- Модным, а значит обязательным атрибутом твоего супер-бизнеса. Важнее чем белый мерседес в 90-е, трёхстраничный сайт в 00-е или мобильное приложение в начале 10-х. Этакая форма саморегуляции рынка, когда некоторая сумма денег перетекает из кармана бизнесмена с болезненным ЧСВ в карман очень голодного и не слишком честного умельца. Достижение KPI рассчитывается по частоте употребления фраз типа «Это уровень», «Сразу видно, что серьезная компания» и «Не то что у этих» любым, не связанным с продажами человеком
В статье я рассмотрю только второй случай, так как он объективно сложнее. Все советы можно применять и при продвижении чатбота как инструмента для существующего бизнеса. Главное не забывать по максимуму использовать ресурсы компании в виде существующих точек контакта с лояльными клиентами.
Все мы разные. Один я одинаковый
Главная ошибка при продвижении чатбота – экстраполировать свои привычки на всё пользовательское многообразие. Допустим ты считаешь, что лучше Facebook’а нет на свете соцсети, а в ВКонтакте одна школота и подписчики МДК. Поэтому твой чатбот будет работать исключительно в детище Цукерберга. Хотя выводы непрозрачны и требуют доказательств, страшной ошибки ты еще не совершил. Ошибкой будет закладывать большие средства для продвижения где-либо, кроме FB. Мне она однажды стоила трети бюджета. Вот простейшая формула, которой мы в Eastwind иногда пользуемся, чтобы объяснить такой подход клиентам:
Тут N – это конечное количество новых пользователей вследствие рекламной активности, О – охват, Х – процент содержания искомой ЦА (процент пользователей FB от всей аудитории площадки), К – конверсия в пользователя. Условно примем, что К включает в себя CTR, процент перешедших на страницу чатбота, процент начавших общение и любую другую ступень воронки продаж. Нам в этой формуле важен Х. Х будет равен 100 % только в целевой соцсети или мессенджере. А потому, рекламируя своего чатбота где-либо за пределами родной площадки, ты теряешь (100-Х) % уже оплаченной аудитории.Чтобы вычислить Х придется запросить данные от администрации ресурса или гадать на кофейной гуще. Например, эта статья на vc.ru набрала 8 репостов в FB и 31 в ВК, а соседняя 63 и 11 соответственно.
Особенно дорого эта ошибка обходится разработчикам ботов для Telegram. Мессенджер завоевал популярность в профессиональной сфере и именно тут наиболее функциональные боты. Все, кто связан с чатботами любят ТГ, и потому мы часто закрываем глаза на слабые позиции ТГ даже по сравнению с Viber. Узбекистан и Иран, к вам это не относится.
Исключительно на правах ИМХО: начни продвижение в родной соцсети или мессенджере и посчитай цену привлечения пользователя. На эту цифру ориентируйся, когда захочешь протестировать другие каналы.
Так как большинство ботов сейчас продвигаются в ТГ, вот несколько полезных ссылок:
- @tlgrmPR - чат для покупки/продажи и взаимного пиара каналов. Тут можно не только найти админа для покупки рекламы, но и продать рекламу в своем боте
- @PRgroups - канал с правилами чата сверху, плюс менее активные, но тоже полезные чаты с админами каналов. Тут они отсортированы по категориям, кому-то будет удобней
- https://t.me/BotsHelper - чат ботоделов. Можно найти разработчиков ботов для рекламы своего продукта
- https://t.me/botcollection - канал с 5к подписчиков, который только и делает, что рекламирует ботов. Статистика просмотров радует. Также есть англоязычный дубль, адрес (и создатель) указан в описании канала. Чат из пункта выше аффилирован с этим каналом
- https://sociate.ru/spots/view/?provider=telegram - старый, добрый sociate. Собрали отличную базу каналов, есть возможность выгрузить в Excel таблице и играться/сортировать как тебе угодно. Кстати, заметил интересный баг - порой выгружается больше позиций, чем можно просмотреть на сайте. ВНИМАНИЕ: мне попадалась недостоверная информация по просмотрам. Всегда проверяй на самом канале
Пиши больше, репость дальше. Отдыхай пока публикуется
Вторая ошибка – пренебрежение бесплатными методами продвижения. А именно регистрация во всех каталогах ботов, активности в тематических сообществах (предложенные новости, комментарии), прямая работа с лидерами мнений, чаты в мессенджерах. Да, это долго и не так захватывающе, как просаживать десятки тысяч чужих денег, попивать кофе и одним глазом посматривать отчеты с разных крутых площадок. Придется много работать руками и отвечать на бесконечные комментарии альтернативно одаренных. Тут важно не забывать, что твои коллеги в этом не виноваты, все это рано или поздно кончится и пользователя надо любить любого. Плюс есть пара простых лайфхаков, как повысить эффективность и ускорить работу:
- Заготовки комментариев это must have. Их должно быть много, и они должны быть разными. Рассортируй их по группам в Excel таблице. Тут должны быть комментарии для позитива, негатива и дополнительного разъяснения каждого непонятного момента. Т.е. при возникновении какого-либо вопроса ты должен будешь дать развернутый ответ в рамках этого же обсуждения, а не отфутболить вопрошающего ссылкой на FAQ. И только в конце подробного комментария можешь дать ссылку на дополнительную информацию
- Дополняй шаблоны комментариев. Смирись, поначалу твои заранее подготовленные ответы будут применимы крайне редко. Отвечай живым языком и сохраняй ответ в свою таблицу, так постепенно ты автоматизируешь работу
- Будь внимателен! Собеседники не должны понять, что ты отвечаешь шаблонами. По возможности всегда обращайся по имени, исключение это ники с обсценной лексикой. И не применяй один и тот же шаблон дважды в одном обсуждении. Даже если первое употребление уже погребено под 300 комментариев
- С лидерами мнений никаких шаблонов. Даже если у человека всего 100 подписчиков, общайся уважительно и исключительно живым языком. Да, это очень непросто, ЧСВ у многих блогеров (особенно небольших) зашкаливает. Крепись
Вот еще несколько полезных ссылок для Telegram. Бесплатные площадки:
- https://storebot.me - естественно. Хотя теперь тут подняться в ТОП стало сложнее.
- http://tbots.ru/, https://tgram.ru/bots, http://botarena.co/explore?platform=Telegram, http://storegram.ru/ - тоже "магазины-ботов/каталоги", по моему опыту тут можно найти русскоязычную аудиторию
- https://vk.com/vbotsru, https://vk.com/botsforchats, https://vk.com/somebots - это три самых больших сообществ в ВК. Я не говорю спам, я говорю - предложка открыта. Да, будет непросто, да аудитория своеобразная, да много народа просто любят погыгыкать над диалогами с тупыми ботами. Но если проявить фантазию...
Третья ошибка о которой приходится говорить – отсутствие бета-тестирования чатбота. К счастью, такое встречается все реже, поэтому только третье место. Тут надо помнить всего два правила:
- Бета-тестеры не должны иметь какое-либо отношение к разработке чатбота
- Бета-тестеры должны принадлежать к ЦА
Т.е. если ты сделал чатбота для поиска детской одежды, то тебе не подойдут друзья-гики в качестве бета-тестеров, тебе нужны домохозяйки или молодые родители. Бета-тестеров я советую искать в бесплатных каналах продвижения, так ты можешь получить себе адвокатов на этих площадках. В идеале привлеки лидеров мнений на бета-тест, но тут надо быть уверенным в продукте и это может стоить денег.
Заключение
Продвижение чатботов дело увлекательное, нервное и малоизученное. Есть шанс стать пионером – евангелистом или поседеть до 30 лет. Буду рад в комментариях выслушать коллег и почитать о чужих ошибках или победах. В качестве короткого резюме:
- Начни продвижение на родной для твоего бота площадке. Стоимость привлечения пользователя оттуда будет эталоном для тестирования других рекламных каналов
- Не пренебрегай бесплатными методами привлечения. И будь готов к долгой, нудной и требующей предельной концентрации внимания работе. Постарайся ее хоть как-то автоматизировать
- Проведи бета-тест продукта перед продвижением. Для рядового пользователя чатбот это новый инстумент и механизм работы может быть непонятен. В бета-тесте должны участвовать представители ЦА