Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Техническое задание — это документ с подробным описанием требований к цифровому решению. И чем чётче этот документ будет составлен, тем выше шанс, что результат порадует все заинтересованные стороны. Заказчик получит то, что хотел. А команда разработчиков приобретёт довольного клиента.
Сразу скажем — не всем проектам нужно ТЗ. Некоторым достаточно составить Product Vision Видение продукта — отправная точка любого IT-проекта. Оно даёт представление о цифровом решении, его целях и задачах.
Возьмём к примеру работу со стартапами. Клиент приходит с идеей и не знает, как её реализовать технически. Разработка стартапа начинается с MVP (минимально жизнеспособного продукта), потому что неизвестно, «взлетит» он или нет. Ещё одна особенность стартапа — изменчивость. Цифровое решение может не раз меняться на ходу, поэтому техзадание может стать неактуальным. Таким проектам на помощь приходит Product Vision — описали видение проекта и начали разрабатывать, тестировать, получать обратную связь и поэтапно развивать продукт.
В чём польза ТЗ для заказчика
Техзадание — это инструмент, и как любой инструмент, оно должно помогать разработке цифрового решения.
Понимание бюджета. При оценке нешаблонных цифровых решений не получится сразу сказать, сколько оно будет стоить. Сначала нужно определиться, что нужно разработать — сайт, приложение, сервис или портал. Потом понять, как решение будет работать и какие функции выполнять. И только на основе полученной информации определить сроки и бюджет. Техзадание как раз решает эту задачу.
Структурирование информации. Компания приходит за разработкой с конкретными требованиями к цифровому продукту. Причём требования могут составлять разные подразделения — команда маркетинга, аналитики, коммерции и технических специалистов. И у каждого подразделения будут свои задачи. Все эти требования цифровое решение должно объединять и выполнять. Благодаря ТЗ вся полученная информация выстраивается в чёткие требования и фиксируется в документе.
Определение компетентности подрядчиков. Если клиент видит понятное и структурированное техзадание, то с подрядчиком можно продолжить сотрудничество. Если видит неразбериху и не понимает, что в документе описано, то это заставляет задуматься о надёжности компании-разработчика. Через техзадание можно «прощупать» подрядчика и оценить его компетентность.
Кто составляет техзадание
В нашей практике встречаются два варианта: клиент приходит с ТЗ или мы пишем ТЗ, опираясь на запрос клиента. Рассмотрим каждый вариант.
Клиент приходит с ТЗ. Вы знаете свой бизнес и свои задачи лучше всех. В этом случае вы приходите с готовым ТЗ, мы изучаем его, даём оценку по сроку и бюджету. И если всех всё устраивает, заключаем договор и начинаем работу.
Вам совсем необязательно пытаться использовать технические формулировки, можно описать продукт своими словами. Тут как раз на помощь приходит Product Vision, о котором мы писали выше. Достаточно прийти с документом, где будут зафиксированы основные требования и пожелания.
Разработчики пишут ТЗ. В этом варианте свои плюсы. У IT-компаний больше опыта в разработке, ведь на их счету сотни составленных техзаданий и разработанных сайтов, порталов, мобильных приложений и сервисов.
Когда вы заказываете разработку ТЗ у компании, обе стороны работают в тандеме. Мы погружаемся в бизнес, изучаем целевую аудиторию, выясняем требования к продукту и знакомимся с вашими ожиданиями. Вы отвечаете на все вопросы и стараетесь дать полную информацию о своих задачах. Итог один — всем участникам процесса должно быть понятно, что необходимо сделать.
А что если использовать готовый шаблон из Интернета
Во-первых, существует огромное количество шаблонов, и отыскать среди них максимально подходящий под вашу компанию сложно. Придётся перечитывать много технических заданий и пытаться собрать по кускам что-то своё.
Во-вторых, каждое цифровое решение компании создают под свои цели. И если взять готовый шаблон технического задания из Интернета, можно скопировать чужие цели и забыть про свои.
В-третьих, в шаблоне может быть много лишних пунктов, которые вашей компании не нужны. И наоборот, может не хватать тех требований, без которых вашему проекту не обойтись.
Если сразу обратиться к специалистам, они напишут техзадание исходя из задач вашей компании.
На что обратить внимание при приёме ТЗ
Вспомним основное назначение техзадания — обе стороны должны правильно понимать друг друга. Из этого следует несколько рекомендаций, которые в этом помогут.
Однозначные формулировки
Формулировку «Сделать красивый сайт» исполнитель и заказчик могут понять по-разному. Чтобы не было разночтений, лучше избегать прилагательных «красивый», «хороший», «качественный», «быстрый» и абстрактных примеров «Сайт должен загружаться быстро». Быстро — это как? Такие предложения каждый человек может трактовать по-своему. Чем точнее описано техзадание, тем лучше получится результат.
Вместо спорных формулировок используйте однозначные.