редакции
Повышаем продажи: эффективная сегментация welcome-цепочки
Общий принцип такой — чем больше база, тем более разветвленной будет сегментация. В самом начале пути достаточно сегментировать по почтовым метрикам, а по мере роста базы — привлекать более сложные методы и миксовать разные варианты.
Мы покажем, как это провернуть, на примере одного из наших проектов — интернет-магазина художественных товаров. Покажем весь наш путь от работы с маленькой базой до работы с базой в десятки тысяч подписчиков.
Сегментируйте по метрикам почтового сервиса
Здесь не требуется интеграции с CRM-системой. Из информации вам нужны только данные, которые даст почтовый сервис — открывали/не открывали рассылку, куда кликали.
Существует несколько принципов работы с этим видом сегментации. Разберем каждый.
По показателю Open Rate
Вариант актуален для базы, в которой до 3000 подписчиков. Суть его заключается в разработке цепочки писем для тех, кто открывает письма (активные) и тех, кто этого не делает или делает не всегда (спящие). Основная цель — подогреть интерес, сформировать положительное мнение о бренде и перевести как можно больше пользователей из сегмента «спящие» в сегмент «активные».
На нашем проекте мы работали с каждым сегментом так:
1. Активные.
Эти подписчики читали все наши письма, поэтому мы проводили их по всей линии welcome-цепочки. Мы отправляли по порядку всю информацию, которая поможет подвести к покупке — подборки красок, кистей, карандашей, условия доставки, бонусную программу.
Мало того, если в письме «Спасибо за подписку» подписчики кликали на один из «крючков», мы использовали эту информацию в дальнейшем при сегментации по кликам и интересам.
2. Спящие.
Эти пользователи подписались на рассылку, но не открыли письмо «Спасибо за подписку». Вероятно, они менее лояльны к бренду, поэтому их еще предстояло чем-то «зацепить».
Им мы отправляли только горячие темы: топовые товары, преимущества бонусной программы — все то, что могло стриггерить подписчика открыть письмо и изучить наши предложения. Если подписчик «просыпался», мы переводили его на линию активных и работали уже по первой схеме — дополнительно рассказывали о доставке.
Если нет — отправляли письмо с просьбой задать интересующий вопрос. Возможно, потенциальному клиенту что-то мешало совершить покупку, из-за чего интерес к бренду поугас — нашей задачей было выяснить, что именно, и закрыть возражения. Если после самой простой рассылки средний Open Rate был 28,9%, то после рассылки с сегментацией на активных и спящих средний Open Rate вырос до 30,1%. В первую очередь, здесь можно выделить 2 сегмента: тех, кто кликает на ссылки в письме, и тех, кто не кликает. Идея такая же, как и в предыдущем пункте — делим подписчиков на активных и спящих, только активность смотрим не по открываемости писем, а по кликабельности. К «спящим» ищем подходы, которые помогут их растормошить. Вот несколько проверенных приемов: На нашем проекте, проработка «спящего» сегмента помогла увеличить Click Rate с 1,9 до 3,2%. Если Click Rate у вас сильно проседает, то вопрос стоит уже не в том, как работать со «спящими», а в том, что изменить в welcome-цепочке в целом. Так как показатель Click Rate на всех проектах индивидуален (зависит от тематики, качества базы, работ по реактивации, сегментации и частоты писем), советуем ориентироваться на динамику по проекту. Если у вас новый проект и статистики еще нет, возьмите за точку отсчета Click Rate 1,8%. По нашему опыту, это минимум, который должен быть, если рассылка выстроена грамотно. Если у вас кликабельность ниже 1,8%, значит, есть глобальные проблемы с рассылкой. Пересмотрите тайм-план, проверьте, как выглядит ваше письмо на десктопе и на мобайле, поработайте с версткой, измените дизайн кнопок. Активных подписчиков можно продолжить проводить по основной welcome-цепочке, а можно — углубиться и разделить их на подсегменты по интересам. Сейчас расскажем подробнее. Можно ограничиться данными почтового сервиса — посмотреть, кто и на что кликал в письмах, и на основе этого выделить разные сегменты: тех, кто кликал на акварельные краски, тех, кто кликал на гуашь, и так далее. Но еще эффективнее — провести полную аналитику интересов наших подписчиков с учетом не только почтовых метрик, но и данных из CRM (история покупок, заполненные анкеты, результат общения с менеджером) и информации о просмотрах с сайта — на наших проектах мы делаем именно так. Это позволяет нам более метко попадать в интересы подписчиков. Если по метрикам подписчикам в большей степени интересны кисти и краски, а по истории просмотров — восковые карандаши, то используем и те и другие данные — что-то из этого точно зацепит нашего подписчика. На нашем проекте мы выделили 4 сегмента: В зависимости от интереса, мы добавляли в рассылку соответствующие информационные статьи. При этом виде сегментации необходимо понимать, на какую сумму и что покупал пользователь, поэтому без интеграции с CRM и сайтом не обойтись. Разделять аудиторию можно, ориентируясь на сумму и частоту покупок, накопленные в бонусной программе баллы. На нашем проекте мы отталкивались от минимальной суммы, необходимой для вхождения в бонусную программу (3 тысячи рублей). В результате получилось 3 сегмента: Это наиболее эффективный и самый сложный подход к сегментации. Его выбираем, когда есть большая база — от 10 тысяч подписчиков и много данных, которые можно использовать при настройках. Здесь максимально точная сегментация аудитории и четкое понимание, что хочет пользователь, что, как и зачем он делает. При этом необходима интеграция с CRM-системой, сервисом отправки — мы в агентстве решаем этот вопрос за неделю. Миксовать можно любые виды сегментации: Рассмотрим последний вариант на примере нашего проекта. Схематично цепочка выглядит так: Сначала мы отправляли приветственное письмо и узнавали интересы наших пользователей: Если пользователь не реагировал на рассылку, но из CRM мы видели, что он когда-либо совершал покупки в нашем интернет-магазине, то мы так же отправляли ему одно из трех писем о бонусной программе, ориентируясь на его покупательскую активность. Сегментация по интересам, кликам и покупательской активности принесла на проекте Open Rate (средний) — 37,1% и Click Rate (средний) — 5,1%. Чем больше данных вы используете в сегментации, тем более точная и эффективная цепочка писем у вас получится. Поэтому планомерно собирайте всю полезную информацию и помните важные моменты: Ваш email-маркетинг должен быть экологичный, с заботой о подписчиках. Высылайте максимально полезную информацию, отслеживайте результаты рассылок и повышайте доверие к вашему бренду. Первую часть статьи об общих принципах создания welcome-цепочек читайте в блоге.

По показателю Click Rate
Сегментируйте по интересам

Сегментируйте по покупательской активности
Для большей эффективности не ограничивайтесь одним видом сегментации — миксуйте их


В заключение