Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
249 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Оценка инвестиционных проектов: как избежать ошибок и выбрать перспективные идеи

Инвестиции всегда связаны с рисками. Некоторыми из них (системными или недиверсифицируемыми) невозможно управлять. Например, инвестор не может предсказать всеобщий экономический кризис или глобальную пандемию и просчитать, как они скажутся на доходности его активов.

Автор: Никита Туртурика, Frontiers, специалист по проектной деятельности, специалист по развитию инвестиционных продуктов

Но есть и несистемные (или диверсифицируемые) риски. Их можно снизить в том числе за счет предварительного анализа инвестиционных проектов. В статье расскажу, как выбрать малый и средний бизнес, в который стоит инвестировать, и на какие параметры смотреть при принятии решения.

Как найти инвестиционные проекты

С 2020 года в России действует закон о цифровых финансовых активах. В числе прочего он регулирует деятельность электронных краудлендинговых платформ, на которых малый и средний бизнес привлекает деньги на свое развитие у частных инвесторов.

Центробанк аккредитует такие платформы и контролирует их деятельность. Реестр аккредитованных операторов инвестиционных платформ размещен на сайте регулятора.

Краудлендинговые платформы предлагают инвесторам доходность до 30% годовых. Именно на них стоит искать перспективные проекты для инвестирования. Но для того, чтобы принять решение, стоит ли инвестировать в тот или иной проект, его стоит проверить.

Компания FRONTIERS также является оператором краудлендинговой платформы и аккредитована ЦБ. Каждый месяц мы получаем около 500 запросов от компаний, которые хотят привлечь инвестиции. Чтобы убедиться в том, что это благонадежные бизнесы, и что они готовы к работе с частным капиталом, мы проводим трехэтапную проверку.

  1. Анализируем информацию из открытых источников, репутацию, финансовую устойчивость.
  2. Рассматриваем данные, предоставленные проектом: общие сведения, информацию о необходимых инвестициях, сведения о структуре проекта и его активах.
  3. Проводим скоринг. Анализируем финансовые показатели бизнеса по 40 формулам, и изучаем его финансовую модель.

Только после этого мы принимаем решение, готовы ли мы работать с проектом и презентовать его предложение инвесторам, или нет. Из 15 проектов, которые претендуют на сотрудничество, мы берем в работу 1-2.

Несмотря на то, что все проекты, с которыми мы работаем, прошли проверку, мы рекомендуем инвесторам самостоятельно анализировать компании и только после этого решать, стоит ли вкладывать в них деньги.

С чего начать оценку проекта

Первое, что стоит сделать — это понять, для чего компания вообще привлекает деньги. Эту информацию обычно можно найти на инвестиционной платформе. Если там не указана цель, можно пообщаться с основателем проекта.

Вообще есть четыре основные цели привлечения инвестиций.

  1. Расширение сбыта и рост продаж. Например, деньги часто нужны на рекламу, на закупку сырья, на найм сотрудников в отдел продаж, на разработку или улучшение сервисов по продажам.

  1. Увеличение производства, наращивание производственных мощностей. Обычно это делается, когда спрос на товар компании сильно опережает ее возможности и, соответственно, предложение. Тогда инвестиции привлекают, например, чтобы купить новое оборудование или снять в аренду помещения для новых цехов.

  1. Снижение себестоимости продукта. Например, компания может привлекать инвестиции на модернизацию оборудования, которая позволит автоматизировать производство и снизить расходы на персонал.

  1. Покрытие кассового разрыва. Иногда бизнесу не хватает средств, чтобы покрыть обязательные расходы, и он привлекает для этого инвестиции. Фактически такая компания становится финансовой пирамидой. На наш взгляд, это связано с очень высокими рисками для инвестора, поэтому мы не рекомендуем заходить в такие проекты.

Соответственно, если бизнес привлекает деньги на расширение сбыта, увеличение производства или снижение себестоимости — это хороший признак, можно переходить к следующему этапу проверки. Если компания хочет покрыть за счет инвестиций кассовый разрыв, лучше поискать другой проект.

Следующий момент, на который стоит обратить внимание — интересна ли та ниша, в которой работает проект, самому инвестору, верит ли он в продукт. Если интереса и уверенности нет, человеку будет психологически сложно инвестировать в такую компанию.

Далее стоит почитать отзывы о компании в открытых источниках. Их могут оставить клиенты или контрагенты. Этому источнику нельзя доверять на 100%. Несколько хороших отзывов — это не гарантия добропорядочности бизнеса, а несколько плохих — не признак того, что в него нельзя вкладывать деньги. Но если клиенты компании постоянно недовольны ее продукцией, а разные контрагенты пишут о проблемах с оплатой — это должно насторожить.

Общие сведения о бизнесе

Далее можно переходить к непосредственному анализу бизнес-показателей. Они доступны в открытых источниках: на сайтах арбитражных судов, ФССП, федеральном реестре сведений о банкротстве и т. п. Чтобы не собирать сведения по крупицам с разных сайтов, можно использовать агрегаторы информации о бизнесе — например, систему СПАРК-Интерфакс.

Импорт и экспорт. Это международные связи компании. Если ее рынок в основном заграничный, это не очень хорошо для инвестора — он не может проверить, насколько добросовестно бизнес исполняет свои обязательства за рубежом. Если в структуре сбыта преобладает Россия, но есть и иностранные контрагенты из дружественных государств — это хорошо.

Арбитражные дела. Это споры между предпринимателями и организациями, а также органами власти. Если компания часто выступает истцом, это нормально. Например, она может в суде добиваться от партнеров, чтобы они исполнили свои обязательства. А вот если компания часто выступает ответчиком, причем регулярно их проигрывает — это не очень хороший признак для инвестора.

Проверки контролирующих органов. Любая внеплановая проверка — это не очень хорошо. Стоит выбирать для инвестирования компании, которые не попадали в фокус внимания контролирующих структур.

Исполнительные производства. Если они есть, это может означать что на счета компании наложен арест, она не может вести деятельность, пока не расплатится с долгом. В такие проекты рискованно инвестировать.

Договоры лизинга. Любые действующие договоры лизинга — это неплохой показатель. Значит, компания привлекает дополнительные ресурсы в виде оборудования и транспорта и развивается. Однако с ними связаны дополнительные финансовые обязательства, которые важно учитывать при расчете окупаемости проекта.

Намерение о банкротстве. Если оно было, важно уточнить, что стало причиной и как разрешилась ситуация.

Сертификаты и декларации. Если компания получила новые сертификаты и декларации, это хорошо — значит, она открыла для себя возможность вести какую-то новую деятельность.

Госконтракты. Вообще это плюс: если компания работает с госконтрактами, то не зависит от спроса, при выполнении обязательств выручка будет получена. Однако важно рассмотреть предыдущий опыт работы заемщика с контрактами: есть ли плохие отзывы, сообщения об увеличении сроков поставок или отказа от договоренностей.

Связи. Также стоит изучить бывших и нынешних владельцев компании: в каких бизнесах они еще участвуют, какие организации тесно связаны с интересующим проектом.

Финансовые показатели

Следующий этап — это анализ главных финансовых показателей бизнеса. Здесь инвестора могут интересовать два отчета:

  1. Бухгалтерский баланс.
  2. Отчет о прибылях и убытках.

Их можно поискать на инвестиционной платформе или запросить у представителей компании. Далее расскажу, на какие конкретно показатели смотреть.

Выручка. Это сумма, которую организация получила за продажу товара или оказание услуги. На выручку нужно смотреть в динамике: если инвестор видит, что она сильно уменьшилась, это не очень хороший признак. Возможно, бизнес потерял какой-то контракт. Если выручка растет, значит, компания развивается.

Операционная прибыль. Это выручка минус себестоимость продукции, управленческие и коммерческие расходы (например, на оплату труда, аренду или рекламу). Важно, чтобы операционная прибыль не была отрицательной. Дефицит по данной строке говорит о невозможности компании покрывать свои расходы (даже без учета планируемых выплат инвесторам).

Чистая прибыль. Это доходы минус все расходы на производство товаров и услуг. Для инвестора главное, чтобы она в принципе была. Если это так, бизнес можно рассматривать для инвестирования.

Рентабельность по операционной прибыли. Это соотношение операционной прибыли и выручки. Параметр показывает, насколько эффективно используются ресурсы компании: деньги или активы. То есть сколько рублей или копеек операционной прибыли бизнес получает с каждого заработанного рубля. Чтобы оценить показатель, его сравнивают со средними данными по отрасли.

Общий долг. Это сумма кредитов и займов, которые есть у компании. Как правило общий долг должен быть меньше выручки. Но данное правило не работает для молодых компаний. В первые годы выручка не успеет разогнаться, поэтому сумма долга будет больше. В таких случаях важно обращать внимание на активы. Например, есть ли у бизнеса основные средства на сумму долгов, сможет ли она в случае банкротства или дефолта обеспечить все необходимые выплаты.

Ликвидность. Этот параметр показывает как быстро активы компании могут превратиться в деньги. Эта информация понадобится на тот случай, если компания не справится со своими обязательствами и не сможет выплачивать деньги инвесторам. Тогда для возврата долгов ей придется продавать свои активы. Ликвидность показывает, насколько быстро и по какой цене это получится сделать.

На что еще важно обратить внимание

Кроме собственных показателей компании важно понимать, какая картина складывается в отрасли, в которой она работает. На этом этапе оценивается емкость рынка, конкуренция, ценообразование, маркетинг и сезонность бизнеса.

Наконец, анализируется финансовая модель — система показателей, которая помогает спрогнозировать выручку, денежный поток и прибыль бизнеса, и просчитать, как инвестиции отразятся на финансовом положении компании.

Финансовую модель разрабатывает и представляет компания, которая привлекает инвестиции. Именно обоснованная финмодель является лучшим источником информации о том, стоит ли вкладывать деньги в проект. Важно, чтобы в финмодели не было противоречий, логических, математических, технических и других ошибок. И чтобы она отвечала экономическим законам.

Если компания привлекает инвестиции, но не предоставляет финмодель — вкладывать в нее деньги опасно.

Таким образом, при проверке компании важно изучить:

  1. общую информацию о компании, продукте и руководителе;
  2. цель привлечения средств;
  3. репутацию компании;
  4. арбитражные дела;
  5. наличие проверок и исполнительных производств;
  6. информацию о госконтрактах и договорах лизинга;
  7. связи компании;
  8. финансовые показатели;
  9. рынок или сегмент рынка, в котором работает данная компания;
  10. финансовую модель.

Это базовая информация, которая поможет принять осознанное решение и не потерять деньги. Однако она не является исчерпывающей. Если вы не уверены, что сможете провести проверку самостоятельно, лучше обратиться к консультантам.

*Не является инвестиционной рекомендацией. Помните: инвестиции — это высокий риск. Получите консультацию независимого специалиста или проведите собственное исследование и анализ перед любыми вложениями.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.