Оценка инвестиционных проектов: как избежать ошибок и выбрать перспективные идеи
Автор: Никита Туртурика, Frontiers, специалист по проектной деятельности, специалист по развитию инвестиционных продуктов
Но есть и несистемные (или диверсифицируемые) риски. Их можно снизить в том числе за счет предварительного анализа инвестиционных проектов. В статье расскажу, как выбрать малый и средний бизнес, в который стоит инвестировать, и на какие параметры смотреть при принятии решения.
Как найти инвестиционные проекты
С 2020 года в России действует закон о цифровых финансовых активах. В числе прочего он регулирует деятельность электронных краудлендинговых платформ, на которых малый и средний бизнес привлекает деньги на свое развитие у частных инвесторов.
Центробанк аккредитует такие платформы и контролирует их деятельность. Реестр аккредитованных операторов инвестиционных платформ размещен на сайте регулятора.
Краудлендинговые платформы предлагают инвесторам доходность до 30% годовых. Именно на них стоит искать перспективные проекты для инвестирования. Но для того, чтобы принять решение, стоит ли инвестировать в тот или иной проект, его стоит проверить.
Компания FRONTIERS также является оператором краудлендинговой платформы и аккредитована ЦБ. Каждый месяц мы получаем около 500 запросов от компаний, которые хотят привлечь инвестиции. Чтобы убедиться в том, что это благонадежные бизнесы, и что они готовы к работе с частным капиталом, мы проводим трехэтапную проверку.
- Анализируем информацию из открытых источников, репутацию, финансовую устойчивость.
- Рассматриваем данные, предоставленные проектом: общие сведения, информацию о необходимых инвестициях, сведения о структуре проекта и его активах.
- Проводим скоринг. Анализируем финансовые показатели бизнеса по 40 формулам, и изучаем его финансовую модель.
Только после этого мы принимаем решение, готовы ли мы работать с проектом и презентовать его предложение инвесторам, или нет. Из 15 проектов, которые претендуют на сотрудничество, мы берем в работу 1-2.
Несмотря на то, что все проекты, с которыми мы работаем, прошли проверку, мы рекомендуем инвесторам самостоятельно анализировать компании и только после этого решать, стоит ли вкладывать в них деньги.
С чего начать оценку проекта
Первое, что стоит сделать — это понять, для чего компания вообще привлекает деньги. Эту информацию обычно можно найти на инвестиционной платформе. Если там не указана цель, можно пообщаться с основателем проекта.
Вообще есть четыре основные цели привлечения инвестиций.
- Расширение сбыта и рост продаж. Например, деньги часто нужны на рекламу, на закупку сырья, на найм сотрудников в отдел продаж, на разработку или улучшение сервисов по продажам.
- Увеличение производства, наращивание производственных мощностей. Обычно это делается, когда спрос на товар компании сильно опережает ее возможности и, соответственно, предложение. Тогда инвестиции привлекают, например, чтобы купить новое оборудование или снять в аренду помещения для новых цехов.
- Снижение себестоимости продукта. Например, компания может привлекать инвестиции на модернизацию оборудования, которая позволит автоматизировать производство и снизить расходы на персонал.
- Покрытие кассового разрыва. Иногда бизнесу не хватает средств, чтобы покрыть обязательные расходы, и он привлекает для этого инвестиции. Фактически такая компания становится финансовой пирамидой. На наш взгляд, это связано с очень высокими рисками для инвестора, поэтому мы не рекомендуем заходить в такие проекты.
Соответственно, если бизнес привлекает деньги на расширение сбыта, увеличение производства или снижение себестоимости — это хороший признак, можно переходить к следующему этапу проверки. Если компания хочет покрыть за счет инвестиций кассовый разрыв, лучше поискать другой проект.
Следующий момент, на который стоит обратить внимание — интересна ли та ниша, в которой работает проект, самому инвестору, верит ли он в продукт. Если интереса и уверенности нет, человеку будет психологически сложно инвестировать в такую компанию.
Далее стоит почитать отзывы о компании в открытых источниках. Их могут оставить клиенты или контрагенты. Этому источнику нельзя доверять на 100%. Несколько хороших отзывов — это не гарантия добропорядочности бизнеса, а несколько плохих — не признак того, что в него нельзя вкладывать деньги. Но если клиенты компании постоянно недовольны ее продукцией, а разные контрагенты пишут о проблемах с оплатой — это должно насторожить.
Общие сведения о бизнесе
Далее можно переходить к непосредственному анализу бизнес-показателей. Они доступны в открытых источниках: на сайтах арбитражных судов, ФССП, федеральном реестре сведений о банкротстве и т. п. Чтобы не собирать сведения по крупицам с разных сайтов, можно использовать агрегаторы информации о бизнесе — например, систему СПАРК-Интерфакс.
Импорт и экспорт. Это международные связи компании. Если ее рынок в основном заграничный, это не очень хорошо для инвестора — он не может проверить, насколько добросовестно бизнес исполняет свои обязательства за рубежом. Если в структуре сбыта преобладает Россия, но есть и иностранные контрагенты из дружественных государств — это хорошо.
Арбитражные дела. Это споры между предпринимателями и организациями, а также органами власти. Если компания часто выступает истцом, это нормально. Например, она может в суде добиваться от партнеров, чтобы они исполнили свои обязательства. А вот если компания часто выступает ответчиком, причем регулярно их проигрывает — это не очень хороший признак для инвестора.
Проверки контролирующих органов. Любая внеплановая проверка — это не очень хорошо. Стоит выбирать для инвестирования компании, которые не попадали в фокус внимания контролирующих структур.
Исполнительные производства. Если они есть, это может означать что на счета компании наложен арест, она не может вести деятельность, пока не расплатится с долгом. В такие проекты рискованно инвестировать.
Договоры лизинга. Любые действующие договоры лизинга — это неплохой показатель. Значит, компания привлекает дополнительные ресурсы в виде оборудования и транспорта и развивается. Однако с ними связаны дополнительные финансовые обязательства, которые важно учитывать при расчете окупаемости проекта.
Намерение о банкротстве. Если оно было, важно уточнить, что стало причиной и как разрешилась ситуация.
Сертификаты и декларации. Если компания получила новые сертификаты и декларации, это хорошо — значит, она открыла для себя возможность вести какую-то новую деятельность.
Госконтракты. Вообще это плюс: если компания работает с госконтрактами, то не зависит от спроса, при выполнении обязательств выручка будет получена. Однако важно рассмотреть предыдущий опыт работы заемщика с контрактами: есть ли плохие отзывы, сообщения об увеличении сроков поставок или отказа от договоренностей.
Связи. Также стоит изучить бывших и нынешних владельцев компании: в каких бизнесах они еще участвуют, какие организации тесно связаны с интересующим проектом.
Финансовые показатели
Следующий этап — это анализ главных финансовых показателей бизнеса. Здесь инвестора могут интересовать два отчета:
- Бухгалтерский баланс.
- Отчет о прибылях и убытках.
Их можно поискать на инвестиционной платформе или запросить у представителей компании. Далее расскажу, на какие конкретно показатели смотреть.
Выручка. Это сумма, которую организация получила за продажу товара или оказание услуги. На выручку нужно смотреть в динамике: если инвестор видит, что она сильно уменьшилась, это не очень хороший признак. Возможно, бизнес потерял какой-то контракт. Если выручка растет, значит, компания развивается.
Операционная прибыль. Это выручка минус себестоимость продукции, управленческие и коммерческие расходы (например, на оплату труда, аренду или рекламу). Важно, чтобы операционная прибыль не была отрицательной. Дефицит по данной строке говорит о невозможности компании покрывать свои расходы (даже без учета планируемых выплат инвесторам).
Чистая прибыль. Это доходы минус все расходы на производство товаров и услуг. Для инвестора главное, чтобы она в принципе была. Если это так, бизнес можно рассматривать для инвестирования.
Рентабельность по операционной прибыли. Это соотношение операционной прибыли и выручки. Параметр показывает, насколько эффективно используются ресурсы компании: деньги или активы. То есть сколько рублей или копеек операционной прибыли бизнес получает с каждого заработанного рубля. Чтобы оценить показатель, его сравнивают со средними данными по отрасли.
Общий долг. Это сумма кредитов и займов, которые есть у компании. Как правило общий долг должен быть меньше выручки. Но данное правило не работает для молодых компаний. В первые годы выручка не успеет разогнаться, поэтому сумма долга будет больше. В таких случаях важно обращать внимание на активы. Например, есть ли у бизнеса основные средства на сумму долгов, сможет ли она в случае банкротства или дефолта обеспечить все необходимые выплаты.
Ликвидность. Этот параметр показывает как быстро активы компании могут превратиться в деньги. Эта информация понадобится на тот случай, если компания не справится со своими обязательствами и не сможет выплачивать деньги инвесторам. Тогда для возврата долгов ей придется продавать свои активы. Ликвидность показывает, насколько быстро и по какой цене это получится сделать.
На что еще важно обратить внимание
Кроме собственных показателей компании важно понимать, какая картина складывается в отрасли, в которой она работает. На этом этапе оценивается емкость рынка, конкуренция, ценообразование, маркетинг и сезонность бизнеса.
Наконец, анализируется финансовая модель — система показателей, которая помогает спрогнозировать выручку, денежный поток и прибыль бизнеса, и просчитать, как инвестиции отразятся на финансовом положении компании.
Финансовую модель разрабатывает и представляет компания, которая привлекает инвестиции. Именно обоснованная финмодель является лучшим источником информации о том, стоит ли вкладывать деньги в проект. Важно, чтобы в финмодели не было противоречий, логических, математических, технических и других ошибок. И чтобы она отвечала экономическим законам.
Если компания привлекает инвестиции, но не предоставляет финмодель — вкладывать в нее деньги опасно.
Таким образом, при проверке компании важно изучить:
- общую информацию о компании, продукте и руководителе;
- цель привлечения средств;
- репутацию компании;
- арбитражные дела;
- наличие проверок и исполнительных производств;
- информацию о госконтрактах и договорах лизинга;
- связи компании;
- финансовые показатели;
- рынок или сегмент рынка, в котором работает данная компания;
- финансовую модель.
Это базовая информация, которая поможет принять осознанное решение и не потерять деньги. Однако она не является исчерпывающей. Если вы не уверены, что сможете провести проверку самостоятельно, лучше обратиться к консультантам.
*Не является инвестиционной рекомендацией. Помните: инвестиции — это высокий риск. Получите консультацию независимого специалиста или проведите собственное исследование и анализ перед любыми вложениями.