Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
4 008 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

С чего начинал самый богатый человек в мире: на заре бизнес-империи Джеффа Безоса

Пересказ книги Брэда Стоуна «The Everything Store. Джефф Безос и эра Amazon».

В издательстве «Бомбора» выходит новая работа Тома Батлера-Боудона «50 великих книг о бизнесе», в которой собраны главные идеи и инструменты из лучших бизнес-книг в истории. Spark публикует отрывок, в котором пересказывается содержание книги «The Everything Store. Джефф Безос и эра Amazon» Брэда Стоуна.


Джефф Безос, основатель Amazon

Мне остаться или уйти?

Безос, урожденный Джеффри Престон Йоргенсен, появился на свет в 1963 году в Альбукерке, Нью-Мехико. Его матери Джеки было всего 16 лет. Тед Йоргенсен, отец мальчика, был немногим старше. Пара рассталась, и Джеки начала встречаться с Мигелем Безосом, молодым кубинцем, бежавшим в США из-за режима Кастро. Мигель был инженером и много работал, в итоге получив руководящую должность в Exxon. Джефф рос очень подвижным и смышленым ребенком. Правду о том, что Мигель — не его родной отец, он узнал лишь в возрасте 10 лет.

В начале 1990-х недавний выпускник Принстона Безос работал на Уолл-стрит в хедж-фонде D. E. Shaw & Co, спекулировавшем на небольших ценовых изменениях на международных биржах. К 29 годам Безос стал вице-президентом компании, а в 1994 году был назначен ответственным за получение прибыли на рынке, в то время бурно развивавшемся вокруг интернета. В этой связи он разработал концепцию онлайн-магазина под рабочим названием «магазин всего». Эта идея не получила дальнейшего развития, тем не менее самого Безоса весьма заинтересовала продажа книг через интернет.

В 1994 году уже появились онлайн-магазины, торговавшие книгами, однако набор предоставляемых ими услуг был скуден; в основном это были просто сайты, привязанные к основным книжным магазинам из бетона и кирпича. Захваченый мыслью о настоящем клиентоориентированном магазине, продающем книги исключительно через интернет, Безос рассказал о ней своему наставнику Дэвиду Шоу. Он сказал, что хочет заняться реализацией идеи самостоятельно, без покровительства компании. Шоу пригласил Безоса на прогулку по Центральному парку и попытался его отговорить, тем не менее настаивать он не стал.

Пытаясь понять, как лучше поступить — уйдя посередине года, он потерял бы все итоговые бонусы, — Безос в итоге придумал то, что назвал «путем наименьшего сожаления». Он представил, что ему 80 и он вспоминает свою жизнь, почти как дворецкий в одной из его любимых книг «Остаток дня» Кадзуо Исигуро. Будет он сожалеть о том, что ушел из фирмы Шоу, отказавшись от идеи разбогатеть на Уолл-стрит? Нет. Будет он сожалеть о том, что не занялся интернет-бизнесом? Да. Родители Безоса считали, что он слишком торопится. Мать предложила ему не уходить с работы, но параллельно создать компанию и работать над ней по ночам. Безос ответил, что сейчас — рассвет эпохи интернета, все меняется с огромной скоростью, а потому если уж заниматься этим, то нужно отдать себя без остатка, и поскорее.

Абракадабра! Amazon появляется на свет

Чтобы сделать цены на книги низкими, Безос решил открыть свой стартап в штате с невысокой численностью населения, так как, согласно законодательству, налоги с продаж необходимо платить лишь в том штате, где фирма расположена физически. Он выбрал Сиэтл, так как именно там началась история успеха Microsoft и проживало множество специалистов по компьютерам, а дистрибьютор книг Ingram находился неподалеку, в Орегоне. Безосу был 31 год, его молодой жене Маккензи — 24. Они решили приехать в Сиэтл из Техаса на машине (где вырос Безос), по дороге посетив Гранд-Каньон.

В гараже своего нового дома пара создала импровизированный офис, сделав несколько рабочих столов из дешевых дверей, которые Джефф купил в Home Depot. Его родители вложили 100 000 долларов США в новую компанию сына, хотя он и предупредил их, что с большой вероятностью они могут все потерять. Маккензи, в то время начинающая писательница, занималась финансами и помогала подбирать первых сотрудников. В ноябре 1994 года Безоса озарило, когда, листая справочник, он наткнулся на слово Amazon (англ. «Амазонка»). Название самой длинной и полноводной реки в мире показалось ему идеальным наименованием магазина, который, как он надеялся, однажды станет самым крупным в своей отрасли. Безос и его команда часто проводили рабочие встречи в кафе Barnes & Noble, находившемся недалеко от его дома, и с течением времени они осознали всю иронию этого факта*.

Бета-версия сайта Amazon.com появилась в марте следующего года и выглядела довольно примитивно — много текста, почти никакого дизайна; но на ней была поисковая строка и корзина. Ключевой характеристикой сайта были отзывы читателей, которые, как верно предположил Безос, выгодно отличали его от других.

Некоторые книгоиздатели того времени полагали, что негативные отзывы читателей оказывают книжной индустрии медвежью услугу. Однако Безос понимал, что истинная ценность компании не в том, что она может что-то продать, а в том, что она может помочь людям сделать лучший выбор.

С самого начала продажи Amazon стали стабильными, а персонал работал на складе день и ночь, отправляя посылки с заказами. Когда Amazon появился на Yahoo, покупателей прибавилось. Несмотря на рост прибыли, компания пускала в оборот всю имеющуюся наличность, и денег не хватало. Безос пообещал потенциальным инвесторам из Сиэтла, что продажи могут вырасти до 114 миллионов долларов США в год к 2000-му, что казалось совершенно фантастической цифрой, как и стоимость компании, оцененная в 6 миллионов долларов. Между тем в течение 1996 года Amazon рос невероятными темпами — на 30–40% в месяц, чему очень помогла передовица в Wall Street Journal, посвященная компании, которая каждые несколько месяцев вырастала из своего помещения.

Быстрый рост

Джон Дуерр из инвестиционной фирмы Kleiner Perkins в Кремниевой долине купил 13% акций компании за 8 миллионов долларов, уверенный, что амбиции Безоса неизбежно приведут компанию к успеху. Безос активно нанимал новых сотрудников и уже представлял Amazon интернет-гигантом, способным прожить долгие годы.

Говоря о бизнес-модели, Безос стремился как можно скорее расшириться, чтобы иметь возможность предложить клиентам наиболее выгодные цены, и за счет этого расти дальше. Он настаивал на том, что принимать на работу необходимо только самых умных кандидатов, и беспощадно отказывал всем, кто говорил о «балансе работы и личной жизни». Он требовал полной преданности делу, и сотрудники, не разделявшие его «невнимание к условиям труда», надолго не задерживались.

Безос сильно переживал из-за планов книжного гиганта Barnes & Noble «раздавить» Amazon, запустив собственный сайт. Он сказал своим сотрудникам, что в этой ситуации они могут сделать лишь одно: удвоить свои усилия по улучшению обслуживания клиентов, так чтобы сам процесс покупки в Amazon стал желанным опытом. Сайт, запущенный в итоге Barnes & Noble, был куда менее привлекателен и эффективен, чем Amazon. Компания была больше озабочена своими невиртуальными магазинами, приносившими куда больший доход в расчете на одну книгу, чем онлайн-торговля. Несмотря на то что продажи Amazon были во много раз ниже, чем Barnes & Noble’s и ее конкурента Borders, публичное размещение ак-ций в 1997 году принесло компании 54 миллиона долларов США. Все члены семьи Безоса отныне являлись мультимиллионерами.

В период между 1998 и 2000 годами Amazon 3 раза выпускала корпоративные облигации, что принесло ей еще 2 миллиарда долларов. Тем не менее никто из тех, кого заразила эта интернет-лихорадка, до конца не верил обещаниям Безоса относительно невероятного дальнейшего роста Amazon и того, как она изменит облик мировой розничной торговли. С самого начала Безос открыто заявлял о своих взглядах и долгосрочных планах, описывая их в письмах к акционерам. Почти все деньги он направлял на рост компании, увеличение ее доли на рынке и, что самое важное, на привлечение старых клиентов и получение потребительской лояльности.

Безос планировал создать новую инфраструктуру для продажи продукции. С этой целью он строил склады, и не только в США, но в Британии и Германии, а также приобретал компании, большая часть из которых, впрочем, не принесли особой пользы. Также он начал переманивать специалистов из Walmart, и последняя даже подала на Amazon в суд за «кражу профессиональных секретов». Безос, к слову, был фанатом основателя Walmart Сэма Уолтона и прочел его автобиографию «Сделано в Америке» (см. «50 великих книг об успехе»). В том, что касалось расходов на сотрудников, Безос стремился проявлять ту же экономность, что и Уолтон. Кроме того, Amazon переняла «основу деятельности» Walmart (постоянные эксперименты, чтобы выбрать наиболее удачные варианты) и ее веру в необходимость изучения опыта других компаний, чтобы взять от них самое лучшее. В общем, новая интернет-звезда вовсю вдохновлялась опытом самого известного гиганта традиционной розничной торговли.

Фишки, в которых кроется успех

В 1998 году на сайте Amazon появились две новые фишки. Первой был ранг продаж, показывавший, сколько человек приобрели ту или иную вещь, и менявшийся каждый раз, когда кто-то покупал новый экземпляр. Безос был уверен, что авторы и издатели будут постоянно проверять, не увеличились ли продажи их книги, и в итоге именно так и вышло. Невозможно передать, насколько потрясающим казался ранг продаж, который отображался как для бестселлеров, так и для книг в конце 2 000 000-го списка, в те времена когда литературные перечни включали 20, 50, максимум 1000 наименований.

Второй — «заказ в один клик», которую Amazon запатентовала. В то время люди настороженно относились к вводу данных своих банковских карт онлайн, и такая возможность стала настоящим подарком. Легкость, с которой теперь можно было повторно приобрести товар, повышала доверие клиентов к компании.

Между тем eBay начал угрожать стремлению Amazon стать «магазином всего». Казалось, ее сайт лучше подходит веку информационных технологий, будучи платформой, где покупатель просто встречался с продавцом, и не было необходимости строить огромные склады и дорогие распределительные центры. Возможно, фиксированные цены также являются пережитком прошлого, и вскоре их заменит аукцион в стиле eBay? В 1999 году Безос запустил Amazon Auctions, но проект провалился. Основная масса продавцов привыкла работать с системой eBay, а постоянных клиентов Amazon не интересовали торги. Сервис zShops, с помощью которого сторонние продавцы могли продавать свои товары через Amazon по фиксированным ценам, также не пользовался популярностью. Попытка заняться торговлей игрушками и электроникой стала для компании настоящим испытанием, так как их именитые производители вроде Hasbro или Sony не спешили становить-ся «именитыми поставщиками». Какие бы товары ни приобретала Amazon, ей необходимо было продать их, иначе они висели мертвым грузом, иногда достаточно крупным. Например, в 1999 году Amazon пришлось избавляться от непроданных игрушек на сумму 39 миллионов долларов США.

В этот год журнал Time назвал Безоса «Человеком года», а уже в 2000-м у Amazon начались проблемы. Из-за кризиса доткомов цены на акции компании значительно снизились. Люди, вложившие в нее свои деньги, обнаружили, что почти все потеряли. А Безос полностью погрузился в то, чтобы опровергнуть прогноз инвестиционного аналитика Рави Сурия, согласно которому в ближайшее время Amazon ждало банкроство.

Тем не менее, как пишет Стоун, Безос никогда не отказывался от своего масштабного видения будущего электронной коммерции и роли в ней Amazon. Он постоянно напоминал сотрудникам о том, что, если они смогут улучшить качество обслуживания, компания продолжит развиваться. Вот пример его помешанности на клиентах: после выхода четвертой книги о Гарри Поттере Amazon предложила своим клиентам купить ее со скидкой в 40% и экспресс-доставкой. Компания продала 250 000 копий, и, хотя она потеряла несколько долларов с каждой проданной книжки, что сильно обеспокоило многих ее руководителей, а также Уолл-стрит, Безос понимал, что, лишь угождая клиентам всеми возможными способами, можно добиться их лояльности и, соответственно, обеспечить компании долгую жизнь.

*Barnes & Noble — название одной из крупнейших американских компаний по продаже книг.

Читайте также:

Маск, Безос или Гейтс? С кем из миллиардеров вы найдете общий язык

Молодой Безос: как основатель Amazon выбирал нишу для бизнеса

Шкала богатства для всех людей в мире: кто вы в новой схеме Bloomberg

Безумные диеты миллиардеров

Что Билл Гейтс и Джефф Безос делают в выходные: шесть идей для достижения успеха

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.